РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2016 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колычевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-5360/16 по административному иску Фонда поддержки образования «Инвестиционная перспектива» о признании незаконным представления прокурора Ленинского района города Самары,
УСТАНОВИЛ:
Фонд поддержки образования «Инвестиционная перспектива» обратился в суд с административным иском о признании незаконным представления прокурора Ленинского района города Самары. В обоснование заявленных требований фонд указал, что прокурором Ленинского района города Самары фонда вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Так, прокуратурой Ленинского района города Самары по поручению прокуратуры города Самары проведена проверка фонда.
В представлении указано на то, что в ходе проверки выявлено нарушение требований Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных». В частности, нарушения выражены в том, что копии договоров о пожертвовании родителями фонду денежных средств, переданы образовательным организациям, в которых обучаются их дети. Выявлено, что списки родителей, уплативших пожертвования предоставлялись без их согласия также директору МБОУ Гимназия № 1 г.о. Самара без надлежащего обезличивания персональных данных, поскольку, в списках указания на номер и число заключённого договора между гимназией №1 г.о. Самара и законными представителями учащихся, копии которых имеются в данном учебном заведении.
По мнению прокурора в уставе фонда содержатся положения, не соответствующие действующему законодательству. Сформулирован вывод о том, что неисполнение фондом обязанностей по соблюдению требований законодательства о персональных данных, о некоммерческих организациях, гражданского законодательства создают условия для нарушения прав благотворителей и принципа добровольности внесения пожертвований организации, а также принципа законности деятельности организаций.
Фонд считает вышеуказанное представление незаконным.
Так, руководитель фонда знакомилась с материалами проверки прокуратуры и не обнаружила доказательств нарушения Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», соответственно выводы прокуратуры в указанной части являются голословными.
Отмеченные несоответствия в Уставе не относятся к существу жалобы. Данные изменения законодательства приняты в 2014 году в п.31 ст.1 Федерального закона от 05.05.2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных Положений законодательных актов РФ».
Согласно п.7 ст.3 от 05.05.2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных Положений законодательных актов РФ» учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Однако, 08.11.2016 года, фонд, действуя в своих интересах, а не в целях исполнения требования прокуратуры, привел Устав в соответствии с действующим законодательством, обратившись в уполномоченный государственный орган за регистрацией изменений.
Поскольку органы прокуратуры не могут подменять и вмешиваться в деятельность организаций, оспариваемое предписание является незаконным, нарушающим права и законные интересы, создающим препятствия к осуществлению прав фонда на осуществление своей деятельности, на фонд незаконно возложена обязанность по принятию конкретных мер к устранению, по мнению прокуратуры, нарушений федерального законодательства, которых не было, незаконно возложена обязанность привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника фонда.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, фонд просил признать незаконным представление прокурора Ленинского района города Самары от 19.10.2016 года №21-186-2016 «Об устранении нарушений действующего законодательства».
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района города Самары по поручению прокуратуры города Самары проведена проверка фонда поддержки образования «Инвестиционная перспектива».
Из объяснений президента фонда, а по результатам изучения бухгалтерских документов, следует, что на каждую образовательную организацию в фонде создан отдельный счёт с целью ведения учёта поступивших денежных средств по каждому учреждению, а также производится ведение учёта ежемесячных поступлений пофамильно по следующим образовательным учреждениям: МБОУ Гимназия № г.о. Самара, МБДОУ Детский сад № г.о. Самара.
При этом установлено, что в нарушение требований ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ «О персональных данных» сотрудниками фонда разглашались сведения о родителях детей, делавших пожертвования в фонд с указанием сумм таких пожертвований. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями руководителя фонда, а также копиями списков жертвователей.
Между тем, одним из условий договоров, заключённых между родителями и фондом, является конфиденциальность сведений об условиях договора и дополнительных соглашений к нему (п. 2.1 договора).
Установлено, что в нарушение указанных требований, сотрудниками фонда копии договоров о пожертвовании родителями фонду денежных средств, переданы образовательным организациям, в которых обучаются их дети, что также подтверждается объяснениями руководителя фонда.
Кроме того, сотрудниками фонда в администрацию МБДОУ г.о. Самара «Детский сад № 149» предоставлялись сведения с расчётных счетов фонда, содержащие сведения о суммах поступлений от родителей воспитанников детского сада, что подтверждается копиями списков жертвователей.
Установлено также, что списки родителей, уплативших пожертвования, предоставлялись без их согласия также директору МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара без надлежащего обезличивания персональных данных. Так, в соответствующих списках имелись указания на номер и число заключённого договора между Гимназией №1 г.о. Самара и законными представителями учащихся, копии которых имеются в данном учебном заведении.
Таким образом, прокуратурой района в деятельности фонда установлены явные нарушения законодательства о персональных данных.
Кроме того, прокуратурой выявлены иные нарушения в деятельности фонда. Так, прокуратурой района с привлечением специалиста Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области проведена проверка соответствия устава фонда действующему законодательству.
В соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав фонда должен содержать порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда. В нарушение названных требований законодательства в уставе фонда, на момент проверки, данные положения отсутствовали.
Согласно п.2 ст.26 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
П.8.2 устава фонда предусматривает наличие регулярных поступлений от участников, но не содержит порядка регулярных поступлений от учредителя.
В соответствии с п. 3 ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ реорганизация фонда не допускается. Однако п.п. 4.3, 9.1, 9.2 устава предусмотрена возможность реорганизации, что не соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения законодательства подтверждаются материалами проверки, выводы, содержащиеся в представлении нашли своё подтверждение в ходе рассмотрения дела, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Фонда поддержки образования «Инвестиционная перспектива» о признании незаконным представления прокурора Ленинского района города Самары – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья