Судья: Болочагин В.Ю. адм. дело N 33А-8450/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Калиниковой О.А. и Непопалова Г.Г.
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матвеева М.Н. об оспаривании действий администрации г.о. Самара и о восстановлении нарушенного права,
по апелляционной жалобе Матвеева М.Н. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 21 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Матвеева М.Н. и Барановой Н.П., поддержавших апелляционную жалобу, представителя администрации г.о. Самара Храновских С.Г. и представителя Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара Красиковой С.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Матвеев М.Н. обратился в суд с административным иском к администрации г.о.Самара и главе г.о.Самара о признании незаконными действий по внесению в журнал регистрации уведомлений о публичных мероприятиях, поданных 10 июня 2019 г. Молодой Гвардией Единой России (далее – МГЕР) и 11 июня 2019 г. Барановой Н.П., Матвеевым М.Н. и Федюкиным Б.В.
В обоснование заявленных требований указал, что 10 июня и 11 июня 2019 г. им как уполномоченным лицом и Барановой Н.П. организатором поданы в администрацию г.о. Самара уведомления о проведении 26 июня и 27 июня 2019 г. публичных мероприятий, уведомление о проведении публичного мероприятия 11 июня 2019 г. также подано Федюкиным Б.В.
Во всех указанных случаях Баранова Н.П. и Федюкин Б.В. прибывали в здание администрации г.о.Самара задолго до 8 часов 45 минут – времени начала приема уведомлений, однако в журнале регистрации уведомлений о публичных мероприятиях на момент приема от них уведомлений уже находилась запись о принятии от представителя МГЕР уведомлений о проведении публичных мероприятий, совпадающих по времени и месту с публичными мероприятиями, о проведении которых намеревались подать уведомления Баранова Н.П. и Федюкин Б.В.
Полагая, что внесение в журнал регистрации уведомлений о публичных мероприятиях недостоверных записей делает невозможным согласование заявленных ими публичных мероприятий, Матвеев М.Н. просил обязать администрацию г.о.Самара и главу г.Самара рассмотреть уведомления о проведении публичных мероприятий, поданных 10 июня 2019 г. и 11 июня 2019 г. Барановой Н.П. и Матвеевым М.Н., поданного 11 июня 2019 г. Федюкиным Б.В. без учета уведомлений поданных МГЕР.
В ходе рассмотрения дела Матвеев М.Н. заявил дополнительное требование, просил признать незаконным несогласование администрацией г.о.Самара и главой г.о.Самара уведомлений о проведении 26 и 27 июня 2019 г. публичных мероприятий.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены ООО ГК «Интепрайс» и Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара.
Решением Ленинского районного суда от 21 июня 2019 г. в удовлетворении требований Матвеева М.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Матвеев М.Н. просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ (далее - Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения незаконным.
В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.
Судом установлено, что 10 июня 2019 г. административный истец Матвеев М.Н. и заинтересованное лицо Баранова Н.П. обратились в администрацию г.о. Самара с уведомлением о намерении провести 26 июня 2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичное мероприятие в форме пикета с использованием флагов, плакатов, транспарантов, сборно-разборных конструкций, без использований звукозаписывающей аппаратуры, место проведения: <адрес>.
Цель мероприятия – выражение протеста против «мусорной реформы», защита прав трудящихся и пенсионеров, выражение мнений по актуальным экологическим, общественно-политическим и социальным вопросам, с предполагаемым количеством участников 200 человек.
Согласно штампу входящей корреспонденции, данное уведомление получено администрацией г.о. Самара в тот же день и зарегистрировано за вх. N 178-ПН (время 8 часов 55 минут).
И.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей аппарата администрации г.о.Самара – заместителя руководителя аппарата администрации г.о. Самара Выборнов Ю.Н. письмом от 13 июня 2019 г. исх. N 06-17/311-177 уведомил Баранову Н.П. о невозможности проведения 26 июня 2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичного мероприятия в заявленной форме, сославшись на то, что ранее в администрацию г.о.Самара поступили уведомления иных организаторов о проведении публичных мероприятий что по указанным ею и Матвеевым М.Н. времени и местам. При этом предложил иное место проведения публичного мероприятия - на территории расположенного в <адрес>
11 июня 2019 г. административный истец Матвеев М.Н. и заинтересованное лицо Баранова Н.П. обратились в администрацию г.о. Самара с уведомлением о намерении провести 27 июня 2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичное мероприятие в форме демонстрации и митинга с использованием флагов, плакатов, транспарантов, с использованием звукозаписывающей аппаратуры, место проведения:
1. Демонстрации: сбор на дублере <адрес>, движение по проезжей части дублера до дома 14 по проспекту Ленина (до лестницы и парковочного кармана напротив входа в ресторана «Черчилль») где пройдет митинг. Митинг на части площадки у бывшего магазина «Спартак» (Ново-Садовая, 31А) за пределами зон, подпадающих под запрет, установленных Законом Самарской области от 6 апреля 2005 N 105-ГД и на ступенях и тротуаре проспекта Ленина напротив сквера у <адрес>
2. Демонстрации: сбор на тротуаре <адрес>), движение по тротуару в сторону проезда Масленникова до пересечения с ул.Николая Панова (не доходя до места, подпадающего под запрет, установленный статьями 3 и 4 Законом Самарской области от 6 апреля 2005 N 105-ГД в части 150 метровой зоны от здания поликлиники ГП N 9 (ул.Ново-Садовая, 106а), где состоится митинг, а также митинг на площадке у бывшей проходной ЗИМ (между ДК «Звезда», ул.Ново-Садовая, 10а и ТЦ «Захар».
Цель мероприятия – выражение протеста против «мусорной реформы», защита прав трудящихся и пенсионеров, выражение мнений по актуальным экологическим, общественно-политическим и социальным вопросам, с предполагаемым количеством участников 200 человек.
Согласно штампу входящей корреспонденции, данное уведомление получено администрацией г.о. Самара в тот же день и зарегистрировано за вх. N 181-ПН (время 8 часов 51 минут).
И.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей аппарата администрации г.о.Самара – заместителя руководителя аппарата администрации г.о. Самара Выборнов Ю.Н. письмом от 14 июня 2019 г. исх. N 06-17/311-183 уведомил Баранову Н.П. о невозможности проведения 27 июня 2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичного мероприятия в заявленной форме, сославшись на следующие обстоятельства.
На дублере проспекта Ленина в указанные в уведомлении месте и времени с применением специальной техники будут проведены запланированные ранее работы по благоустройству улично-дорожной сети, в том числе по нанесению дорожной разметки, проведение публичного мероприятия в данном месте создаст угрозу для жизни и здоровью участников публичного мероприятия и будет помехой для проведения запланированных работ.
На части площадки у бывшего магазина «Спартак» (ул.Ново-Садовая, 31) в указанное время запланировано проведение публичного мероприятия иного организатора, кроме того, указанное место подпадает под запрет, установленный Законом Самарской области от 6 апреля 2005 N 105-ГД в части 150 метровой зоны от частного учреждения дополнительного профессионального образования (ул.Ново-Садовая, 44) и детской художественной школы N 1 имени Г.Е.Зингера (проспект Ленина,5).
По указанному в уведомлении месту проведения публичного мероприятия – на ступенях и тротуаре проспекта Ленина напротив сквера у <адрес> со стороны <адрес> по проспекту Ленина ранее в администрацию г.о.Самара поступили уведомления иных организаторов о проведении публичного мероприятия в указанное ею и ФИО11 время.
Проведение публичного мероприятия по ул.Ново-Садовая подпадает под запрет, установленный Законом Самарской области от 6 апреля 2005 N 105-ГД в части 150 метровой зоны от зданий негосударственных образовательных учреждений (ул.Ново-Садовая, 163 и 106.
При этом предложил иное место проведения публичного мероприятия - территория расположенного в Промышленном районе г.Самары сквера «Родина» в границах улиц Победа, Воронежская, Калинина и Свободы.
11 июня 2019 г. административный истец Матвеев М.Н. и заинтересованное лицо Баранова Н.П. обратились в администрацию г.о. Самара с уведомлением о намерении провести 27 июня 2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичное мероприятие в форме пикета с использованием флагов, плакатов, транспарантов, сборно-разборных конструкций, без использований звукозаписывающей аппаратуры, место проведения: <адрес>
Цель мероприятия – выражение протеста против «мусорной реформы», защита прав трудящихся и пенсионеров, выражение мнений по актуальным экологическим, общественно-политическим и социальным вопросам, с предполагаемым количеством участников 200 человек.
Согласно штампу входящей корреспонденции, данное уведомление получено администрацией г.о. Самара в тот же день и зарегистрировано за вх. N 182-ПН (время 8 часов 53 минут).
И.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей аппарата администрации г.о.Самара – заместителя руководителя аппарата администрации г.о. Самара Выборнов Ю.Н. письмом от 14 июня 2019 г. исх. N 06-17/311-184 уведомил Баранову Н.П. о невозможности проведения 27 июня 2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичного мероприятия в заявленной форме, сославшись на то, что ранее в администрацию г.о.Самара поступили уведомления иных организаторов о проведении публичных мероприятий что по указанным времени и местам. При этом предложил иное место проведения публичного мероприятия - на территории <адрес>
Указанные обстоятельства, вопреки доводам административного истца и заинтересованного лица Барановой Н.П. подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, исследованными судом с надлежащей оценкой, какие-либо опровергающие доказательства в судебное заседание Матвеевым М.Н. представлены не были.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Матвеева М.Н. пришел к выводу, что администрация г.о.Самара обосновала невозможность проведения публичных мероприятий в указанных в уведомлениях от 10 и 11 сентября 2019 г. времени и местах, в решении суда приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичных мероприятий на указанных Барановой Н.П. и Матвеевым М.Н. местах, и указанное ими время, не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку в силу статьи 3 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, которым является соблюдение положений Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При оценке доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия также исходит из того, что Конституция Российской Федерации признает право на мирные митинги, не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Несогласование проведения публичных мероприятий в указанных в уведомлении от 10 и 11 июня 2019 г. местах и время вопреки доводам апелляционной жалобы не нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право Матвеева М.Н. и Барановой М.Н. собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, действия администрации г.о.Самара не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению названными гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Апелляционная жалоба Матвеева М.Н. сводится к тому, что запланированные к проведению в период времени с 18 по 29 июня 2019 г. работы по благоустройству улично-дорожной сети, в том числе по нанесению дорожной разметки, на дублере проспекта Ленина не проводились в месте, указанном им как место проведения публичного мероприятия до подачи им 21 июня 2019 г. апелляционной жалобы. В суде апелляционной инстанции представил доказательства не проведения работ до начала судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не находит данный довод заслуживающим внимания, поскольку предметом судебного контроля является законность оспариваемых действий, имевших место 13 и 14 июня 2019 г., при рассмотрении в указанные даты уведомлений Барановой Н.П. от 10 и 11 июня 2019 г. заместитель руководителя аппарата администрации г.о. Самара Выборнов Ю.Н. исходил из того, что работы по благоустройству улично-дорожной сети, в том числе и на дублере проспекта Ленина определены условиями муниципального контракта N 5-МЗ/19, заключенного 23 апреля 2019 г. Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара с ООО ГК «Интерпрайз» и невозможностью изменения сроков запланированных работ.
Утверждения Матвеева М.Н. о том, что администрация г.о.Самара с целью несогласования заявленных им и Барановой Н.П. публичных мероприятий вносит в журнал регистрации публичных мероприятий недостоверные сведения о поступлении от иных лиц уведомлений о проведении публичных мероприятий в запланированные им и Барановой Н.П. местах и сроки опровергаются содержанием его же искового заявления, в котором Матвеев М.Н. утверждает, что на момент появления сотрудника администрации г.о.Самара Филева у дверей кабинета, где его ожидала Баранова Н.П. с целью подачи уведомлений в вышеназванном журнале уже имелись записи о регистрации заявлений представителя МГЕР Федюкиным Б.В. о проведении публичных мероприятий.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам
определила:
Решение Ленинского районного суда города Самары от 21 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеева М.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -