К делу № 2 - 1311 / 2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Ожева М.А.,
при секретаре Тхагапсовой Б.М.,
с участием:
представителя истца Байбузовой Н.В. - Петинова А.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Байбузовой Натальи Викторовны к Овчаренко Михаилу Ивановичу о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
третье лицо без самостоятельных требований: администрация муниципального образования «Каменномостское сельское поселение»
установил:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, пояснив следующее.
По данным бюро технической инвентаризации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Овчаренко Михаил Иванович (далее - ответчик), на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный дом поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ под кадастровым номером №, а сведения о зарегистрированных правах на жилой дом отсутствуют.
Указанным жилым домом ответчик не пользовался, фактически отказался от него, передав во владение истцу в 1990 году.
Факт владения истца спорным жилым домом с 1990 года до настоящего времени никем не оспаривался, какого-либо интереса к этому имуществу никто не проявлял. Истец, предполагая, что ответчик отказался от данного имущества, более 30 лет проживает в данном жилом доме, несет расходы по его содержанию, открыто пользуется жильем как своим собственным, в связи с чем считает, что имеет на него права в силу приобретательной давности.
Согласно пункту 19 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление №10/22) разъяснено, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества (купля-продажа, мена, дарение и т.д.), в порядке универсального правопреемства (реорганизация юридического лица, наследование), а также в случае отказа собственника от принадлежащего ему права на имущество - в порядке, предусмотренном законом (пункты 2, 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Об отказе от права собственности может свидетельствовать как совершение собственником активных действий, предусмотренных статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и длительное бездействие, выражающееся в устранении от владения вещью, не проявлении интереса к ней, неисполнении обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником. При этом осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Аналогичный правовой подход сформирован в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2020 года № 84-КГ20-1 и от 22.10.2019 N 4-КГ19-55.
Право собственности на такую, имеющую собственника, но фактически брошенную им вещь может быть приобретено другим лицом, которое добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанным имуществом как своим собственным в течение пятнадцати лет, посредством обращения в суд с
иском к прежнему собственнику о признании права в силу приобретательной давности (пункт 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 19 Постановления № 10/22).
При этом, по смыслу закона, добросовестным может быть признано только такое владение, когда лицо, владеющее имуществом, имеющим собственника, не знает и не может знать о незаконности своего владения, поскольку предполагает, что собственник от данного имущества отказался.
Такой правовой подход соответствует разъяснениям, приведенным в абзаце 3 пункта 15 Постановления №, и подтвержден судебной практикой, сформированной в следующих судебных актах (например, определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, апелляционном определении Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 33-11378/2020).
В рассматриваемом случае требования истца заявлены в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности известного лица - ответчика, утратившего владение при не проявлении интереса к данному имуществу, присущего собственнику.
При таких обстоятельствах следует сделать вывод, что спорным имуществом в части, приходящейся на долю ответчика, истец владел на протяжении установленного законом пятнадцатилетнего срока, а также трехлетнего срока исковой давности (пункты 1, 4 статьи 234, пункт 1 статьи 196, пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации), добросовестно, поскольку владение имуществом ответчика, утратившего к нему интерес, началось по соглашению с последним, открыто, не скрывая факта нахождения имущества в своем владении, подтверждая тем самым наличия фактического господства над имуществом.
На основании изложенного, истец просила суд признать право собственности Байбузовой Натальи Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> Республики Адыгея (паспорт №, выдан ОВД <адрес> Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ) на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Представитель истца Байбузовой Н.В. - Петинов А.В. в судебном заседании поддержал исковое требование и дополнительно пояснил, что истец Байбузова Н.В. проживает в домовладении по адресу: <адрес>, с 1990 года. Ответчик Овчаренко М.Н. проживал в <адрес> с рождения. До 1990 года Овчаренко М.Н. уехал в <адрес>. После смерти его матери, ответчик получил свидетельство о праве на наследство у нотариуса в <адрес>, по месту его проживания, затем вернулся домой в <адрес> в 1990 году. Находясь в <адрес>, в 1990 году, ответчик Овчаренко М.Н. пояснил своей знакомой - истцу Байбузовой Н.В., что ветхое домовладение, принадлежавшее его матери, расположенное в <адрес>, ему не нужно, так как он живет в <адрес>, и разрешил Байбузовой Н.В. проживать в данном домовладении и пользоваться им, сказав ей, что позже приедет и переоформит на нее домовладение. После чего ответчик уехал в <адрес>, больше истец его не видела. С тех пор и по настоящее время Байбузова Н.В. проживает в домовладении Овчаренко М.Н. со своими детьми. Истец пыталась разыскать ответчика через администрацию Каменномостского сельского поселения, работники сельской администрации направляли запросы в разные инстанции, чтобы установить местонахождение ответчика, что не дало положительных результатов.
Ответчику Овчаренко М.И. были направлены судебные повестки по последним известным адресам его жительства (<адрес>, а также <адрес>, рабочий <адрес>, микрорайон Химки, <адрес>), однако ответчик в судебное заседание не явился. Согласно справке администрации местного самоуправления МО «Каменномостское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик по адресу: <адрес>, не проживает ориентировочно с 1990 года, сведениями о его местонахождении администрация не располагает. В настоящее время по данному адресу проживает Байбузова Н.В. Место фактического проживания ответчика предпринятыми судом мерами не установлено. В соответствии со ст.ст. 119 и 167 ГПК РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статьей 11 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.1994 г. №52-ФЗ определено, что действие ст. 234 ГК РФ распространяется и на случаи, когда владение имущества началось до 01.01.1995 года и продолжается в момент введения части 1 ГК РФ.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Согласно ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
На основании ч.1 ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Для приобретения права собственности на недвижимое имущество по давности фактического владения (в силу приобретательной давности) необходимо иметь имущество во владении добросовестно, т.е. фактический владелец не должен быть похитителем или иным лицом, умышленно завладевшим чужим имуществом помимо воли его собственника. Кроме того, такое владение должно быть открытым, очевидным для всех иных лиц, причем владелец должен относится к соответствующему имуществу, как к своему собственному, т.е. не только эксплуатировать, но и нести бремя собственника.
Из смысла положений ст. 234 ГК РФ следует, что право собственности на объект недвижимости по праву приобретательной давности возникает у лица при совокупности нескольких условий: данное имущество прошло государственную регистрацию, после чего приобрело статус объекта гражданских прав и обязанностей; у данного имущества имеется собственник (физическое либо юридическое лицо), право собственности которого зарегистрировано в установленном порядке: срок владения претендующего на спорный объект лица составляет не менее 18 лет с момента государственной регистрации объекта недвижимости (15 лет по правилам ст.234 ГК РФ и 3 года - срок, в течение которого титульный собственник имущества имеет право предъявить требование в том случае, если объект выбыл из его владения помимо его воли).
Согласно пунктам 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, по данным бюро технической инвентаризации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома по адресу: <адрес>, является Овчаренко Михаил Иванович, на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ №.
Факт проживания истца с 1990 года по настоящее время в вышеуказанном домовладении подтверждается: справкой администрации МО «Кировское сельское поселение» МО «Каменномостское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ,
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости: жилой дом площадью 17 кв.м. и земельный участок площадью 900 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Вместе с тем, по смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010).
Как следует из пояснений свидетеля Байбузова В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., он доводится отцом истцу Байбузовой Н.В. и проживает в <адрес>. С ответчиком Овчаренко М.И., который проживал пл адресу: <адрес>, они были знакомы и выросли с детства. Примерно в 1970-х годах Овчаренко М.И. уехал в Иркутскую облсть. На заработки, и там остался проживать. В домовладении по адресу: <адрес>, осталась проживать мать Овчаренко М.И., которая умерла в 1989 году. Брат Овчаренко М.И. по имени Павел умер примерно в 1990-х годах. О наличии других близких родственников у Овчаренко М.И. ему ничего не известно, то не был женат и у того не было детей. Примерно в 1990 году, уже после смерти своей матери, Овчаренко М.И. вернулся в <адрес> из <адрес> и сказа ему, что домовладение матери ему не нужно, так как оно очень ветхое, и потому что тот живет в <адрес>. После чего он договорился с Овчаренко М.И., что тот переоформит свой дом на его дочь Байбузову Н.В. Затем Овчаренко М.И. разрешил его дочери проживать в его домовладении, а сам уехал в <адрес>. С 1990 года по настоящее время Байбузова Н.В. проживает в домовладении Овчаренко М.И. по вышеуказанному адресу, со своими детьми.
Свидетель ФИО7 пояснила, что она проживает в <адрес> рай она. Байбузова Н.В. доводится ей племянницей. Она знает, что с начала 1990-х годов по настоящее время Байбузова Н.В. непрерывно проживает по адресу: <адрес>.
Свидетель ФИО8 пояснила, что она проживает в <адрес> рай она. С 1988 года она знает Байбузову Н.В. С 2013 года она является квартальной уполномоченной, и ей известно о том, что Байбузова Н.В. с начала 1990-х годов по настоящее время проживает по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом достоверно установлено, что истец Байбузова Н.В. с 1990 года по настоящее время проживает в вышеуказанном домовладении по адресу: <адрес>, открыто и добросовестно владеет данным домовладением как своим собственным. Ответчик Овчаренко М.И., также с 1990 года и по настоящее время, в данном домовладении не проживает, при этом разрешил с указанного времени проживать и пользоваться данным домовладением Байбузовой Н.В.
Право собственности на такую, имеющую собственника, но фактически брошенную им вещь может быть приобретено другим лицом, которое добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанным имуществом как своим собственным в течение пятнадцати лет, посредством обращения в суд с иском к прежнему собственнику о признании права в силу приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ).
Сведения об иных лицах, которые предъявляли бы имущественные претензии относительно спорного имущества к истцу, суду не предоставлены.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Доказательств наличия причин, препятствующих осуществлению истцом своих прав как собственника в отношении спорного имущества, суду не представлено.
Анализируя все обстоятельства по делу и представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что обусловленные законом обстоятельства и сроки владения (свыше 18 лет), дающие право истцу претендовать на приобретение в собственность в силу приобретательной давности нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства по делу.
Исковое требование не нарушает прав и законных интересов иных лиц, основано на законе и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое требование Байбузовой Натальи Викторовны к Овчаренко Михаилу Ивановичу о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать за Байбузовой Натальей Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> Республики Адыгея (паспорт № выдан ОВД Майкопского района Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ) право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.
Судья подпись
Копия верна: судья Ожев М.А.