Дело № 2-531/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2019 года г.Янаул РБ
Янаульский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Рафикова Р.Р.,
при секретаре Ахкямовой Г.А.,
с участием истца Филипова А.Л.,
представителя ответчика ООО «УЖКХ» г. Янаул Юлдошева Х.Ю., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ООО «Янаулводоканал» Гараева И.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
третьего лица Филиповой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филипова А. Л. к Обществу с ограниченной ответственностью «УЖКХ» г. Янаул о незаконном начислении платы за коммунальные ресурсы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратился в суд к ООО «УЖКХ» г. Янаул с иском о незаконном начислении платы за коммунальные ресурсы. Истец просит обязать ООО «УЖКХ» г. Янаул плату за отведение сточных вод с целью содержания общего имущества собственникам <адрес> не начислять. Кроме того, обязать ответчика произвести перерасчет начисленной платы по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в размере 608,40 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в счет последующей оплаты; взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
Свои требования истец мотивировал тем, что является собственником жилого помещения № по <адрес> РБ. Согласно договору управления № МКД от ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией <адрес> является ООО «УЖКХ» г. Янаул. С ДД.ММ.ГГГГ истцу производятся начисления платы за коммунальные услуги по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества. Как указывает истец, технический подвал в многоквартирном <адрес> санитарно-техническими приборами, либо приемниками с гидравлическими затворами согласно технического паспорта, не оборудован, не является специально предусмотренным бытовым помещением, т.е. отсутствуют конструкционные особенности многоквартирного дома (далее – МКД), предусматривающие возможность потребления коммунальных ресурсов, а также отведения сточных вод, которые могут быть использованы в целях содержания общего имущества. Обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, направленные ответчику по электронной почте, не принесли результата, ответ истцом не был получен. ДД.ММ.ГГГГ ответчик письмом за исх. № в ответ на обращение истца № от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил истцу о наличии специализированного технического помещения (подвала технического назначения), оборудованного в соответствии с сантехническими нормами; начисление платы за коммунальные услуги по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества производится законно. Истец считает, что расчет платы за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества, произведен без учета отсутствия конструкционных особенностей многоквартирного дома, предусматривающих возможность потребления коммунальных ресурсов, а также отведения сточных вод, которые могут быть использованы в целях содержания общего имущества. Договор между ООО «УЖКХ» г. Янаул и ООО «ЯнаулВодоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ заключен без учета отсутствия технической возможности по потреблению и объемному учету ХВС, ГВС, а также условия водоотведения (отсутствует место приема) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, истец считает незаконным начисление платы за данный вид коммунальных услуг, аргументируя незаконность отсутствием в МКД конструкционных особенностей, предусматривающих возможность оказания коммунальных услуг по отведению сточных вод, используемых на содержание общего имущества.
В судебном заседании истец Филипов А.Л. исковое заявление поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Суду в обоснование своих требований заявил, что в их подъезде производится влажная уборка, качеством которой жильцы, включая истца, довольны, однако, грязная вода после мытья полов сливается ненадлежащим образом, в связи с чем, истец считает незаконным начисление платы за услуги по водоотведению в целях содержания общего имущества.
Представитель ответчика ООО «УЖКХ» г. Янаул Юлдошев Х.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении в полном объеме, представил суду письменные возражения на исковые требования, доводы которого поддержал, пояснил, что конструктивные особенности многоквартирного жилого дома предусматривают возможность отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в спорном доме, что подтверждено экспертным заключением №; следовательно начисление платы за данный вид коммунальных услуг производится на законных основаниях.
Представитель третьего лица ООО «ЯнаулВодоканал» Гараев И.И. полагал требования не подлежащими удовлетворению, начисление платы за потребленные ресурсы законным.
Третье лицо Филипова Л.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Третье лицо Сахратова С.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, что подтверждается телефонограммой.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся Сахратовой С.А.
Свидетель ФИО8, допрошенный в ходе судебного разбирательства 28 августа 2019 г., суду показал, что работает главным инженером в ООО «УЖКХ» г. Янаул. Дом старый, 1988 года постройки, в то время в проектах не предусматривались конструктивные особенности для водоотведения. В настоящее время в подвале имеется заглушка, куда установлена воронка для слива сточных вод. В момент опрессовки отворачивается специальная ревизия.
Свидетель ФИО9 допрошенная в ходе судебного разбирательства 28 августа 2019 г., суду показала, что является жителем <адрес>, не может пояснить, куда сливается вода, использованная для мытья полов в подъездах МКД.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями ЖК РФ, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений п. 9 ст. 13 и п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище, возможность реализации которого обусловливает в том числе установление доступной платы за жилое помещение определенным категориям граждан.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг.
Как следует из. п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" под содержанием общего имущества в МКД следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст.ст. 30, 39, 154, 158 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в МКД, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, несут собственники помещений в МКД. Обязанность граждан оплачивать потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД коммунальные услуги установлена п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.
Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД и требования к их формированию определены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила №).
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены и введены в действие нормативы потребления коммунальных ресурсов по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, которые действуют с ДД.ММ.ГГГГ: МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением ХВС + ГВС: 0,0786 куб.м. на кв.м. общей площади; МКД с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением ХВС: 0,0358 куб.м. в месяц на кв.м. общей площади; МКД без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжение, водоотведением ХВС: 0,0227 куб.м. в месяц на кв.м. общей площади.
В соответствии с пп. "л" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с ДД.ММ.ГГГГ расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения», ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №), в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в МКД соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в МКД внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в МКД. Соответственно, если в МКД потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в МКД холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком МКД.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации, под сточными водами понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проживает в многоквартирном жилом <адрес>. Право собственности истца в вышеуказанной квартире зарегистрировано согласно регистрационному удостоверению за №. Собственниками данной квартиры также являются ФИО11 и ФИО12
Согласно платежным документам за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг жильцам МКД № по <адрес> производятся начисления платы, в том числе за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества.
Управляющей организацией данного дома является ООО «УЖКХ» <адрес>, что не оспаривается сторонами и подтверждается договором управления № МКД от ДД.ММ.ГГГГ
Сведения о состоянии общего имущества отражаются в технической документации на МКД. Техническая документация на МКД включает в себя, в том числе документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества. Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на МКД, согласно приложению № к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
По данным технического паспорта МКД № по <адрес> в <адрес> коммунальные сети ХВС, ГВС, а также сети водоотведения централизованы. Из договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: РБ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №МКД, заключенного между ООО «УЖКХ» <адрес> и ФИО3 следует, что управляющей организацией <адрес> является ООО «УЖКХ» <адрес>.
Таким образом, суд, анализируя вышеприведенные нормы в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что законодатель ставит в прямую зависимость законность начисления платы за коммунальные услуги по водоотведению в целях содержания общего имущества МКД от наличия технической возможности (т.е. конструктивных особенностей МКД) оказания таких услуг.
В связи с чем, для вынесения законного и обоснованного решения суд счел необходимым назначить строительно-техническую экспертизу, на разрешение которой поставил вопрос об определении наличия конструктивных особенностей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, предусматривающих возможность отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в этом доме.
Согласно экспертному заключению №, конструктивные особенности многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> предусматривают возможность отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в этом доме.
Также из материалов дела следует, что жилой МКД, находящийся по адресу <адрес>, не оснащен коллективным (общедомовым) прибора учета сточных вод. Согласно ч.9.3 ст. 156 ЖК, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ введена Федеральнымзакономот 29.07.2017 № 258-ФЗ)
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома МКД, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в МКД.
Судом проверены расчеты ООО «УЖКХ» за отведение сточных вод с целью содержания общего имущества. Расчеты управляющей организации являются верными и соответствуют тарифам, установленным Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истцом в адрес председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзора ДД.ММ.ГГГГ направлялась жалоба о нарушении ответчиком жилищного кодекса РФ в части расчета платы за коммунальные услуги по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества МКД. В ходе проведенной Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору предварительной проверки по данному обращению, установлено, что начисление платы за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, управляющей организацией ООО «УЖКХ» <адрес> по лицевому счету № за период с января 2017 г. по май 2019 г. произведено в соответствии с п. 44 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушений не выявлено.
Кроме того, освобождение собственников <адрес> от оплаты услуг за отведение сточных вод с целью содержания общего имущества повлечет нарушение законных прав и интересов собственников остальных квартир в данном МКД, так как данная статья расхода касается всех проживающих в данном доме; водоотведение производится по итогам содержания общего имущества МКД.
Влажная уборка подъездов в МКД в целях содержания общего имущества не может осуществляться без использвания воды, следовательно, у жильцов дома возникает обязанность оплачивать услуги по водоотведению сточных вод. Доводы истца о причинении действиями технического персонала по сливу сточных вод на придомовую территорию, не относятся к предмету рассмотрения иска, истец вправе обратиться в природоохранное ведомство, для установления факта причинения вреда экологии.
При таких обстоятельствах, разрешая требования истца о признании незаконным начисления платы за коммунальные ресурсы в части отведения сточных вод с целью содержания общего имущества, суд приходит к выводу о том, что доводы истца не нашли своего подтверждения, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца о незаконности начислений платы за коммунальные ресурсы.
Следовательно, не подлежат удовлетворению производные требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Филиппова А. Л. к Обществу с ограниченной ответственностью «УЖКХ» г. Янаул о незаконном начислении платы за коммунальные ресурсы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Янаульский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Янаульского районного
суда Республики Башкортостан Р.Р. Рафиков
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2019 года.
Судья Янаульского районного
суда Республики Башкортостан Р.Р. Рафиков
«согласовано»