№ 2а-1055/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2016 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Мухиной Л.И.,
при секретаре Бондаревой Е.Е.,
с участием представителя административного ответчика Черкашиной О.В. – Пасконных А.А.
рассмотрев в предварительном судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Кемеровской области к Черкашиной О. В. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России №11 по Кемеровской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Черкашиной О.В., в обоснование которого указано, что согласно данным органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Черкашиной О.В. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: /________/ с кадастровым номером /________/, дата возникновения права собственности /________/, а также строение, расположенное по вышеуказанному адресу, дата возникновения права собственности с /________/. При проверке суммы задолженности по налогам и сборам была выявлена сумма недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, на которую начислены пени. Поскольку задолженность не была погашена, Межрайонная ИФНС России №11 по Кемеровской области обратилась к мировому судье судебного участка №5 Кировского судебного района г.Томска с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Черкашиной О.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам. /________/ мировой судья судебного участка №5 Кировского судебного района г.Томска вынес судебный приказ о взыскании с Черкашиной О.В. задолженности по обязательным платежам. /________/ на основании поступивших от налогоплательщика возражений, мировым судьей судебного участка №5 Кировского судебного района г.Томска вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании сумм задолженности в отношении Черкашиной О.В. Указывает, что на момент обращения с иском задолженность налогоплательщика по оплате сумм пени и налога составляет 164 917,13 руб., в том числе 1317,00 руб. – задолженность по уплате налога на имущество за 2013 год; 238,76 руб. – сумма пени, начисленных вследствие неисполнения обязательств по оплате налога на имущество за период с /________/ по /________/; 145 324,00 руб. – задолженность по земельному налогу за 2013 год; 18 037,87руб. – сумма пени, начисленная вследствие неисполнения обязательств по оплате земельного налога за период с /________/ по /________/ которую и просит взыскать с ответчика.
Административный истец Межрайонная ИФНС России №11 по Кемеровской области, надлежащим извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направил, заявлена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Из дополнений к административному исковому заявлению следует, что при подготовке документов для передачи в суд материалов в отношении налогоплательщика, а также определения суммы задолженности, исследуются налоговые уведомления и требования об уплате налога, направляемые в адрес налогоплательщика. Расчетом задолженности будет являться налоговое уведомление, в данном случае уведомление /________/, в котором в разделе 2 Расчет земельного налога, разделе 3 Расчет на имущество физических лиц приведены сведения о периоде начисленного налога, кадастровой стоимости, местонахождении объекта, налоговой ставке, а также исчисленной сумме налога. При этом вышеуказанные сведения о местонахождении объекта, кадастровой стоимости или инвентаризационной стоимости представляются в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ уполномоченными на то государственными органами и признаются достоверными. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись налоговое уведомление /________/, требование /________/ по состоянию /________/, о чем свидетельствуют реестры отправки указанных уведомления и требования, находящиеся в материалах дела. Возражений относительно предъявленных требований должник не заявлял. Дополнительно указано, что инспекцией были начислены пени за период с 2010-2013 гг., при этом недоимка по земельному налогу была взыскана ранее судебными приказами, что подтверждается историей ранее произведенных взысканий, поэтому что довод о том, что истцом пропущен срок для взыскания по задолженности по суммам пени, не обоснован.
Административный ответчик Черкашина О.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах уважительности не явки не сообщила, об отложении не ходатайствовала, представила заявление о пропуске административным истцом срока исковой давности, указывала, что срок для подачи иска в суд по вышеуказанному требования истек /________/, вместе с тем административное исковое заявление поступило в Кировский районный суд г. Томска только /________/. В связи с чем в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель административного ответчика Черкашиной О.В. – Пасконных А.А., действующая на основании доверенности от /________/, сроком действия доверенности 2 года, в судебном заседании заявление о пропуске срока исковой давности поддержала, просила в иске отказать.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, признав явку представителя административного истца, административного ответчика не обязательной, ознакомившись с письменными доказательствами, оценив их в совокупности, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению. При этом исходит из следующего.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги.
В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по начислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ч. 4 ст. 391 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пп.1, 2, 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Судом установлено, и не оспаривалось представителем административного ответчика, что Черкашиной О.В. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: /________/ с кадастровым номером /________/, дата возникновения права собственности /________/, и строение расположенное по адресу: /________/, дата возникновения права собственности с /________/, что подтверждается сведениями из АИС Налог: /________/. Также в судебном заседании не отрицалось, что Межрайонной ИФНС России №11 по Кемеровской области у Черкашиной О.В. выявлена сумма недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, на которые начислены пени.
Из содержания части 1 статьи 14, части 5 статьи 138, статьи 219 КАС РФ усматривается, что правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске административным истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено административным ответчиком.
В судебном заседании представителем административного ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции закона на момент возникновения спорных правоотношений.
По общему правилу пункта 2 названной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В то же время, как установлено абзацем вторым пункта 3 этой же статьи, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, налоговым законодательством предусмотрены специальные сроки по требованиям об уплате налога, пени, отличные от установленных в КАС РФ.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику Черкашиной О.В. налоговым органом направлено требование /________/ от /________/ об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, в котором указан срок исполнения обязательств – до 09.02.2015
Поскольку в установленный срок задолженность по налогам уплачена не была Межрайонная ИФНС России №11 по Кемеровской области обратилась к мировому судье судебного участка /________/ Кировского судебного района г.Томска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Черкашиной О.В. задолженности по налогам в сумме 146 641,00 руб., пени в сумме 18 276,13 рублей.
/________/ мировой судья судебного участка №1 Кировского судебного района г.Томска, и.о. мирового судьи судебного участка №5 Кировского судебного района г.Томска, вынес судебный приказ о взыскании с Черкашиной О.В.: 1317 руб. – задолженность по уплате налога на имущество за 2013 год; 238,76 руб. – сумма пени, начисленных вследствие неисполнения обязательств по оплате налога на имущество за период с /________/ по /________/; 145 324 руб. – задолженность по земельному налогу за 2013 год; 18 037,87 руб. – сумма пени, начисленная вследствие неисполнения обязательств по оплате земельного налога за период с /________/ по /________/.
/________/ на основании поступивших от налогоплательщика возражений, мировым судьей судебного участка №5 Кировского судебного района г.Томска вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании сумм задолженности в отношении Черкашиной О.В.
Статья 92 КАС РФ предусматривает, что процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом. В случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим Кодексом, они назначаются судом. Суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ и ст. 92 КАС РФ последним днем для обращения в суд с административным иском являлось /________/.
В соответствии с ч. 4 статьи 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Согласно статье 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Между тем, с административным исковым заявлением к Черкашиной О.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, Межрайонная ИФНС России № 11 обратилась в Кировский районный суд г. Томска только /________/ (дата передачи в органы почтовой связи административного искового заявления, направленного в суд), то есть за пределами специального срока.
Установление в законе срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено, обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен, аналогичное положение содержится в ст. 48 НК РФ.
Административным истцом на момент рассмотрения дела ходатайств о восстановлении срока административным истцом не заявлено.
Вместе с тем, судом также принимается во внимание, что из информации о создании представленных суду данных из АИС Налог: /________/ (подсистема: общие списки) в отношении земельного участка и строения, принадлежащего Черкашиной О.В.; выписки из карточки лицевого счета налогоплательщика АИС Налог: /________/ (подсистемы: налог на имущество физических лиц в границах городских округов; земельный налог; и земельный налог с физических лиц в границах городских округов), а также сведений об истории обращений АИС Налог: /________/ следует, что указанные сведения сформированы на /________/. Расчеты пени по налогу созданы /________/, о чем также свидетельствуют соответствующие отметки.
Из уведомления о вручении административного искового заявления Черкашиной О.В. (в силу положений ст. 125 КАС РФ) следует, что оно направлено административному ответчику только /________/.
Суд учитывает, что причины, препятствующие обратиться в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций с Черкашиной О.В., в сроки, установленные законом, административным истцом не приведены, соответствующие доказательства к исковому заявлению не приложены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Черкашиной О.В. суммы задолженности по налогам пропущен без уважительных причин.
Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, суд при соблюдении закрепленных в части 5 статьи 138 КАС РФ условий принимает решение об отказе в административном иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Поскольку, судом установлено, что административным истцом пропущен срок обращения в суд без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска административного истца Межрайонной ИФНС России № 11 по г. Томску о взыскании с Черкашиной О.В. обязательных платежей и санкций в полном объеме, без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 138, 175 - 180 КАС РФ, суд,
решил:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Кемеровской области в удовлетворении административного искового заявления к Черкашиной О. В. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.И. Мухина