Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-223/2017 ~ М-210/2017 от 06.07.2017

Дело № 2-223/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2017 г.                                с. Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кидяевой Е.С.,

при секретаре Лыткиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Казачинского района Красноярского края о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Казачинского района об обязании в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, ориентир – 1 км. от автодороги Вороковка-Щелкановка на территории с. Вороковка Казачинского района Красноярского края.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края проведено рейдовое мероприятие на территории с. Вороковка Казачинского района Красноярского края, по результатам которого установлено, что на территории с. Вороковка, ориентир – 1 км. от автодороги Вороковка-Щелкановка выявлено месторасположение несанкционированной свалки отходов, протяженностью около 50 м. По результатам указанного мероприятия составлен акт рейдового осмотра от 05.04.2017 г. № 1, а так же фототаблица к нему. Согласно сообщению администрации Казачинского района от 13.04.2017 г. № 692, земельный участок, где расположена указанная свалка, находится в с. Вороковка, указанный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не имеет собственника и в пользование ранее не предоставлялся. Поскольку несанкционированная свалка отходов расположена на земельном участке, собственность на который не разграничена, обязанность по ликвидации свалки возлагается на соответствующее муниципальное образование района: администрацию Казачинского района. Бездействие администрации Казачинского района по не осуществлению мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, являются недопустимыми и негативно влияют на охрану окружающей среды, может повлечь вред здоровью неопределенному кругу лиц. На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.

Определением от 10.07.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Вороковского сельсовета.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит суд:

- обязать администрацию Казачинского района Красноярского края в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке, собственность на который не разграничена, ориентир – 1 км. автодороги Вороковка-Щелкановка на территории с. Вороковка Казачинского района Красноярского края;

- обязать ОАО «Галанинского хлебоприемное предприятие» в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером , ориентир – 1 км. от автодороги Вороковка-Щелкановка в с. Вороковка, на территории государственного лесного фонда Российской Федерации.

Определением от 01.08.2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Галанинское хлебоприемное предприятие»; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (Росимущество).

Определением от 04.09.2017 г. производство по делу в части требований к ОАО «Галанинское хлебоприемное предприятие» об обязании в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером , ориентир – 1 км. от автодороги Вороковка-Щелкановка в с. Вороковка, на территории государственного лесного фонда Российской Федерации, прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

В судебное заседание истец, извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие истца.

Истец направил в материалы дела уточнение к исковому заявлению, в котором просит суд: обязать администрацию Казачинского района до 01.06.2018 г. со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена: ориентир – 1 км. от автодороги Вороковка-Щелкановка на территории с. Вороковка Казачинского района Красноярского края в кадастровом квартале (<данные изъяты>

Ответчик администрация Казачинского района в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило. В силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие ответчика администрации Казачинского района.

Третье лицо администрация Вороковского сельсовета в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие администрации Вороковского сельсовета.

Третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (Росимущество) в судебное заседание своего представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Суд, изучив письменные материалы дела, полагает следующее.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч.1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления (п. 2ч. 2).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Судом установлено, что гражданин Титков В.В. обратился в Администрацию Губернатора Красноярского края с претензией, в которой уКАЗАЛ о наличии свалки отходов в кедровнике с. Вороковка Казачинского района Красноярского края.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 05.04.2017 г. № 1/508-од утверждено рейдовое задание по проверке фактов, указанных в обращении гр. Титкова В.В., поступившего из Администрации Губернатора Красноярского края, в районе с. Вороковка.

05.04.2017 г. на основании указанного рейдового задания, государственным инспектором отдела экологического надзора, было проведено рейдовое мероприятие на территории с. Вороковка. В ходе рейдового мероприятия установлено, что вблизи лесного массива (кедровник), ориентир – 1 км. от автодороги Вороковка-Щелкановка выявлено месторасположение несанкционированной свалки отходов, протяженностью около 50 км. В связи с погодными условиями, из-за обильного снежного покрова пройти до месторасположения указанной свалки отходов не представилось возможным, тем не менее проведена фотосъемка и составлена фототаблица. Указанные обстоятельства подтверждены актом планового осмотра № 1 от 05.04.2017 г., с приложенной к акту фототаблицей.

Согласно письму администрации Казачинского района от 13.04.2017 г. № 692, земельный участок, на котором располагается свалка отходов, не поставлен на кадастровый учет, никому ни для каких целей не предоставлялся.

Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, представленной в материалы дела, несанкционированная свалка отходов размещена в кадастровом квартале , а так же в квартале (кадастровый ).

Из сообщения Главы Казачинского района от 19.07.2017 г. следует, что свалка отходов с. Вороковка расположена на пересечении границ населенного пункта с. Вороковка (квартал ) с границами земель лесного фонда (кадастровый ), входящими в состав муниципального образования Вороковский сельсовет; в границах квартала место расположения отходов находится на землях государственная собственность на которые не разграничена, а в границах квартала , на землях, находящихся в собственности Российской Федерации.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером находится в собственности РФ, передан в аренду ОАО «Галанинское хлебоприемное предприятие» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной в материалы дела план-схеме, подписанной государственным инспектором Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края свалка, расположенная в квартале , имеет следующие точки географических координат: <данные изъяты>

Ответчиком администрацией Казачинского района наличие несанкционированной свалки по приведенным истцом координатам в пределах квартала , не оспаривалось. Доказательств тому, что на момент рассмотрения спора несанкционированная свалка отходов на указанном земельном участке была ликвидирована, ответчиком не представлено.

При этом в силу приведенных судом законоположений, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, данное полномочие относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, несанкционированная свалка находится на территории Вороковского сельсовета Казачинского района Красноярского края.

При рассмотрении дела установлено, что указанный участок (в пределах квартала ) не является объектом вещных либо обязательственных прав граждан, либо юридических лиц, а также публично-правовых образований (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), следовательно, данный земельный участок является неразграниченной государственной собственностью.

Вместе с тем, в силу п. 3.3. ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (ч.1).

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Отсутствие на территории муниципального образования надлежащей организации сбора и вывоза мусора, в результате чего стали возможны свалки мусора в неустановленных местах, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, причиняющие ущерб окружающей среде, является основанием для вывода о недостаточности предпринятых ответчиком мероприятий в этом направлении и возложении на ответчика обязанности устранить несанкционированную свалку.

При этом, суд учитывает, что согласно ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015 организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ч. 1 ст. 14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

На основании изложенного, суд полагает иск удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение – до 01.06.2018 г. Суд полагает, что предложенный истцом срок является разумным.

С учётом изложенного, суд полагает возложить на ответчика администрацию Казачинского района обязанность в срок до 01.06.2018 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена: ориентир – 1 км. от автодороги Вороковка-Щелкановка на территории с. Вороковка Казачинского района Красноярского края в кадастровом квартале (координаты: ш. <данные изъяты>).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Казачинского района Красноярского края в срок до 01.06.2018 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке, собственность на который не разграничена, ориентир – 1 км. автодороги Вороковка-Щелкановка на территории с. Вороковка Казачинского района Красноярского края в кадастровом квартале (координаты: ш. <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Казачинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья:                        Е.С. Кидяева

Решение изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 года.

2-223/2017 ~ М-210/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Кк
Администрация Казачинского района
Ответчики
администрация Вороковского сельсовета
ОАО Галанинское ХПП
Суд
Казачинский районный суд Красноярского края
Судья
Кидяева Евгения Сергеевна
Дело на странице суда
kazach--krk.sudrf.ru
06.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2017Передача материалов судье
10.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2017Подготовка дела (собеседование)
22.08.2017Подготовка дела (собеседование)
22.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2017Судебное заседание
04.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее