Судья Беспалова О.В. Дело № 33-900
№ 2-1528/2019
УИД 37RS0023-01-2019-001828-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«3» июня 2020 года г.Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи Плехановой Н.А.
судей Петуховой М.Ю., Акуловой Н.А.,
при секретаре Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петуховой М.Ю.
дело по апелляционной жалобе Соловьевой Натальи Владимировны
на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 17 декабря 2019 года по иску Соловьевой Натальи Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л а :
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) (далее – УПФР в г.о. Шуе) от 25 апреля 2019 года № Соловьевой Н.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью. По мнению истицы, в трудовой стаж, дающий право на пенсию как педагогическому работнику по выслуге лет, ей незаконно не включены периоды работы: период обучения на дневном отделении Шуйского педагогического института с 01.09.1987 по 24.06.1992; работа в должности пионервожатой в пионерском лагере «Рубин» Лежневской прядильно-ткацкой фабрики с 06.07.1989 по 24.07.1989; период работы в должности методиста в ОГОУ ГПО ПУ № 10 п. Лежнево (ОГБПОУ «Ивановский технический колледж») с 01.01.2009 по 31.08.2011; курсы повышения квалификации с 01.12.2010 по 03.12.2010. Решение об отказе в назначении досрочной пенсии истец считает незаконным, просит его отменить, включить в специальный стаж вышеуказанные периоды, и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента возникновения права.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 17 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований Соловьевой Н.В. отказано в полном объеме.
С решением не согласна Соловьева Н.В., в апелляционной жалобе просит решение отменить по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
В суд апелляционной инстанции представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца Соловьеву Н.В., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено, что при обращении к ответчику 23 января 2019 года с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее – Закон о страховых пенсиях), истцу решением УПФР в г.о. Шуе от 25.04.2019 № 20464/19 в назначении пенсии отказано в виду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности.
По мнению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР, специальный стаж истца составляет 20 лет 00 месяцев 03 дня при требуемом, согласно п. 19 п. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Ответчик не включил в специальный стаж истца периоды работы с 01.01.2009 по 31.08.2011 в должности методиста в ОГОУ ГПО ПУ № 10 п. Лежнево (ОГБПОУ «Ивановский технический колледж»); с 01.12.2010 по 03.12.2010 курсы повышения квалификации; с 06.07.1989 по 24.07.1989 в должности пионервожатой в пионерском лагере «Рубин» Лежневской прядильно-ткацкой фабрики; с 01.09.1987 по 24.06.1992 период обучения на дневном отделении Шуйского педагогического института.
Отказывая в удовлетворении требований истца в части включения в специальный стаж периода работы с 06.07.1989 по 24.07.1989 в должности пионервожатой в пионерском лагере «Рубин» Лежневской прядильно-ткацкой фабрики и с 01.09.1987 по 24.06.1992 периода обучения на дневном отделении Шуйского педагогического института, суд первой инстанции исходил из того, что нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца при решении вопроса о ее досрочном пенсионном обеспечении, поскольку у Соловьевой Н.В. отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как в период обучения и работы пионервожатой, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права к спорным отношениям в силу следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях).
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
Пунктом 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального Закона о страховых пенсиях, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (подпункт «м» пункт 1) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29.12.2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 01.01.1992, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу с 01.10.1993 в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой»). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт «а» пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение № 1397).
Пунктом 2 Положения № 1397 предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых; время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29.12.2013 № 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, не предусмотрено.
Из приведенных нормативных положений следует, что при исчислении стажа работы (деятельности), имевшей место до 01.01.1992, одним из обязательных условий зачета времени работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, времени обучения в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 01.01.1992 постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работы в качестве штатных пионервожатых, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в качестве штатных пионервожатых, допускается только при условии осуществления работы в пионерских лагерях, школах в период действия Положения от 17.12.1959 № 1397, то есть до 01.01.1992 и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01.01.1992 в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397.
Такой подход усматривается и из Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», согласно которому при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по «Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по «Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Пенсии за выслугу лет назначаются при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа, то есть не менее 16 лет 8 месяцев – для работников просвещения, приходится на работу, предусмотренную Перечнем (пункт 1.2 Письма). При назначении пенсий за выслугу лет необходимо строго руководствоваться Перечнем. Расширительному толкованию он не подлежит. Перечень состоит из двух разделов «Учителя и другие работники просвещения» и «Врачи и другие медицинские работники». Эти разделы делятся на подразделы. Должности, перечисленные внутри подразделов, относятся к тем учреждениям и организациям, против которых они указаны. В подразделе 1 «Учебные заведения и детские учреждения» раздела I должности, указанные в пунктах, относятся к тем учреждениям и организациям, которые поименованы в соответствующих пунктах (пункт 2.2.).
В силу подпункта «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 01.01.1992 г.
Согласно документам, имеющимся в материалах дела, в том числе данным указанным в трудовой книжке, Соловьева Н.В. до 16 августа 1993 года не осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»). Поскольку начало педагогической деятельности Соловьевой Н.В. имело место с 16.08.1993, то есть у нее отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент поступления в педагогическое учебное заведение и в период работы пионервожатой, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения периода обучения и работу в качестве штатных вожатых, при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о ее досрочном пенсионном обеспечении.
Ссылки в жалобе на то, что периоды обучения в педагогическом учебном заведении и работы пионервожатой подлежат включению в специальный стаж, поскольку после учебы Соловьевой Н.В. непосредственно следовала педагогическая деятельность в Лежневском СПТУ № 10 преподавателем математики и информатики, а работа пионервожатой подтверждается соответствующей архивной справкой, основаны на неверном толковании норм материального права по указанным выше основаниям.
Также суд, руководствуясь положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781,Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 (ред. от 18.08.2008) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж Соловьевой Н.В. периода работы с 01.01.2009 по 31.08.2011 в должности методиста (преподавателя) в ОГОУ НПО ПУ № 10 п. Лежнево (ОГБПОУ «Ивановский технический колледж»), поскольку в оспариваемый период педагогическая нагрузка как преподавателя (то есть в той должности, в которой работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости) не подтверждается.
Выводы суда основаны на представленных в дело доказательствах: Акте документальной проверки № от 22.03.2019, проведенной УПФР в г.о.Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области, лицевых счетах по начислению Соловьевой Н.В. заработной платы в оспариваемый период, приказах по ОГОУ НПО ПУ № 10 «О педагогической нагрузке преподавателей», «О хозрасчетной группе по профессии «Продавец, контролер-кассир», анализ которым, вопреки доводам жалобы, дан в мотивировочной части решения. Как правильно указал суд, даже при суммировании нагрузки Соловьевой Н.В. как преподавателя в ОГОУ НПО ПУ № 10 в спорный период с ее нагрузкой, установленной по хозрасчетной группе по профессии «Продавец, контролер-кассир», нагрузка истца также не будет составлять 720 часов в год, как это установлено действующим законодательством для включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
В связи с тем, что период нахождения Соловьевой Н.В. на курсах повышения квалификации с 01.12.2010 по 03.12.2010 приходится на период осуществления истцом трудовой деятельности в должности методиста ОГОУ НПО ПУ № 10 п.Лежнево, который не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, то и обучение на курсах повышения квалификации в специальный стаж не включается.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию истца, изложенную и поддержанную ею в суде первой инстанции. Данные доводы не основаны на правильном применении, толковании норм материального права, являются ошибочными, в решении суда им дана надлежащая правовая оценка.
Решение является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, влекущих отмену или изменение решения суда, в жалобе не приводится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Шуйского городского суда Ивановской области от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьевой Натальи Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи