Решение по делу № 2-3220/2020 от 18.05.2020

Дело № 2-3220/2020

39RS0002-01-2020-002888-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2020 года г. Калининград

Центральный районный суд г.Калининграда в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.Н.,

при секретаре Семенове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального и материального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд, указывая, что с < Дата > по < Дата > содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по Калининградской области, в котором условия содержания не соответствовали требованиям законодательства: камера в которой он содержался, была холодной и была переполнена, освещение было недостаточным, писать и читать в сумраке было невозможно, что являлось нарушением конституционных прав на защиту, глаза постоянно слезились, зрение было испорчено; окна были заварены щитами, отсутствовали естественная и отточно-приточная вентиляция. Поскольку у него, ФИО2, бронхиальная астма, пребывание в непроветриваемом помещении было затруднительно; камеры были оштукатурены под шубу; санитарный узел не был огорожен от жилой части, не было вентиляции, не было перегородки, что нарушало условия приватности; отсутствовала раковина, умываться приходилось над туалетом. В камере стоял запах от сан.узла. Из-за переполненности камер появлялись такие заболевания, как чесотка, клопы, стрептодермия. Санитарная обработка не проводилась. Прием пищи производился поочередно, рядом с туалетом. Помывка в бане производилась 1 раз в 10 дней продолжительностью 15 минут. Постельное белье и гигиенические наборы не выдавались. Отсутствовал бак с питьевой водой и таз для стирки. Родственникам приходилось покупать все за свой счет. Кроме того указывает, что во время выездов на следственные действия и судебные заседания не обеспечивался горячим питанием, что повлекло заболевания желудка. Не было должного медицинского обслуживания. Все вышеперечисленное причинило истцу нравственные страдания, нарушили его права. На основании изложенного, просит взыскать с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по Калининградской области компенсацию морального вреда в размере 2000000 рублей, компенсацию материального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании с применением видеоконференц-связи ФИО2, отбывающий наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН ФИО1, поддержал заявленные исковые требования по изложенным выше обстоятельствам. На удовлетворении требований настаивал. Пояснил об осведомленности о периодах и видах работ, проведенных в СИЗО-1 для улучшения условий содержания арестованных лиц после указанной им даты, но считал, что эти сведения должен предоставить ответчик. Также пояснил, что < Дата > он был освобожден из-под стражи в связи с вынесением в отношении него оправдательного приговора с правом на реабилитацию. Однако, настоящий иск с реализацией этого права не связан, а касается только ненадлежащих условий содержания. Правом на реабилитацию он ещё не воспользовался, будет обращаться через Европейский суд. Указал, что материальный вред сложился из стоимости продуктов и вещей, которые ему передавали родственники, а именно – продукты, одежду, постельные принадлежности и т.п., однако, чеков не сохранилось, как и перечня передач.

ФИО1, УФСИН ФИО1 по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 по Калининградской области ФИО5, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила истцу в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, пояснила, что в период содержания истца в следственном изоляторе нормы действовавшего законодательства соблюдались полностью, предоставить документацию о материально-бытовом обеспечении, количестве содержавшихся в учреждении в спорный период лиц не представляется возможностью в связи с ее уничтожением за истечением сроков хранения. Доказательств обратного истцом не представлено. Доводы о причинении моральных и физических страданий несостоятельны, поскольку на протяжении 18 лет с такими требованиями истец не обращался.

ФИО1 ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено: если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Федеральным Законом от < Дата > № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" определен порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов.

Согласно ст.4 ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

В соответствие со ст.8 ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации создавались, реорганизовывались и ликвидировались министром юстиции Российской Федерации и являлись учреждениями, входящими в систему территориальных органов уголовно - исполнительной системы. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст.16 ФЗ от < Дата > №103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).

В соответствии с Законом № 103-ФЗ в редакции, действовавшей в период содержания ФИО2 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по Калининградской области, подозреваемым и обвиняемым было гарантировано создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставление индивидуального спального места, выдачу постельных принадлежностей, посуды и столовых приборов.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливалась в размере четырех квадратных метров.

В силу ст.16 Закона № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Приказом Минюста РФ от < Дата > утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утратившие силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от < Дата > .

Согласно п.42 указанных Правил подозреваемым и обвиняемым гарантировалось обеспечение для индивидуального пользования спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой. Указанное имущество подлежало выдаче бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. Пунктом 44 Правил предусматривалось оборудование камер СИЗО санитарным узлом; водопроводной водой; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием. В соответствии с п.46 подозреваемые и обвиняемые подлежали обеспечению ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Согласно п.47 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Пунктом 131 подозреваемые и обвиняемые вправе были обращаться за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан был принять меры для оказания ему медицинской помощи.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО2 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по Калининградской области с < Дата > по < Дата >, освобожден из-под стражи в зале суда по приговору Ленинградского районного суда г. Калининграда от < Дата >.

Согласно возражениям ФИО1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по Калининградской области, лица, содержавшиеся в учреждении, размещались в соответствии с Федеральным законом от < Дата > № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» им предоставлялось индивидуальное спальное место.

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД РФ от < Дата > ) содержавшиеся в учреждении лица обеспечивались постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, а также столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой). Санитарный узел был расположен в кабинке с дверью, отгороженной от жилой части камер перегородкой высотой не менее 1,5 метров. Это обеспечивало достаточную степень изолированности при его использовании и давало возможность пользоваться им в условиях приватности. Санитарный узел имел гидрозапорную систему и систему слива. Нормативно-правовыми актами не регламентирован порядок установки спальных мест, стола и скамеек в камере, однако спальные места, столы и скамейки располагались на достаточно удаленном расстоянии от санузла у противоположной стены камеры. Камеры СИЗО-1 были оборудованы в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, камеры обеспечены средствами радиовещания. Мебель в камерах была прикреплена к полу или стенам, острые углы были скруглены. Подозреваемые и обвиняемые размещались из расчета 4 квадратных метра на человека.

Оконные проемы камер имели стандартные размеры и были остеклены. Конструкция окон позволяла обеспечить доступ свежего воздуха и читать при естественном освещении. Камеры были оборудованы как приточной вентиляцией с механическим побуждением, так и вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. Учреждение было оборудовано хозяйственно-питьевым водопроводом и канализацией. Водоснабжение учреждения осуществлялось за счет системы водоснабжения г. Калининграда. Система отопления учреждения была подключена к коммуникациям центрального отопления г. Калининграда. Ежедневно при обходе камер сотрудниками медицинской части учреждения осуществлялся контроль над состоянием температурного режима в камерах учреждения.

В камерах было предусмотрено рабочее и дежурное освещение. С 06.00 до 22.00 функционировало рабочее освещение, яркость которого соответствовало нормативам сравнительной характеристики зрительных работ малой точности при работе с освещаемыми объектами от 1 до 5 мм (в том числе буквы). С 22.00 до 06.00 функционировало дежурное освещение пониженной яркости, которое не препятствовало нормальному сну. Данный график освещения позволял сотрудникам учреждения осуществлять контроль за лицами, находящимися в камерах, и не препятствует их нормальному сну.

В соответствии нормами действующего законодательства в учреждении проводилась санитарная обработка спецконтингента, заявителю предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Ежемесячно составлялся график вывода заключенных под стражу на санитарную обработку, с учетом фактической численности заключенных и покамерного размещения (по категориям), а так же пропускной способности бани. Санитарная обработка включала в себя помывку людей, в том числе заявителя, в бане с мылом и мочалкой, с обязательной сменой постельного и нательного белья (при педикулезе - обработку волосяных покровов), дезинсекцию и дезинфекцию личной одежды. Медицинской частью учреждения осуществлялся предупредительный и текущий санитарный надзор (согласно санитарным правилам) устройств, оборудования и содержания бань, а также контроль за качеством и своевременностью проведения дезинфекции, санитарной обработки, смены нательного и постельного белья, бесперебойным снабжением холодной и горячей водой.

С целью недопущения распространения в камерах учреждения, в том числе и тех, где содержался заявитель, насекомых и грызунов, в соответствии с графиком, дезинфектором медицинской части учреждения проводились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия. Дератизационные и дезинсекционные мероприятия в учреждении так же проводились не реже 1 раза в месяц, согласно заключенных договоров. При выявлении в камерах педикулеза, а так же при поступлении жалоб от заключенных, наличие клопов, тараканов и т.д. обработка камер проводилась незамедлительно.

Лицам, содержавшимся в учреждении, предоставлялась возможность ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа.

Согласно ежегодному докладу Уполномоченного по правам человека «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2001 г.» в 2001 < адрес > посетил следственный изолятор, в ходе посещения выявлен перелимит спецконтингента.

Документация за 2001-2002 год уничтожена в связи с истечением сроков хранения (Приказ МВД РФ от < Дата > «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения»).

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Однако, помимо собственных утверждений, ФИО2 никаких доказательств того, что в период его нахождения в определенных камерах следственного изолятора общие условия его содержания являлись ненадлежащими, в нарушение приведенной выше нормы процессуального права, суду не представил.

Вместе с тем, суд учитывает следующее.

Согласно ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от < Дата >, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.

В соответствии с Федеральным законом от < Дата > № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод применяется на территории РФ с < Дата > и распространяется на правоотношения, возникающие с указанной даты.

Положения Федерального закона от < Дата > № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в той части, которой установлены нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере 4-х кв.м (п.5 ст.23), вступают в силу, согласно ст.52 этого же закона, с момента создания соответствующих условий, но не позднее < Дата >.

Поскольку факт переполненности камер следственного изолятора безусловно, нарушал права истца, суд находит доводы ФИО2 о переполненности камер следственного изолятора в указанные периоды содержания обоснованными, а исковые требования ФИО2 подлежащими частичному удовлетворению.

Определяя надлежащего ответчика по данному делу, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве ФИО1 ответчика в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по делу является ФИО1.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер и установленный период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, которые могли отразиться на состоянии его здоровья, правомерность помещения ФИО2 в следственный изолятор, объективные обстоятельства, влияющие на деятельность учреждения и его оснащенность необходимым оборудованием, длительность пребывания истца в учреждении, а также значительный временной промежуток времени – 18 лет, прошедший с момента описанных в исковом заявлении событий, неоднократное нахождение в условиях СИЗО-1 после указанного периода в связи с совершением преступлений : с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, отбывание очередного наказания в виде лишения свободы на 4 года 2 месяца в ФКУ ИК-9.

На основании изложенного, с ФИО1 за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 суд считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

Требования иска о возмещении материального ущерба в сумме 100000 рублей, который, по пояснениям истца сложился из стоимости продуктов и вещей, которые ему передавали родственники, а именно – продукты, одежду, постельные принадлежности и т.п., удовлетворению не подлежат в связи с недоказанностью этих обстоятельств, поскольку по доводам самого истца чеков не сохранилось, как и перечня передач. Обязанность доказывая таких требований лежит на истце.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФИО1 за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 в период с < Дата > по < Дата > в размере 3000 (три тысячи) рублей.

В удовлетворении остальной части требований ФИО2 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено < Дата >.

Судья: подпись

2-3220/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Журавлев Андрей Владимирович
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области
Министерство финансов РФ
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Сергеева Наталья Николаевна
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2020Передача материалов судье
25.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.06.2020Предварительное судебное заседание
25.05.2020Предварительное судебное заседание
26.06.2020Судебное заседание
05.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее