Дело №2-575/2019
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сергач 23 августа 2019 года
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Котдусова И.У., единолично,
с участием: истца Матвеева В.Н.,
при секретаре судебного заседания Панкратовой И.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеева В.Н. к Москаеву М.И., Баклашовой Т.С. о признании права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Матвеев В.Н. обратился в районный суд с иском к Москаеву М.И., Баклашовой Т.С. о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование заявленного требования указал, что он ДД.ММ.ГГГГ приобрёл у ФИО1 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>., о чем имеется расписка. Между им и ФИО1 было достигнуто соглашение, дом передан ему добровольно, правомерность их соглашения никем не оспорена. Волеизъявление ФИО1 на отчуждение принадлежавшего ей на праве собственности жилого дома соответствовало ее действительным намерениям. Договор с ФИО1 фактически был исполнен, ФИО1 обладала необходимыми полномочиями по отчуждению данного жилого дома, сделка между ними является состоявшейся. Сделка не была зарегистрирована в органах по государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи со смертью ФИО1 Распоряжением Староберезовской сельской администрации Сергачского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении адресов по Староберезовской сельской администрации» жилому дому присвоен адрес <адрес>, владельцем жилья в распоряжении указывается ФИО1. Согласно выписке из похозяйственной книги № единственным собственником дома также является ФИО1. Наследниками ФИО1 являются Москаев М.И. и Баклашова Т.С., которые не претендуют на указанный дом. В настоящее время, он лишен возможности зарегистрировать право собственности на спорный объект недвижимости. Поскольку между ним и ФИО1 на момент подписания расписки были достигнуты все существенные условия договора о покупке жилого дома, расчёт был произведён, фактическая передача объекта произошла, считает, что ФИО1 утратила право собственности на жилой дом, а он его приобрел. За время владения никаких претензий по факту пользования жилым домом ни со стороны ответчиков, ни со стороны третьего лица не было. Основываясь на положениях ст.ст.218, 219,223,131,454,549,551 ГК РФ просит иск удовлетворить.
В судебном заседании истец Матвеев В.Н., основываясь на обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, просил иск удовлетворить, дополнительно пояснил, что кроме представленного им в дело расписки -договора от ДД.ММ.ГГГГ, какие-либо документы свидетельствующие о купле-продаже спорного жилого дома, как и акт о его приеме-передаче, ими не подписывались.
Ответчики Москаев М.И., Баклашова Т.С., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области; администрация Староберезовского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области о времени, дате и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителя не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания, не заявили.
Ответчик Баклашова Т.С. телефонограммой, администрация Староберезовского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области письменным ходатайством просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков и третьих лиц.
Заслушав объяснения истца Матвеева В.Н., исследовав представленные по делу доказательства, районный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Ст.105 ГК РСФСР 1964 года предусматривалось, что в личной собственности граждан могут находится предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения.
Абз.1 ст.106 ГК РСФСР, которой регламентировано право личной собственности на жилой дом, было предусмотрено, что в личной собственности гражданина может находиться один жилой дом (или часть его).
В силу действовавших в указанный период нормативно-правовых актов, фактическая регистрация жилого дома на праве собственности за гражданами, в сельской местности, проводилась по их обращению занесением необходимых сведений в похозяйственную книгу сельского Совета по месту расположения обьекта недвижимости-жилого дома.
Установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит: жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. (предоставленный в собственность решением от ДД.ММ.ГГГГ) расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными в деле выпиской из похозяйственной книги Администрации Староберезовского сельсовета № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету № (л.д.14) и свидетельством на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Староберезовской сельской администрацией (л.д.9).
В указанном доме зарегистрированным никто не значиться, по утверждению истца он со своей проживают в нем в летний период, один-два месяца, ежегодно с 1998 года.
Согласно уведомлений филиала ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный жилой дом в ЕГРН отсутствуют (л.д.38), а земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учёт за номером № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-37).
В соответствии с правилами ст.56 ГПК РФ лицами, участвующими в деле, право собственности ФИО1 на жилой дом по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не оспорен.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, районный суд считает установленным факт принадлежности жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> на праве собственности ФИО1, поскольку право собственности на указанные обьекты недвижимости у неё возникли до вступления Федерального закона N122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а в соответствии с п.1 ст.6 данного Федерального закона, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
По свидетельству выданному Управлением ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гр.ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ о чем была составлена запись акта о смерти за №.
Из сведений представленных нотариусом ФИО6 наследниками по закону к имуществу умершей ФИО1 являются дети: ФИО7 (умер по принятию наследства ДД.ММ.ГГГГ) и Баклашова Т.С., а к имуществу ФИО7 – сын Москаев М.И.. (л.д.45-46)
Согласно п. 2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п.2 ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ч.1 ст.420 ГК РФ).
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ч. 1 ст. 454 ГК РФ).
Согласно ч.5 ст.454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Истец Матвеев В.Н. утверждая, что он с 1998 года является фактическим владельцем и пользователем жилого дома по адресу: <адрес>, просил признать право собственности на указанный жилой дом, ссылаясь на заключение ДД.ММ.ГГГГ с собственником жилого дома ФИО1 договора-купли продажи, чему подтверждением служит оставленный им договор купли продажи (фактически расписка) от ДД.ММ.ГГГГ подписанная ФИО1.
Из содержания представленной в деле Матвеевым В.И. копии (л.д. 10) и обозренного судом оригинала «договора купли –продажи жилого дома»-расписки следует, что Матвеев В.Н., проживающий: <адрес> покупает дом в <адрес> у ФИО1, проживающей: <адрес> за <данные изъяты> рублей, которая скреплена подписью ФИО1.
Из буквального толкования указанного договора-расписки усматривается, что денежные средства истцом Матвеевым В.Н. были переданы за объект недвижимости, однако обязательство заключить договор купли-продажи, а именно передать имущество в его пользу, расписка не содержит.
В соответствии со ст.554 ГК РФ (в редакции от 12.08.1996) в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключённым.
Согласно п.2 ст.558 ГК РФ (в редакции от 12.08.1996) передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Исследовав договор-купли продажи жилого дома-расписку от ДД.ММ.ГГГГ, районный суд приходит к выводу, что предмет договора купли-продажи жилого дома сторонами (Матвеевым В.Н. и ФИО1) надлежаще определен не был.
Так, из содержания из представленного договора- расписки невозможно с достоверностью идентифицировать объект недвижимости, являющийся по утверждению истца предметом договора купли-продажи. Не определена, этажность, площадь жилого дома, строительный материал, его точное расположение на местности (адрес).
Следовательно, при отсутствии этих данных в договоре-расписке условие о недвижимом имуществе, подлежащем в последующем передаче, считается не согласованным сторонами сделки, а договор не считается заключенным.
К тому же договор – расписка от ДД.ММ.ГГГГ не подписан самим Матвеевым В.Н.
Путем толкования содержания договора-расписки и поведения сторон, в силу требований Закона (ст.554 ГК РФ) не предусмотрена возможность установления предмета договора.
Так исходя из смысла ст. 554 ГК РФ, нельзя определять предмет договора купли-продажи недвижимости путем толкования, если его нельзя определенно установить по условиям договора. Договор купли-продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст.550 ГК РФ), и не может заключаться путем толкования и установления существенных условий на анализе иных документов.
Кроме того, на момент оформления договора – расписки от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не был и зарегистрирован.
В пункте 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, спорное недвижимое имущество, не включенное в гражданский оборот в связи с отсутствием регистрации права собственности на него, не могло быть предметом сделки купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с правилами ст.56 ГПК РФ истцом суду не представлены также передачный акт или иной документ, подписанный им и ФИО1 подтверждающий факт приема-передачи жилого дома по адресу: <адрес>, по договору-расписке от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах утверждения истца Матвеева В.Н. о том, что между ним и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключён договор купли-продажи жилого дома, который фактически назван распиской, не принимаются во внимание.
По смыслу ст.56 ГПК РФ бремя доказывания наличия договора и передачи жилого дома на условиях купли-продажи недвижимости возложено на истцов.
Представленный в деле договор-расписка от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает факт наличия договора купли-продажи между истцом и ФИО1, волеизъявления ФИО1 на заключение договора купли-продажи дома по адресу: <адрес>.
Истцом Матвеевым В.Н. не представлено допустимых доказательств факта заключения договора купли-продажи недвижимости, его условий и факта передачи ему во исполнение условий договора спорного недвижимого имущества.
Факт владения спорным имуществом как своим собственным, кроме утверждения истца, никакими другими доказательствами по делу не подтверждается.
Согласие ответчика Москаева М.И. с иском для правильного разрешения спора значения не имеет.
При таких обстоятельствах районный приходит выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания за Матвеевым В.Н. права собственности на спорный жилой дом и отказывает ему удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд,
р е ш и л:
В удовлетворении иска Матвееву В.Н. - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через районный суд в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: И.У.Котдусов
Решение в окончательной форме составлено 27 августа 2019г.