Решение в окончательной форме изготовлено 09.12.2013
Дело № 2-3801/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2013 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.
при секретаре Сизовой Б.С.
с участием представителей истца Овдиенко Е.Г., Аксененко М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска к Прокопенко И.Л. об освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Мурманска обратилась в суд с иском к Прокопенко И.Л. об освобождении земельного участка. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик без законных оснований использует земельный участок на территории города Мурманска в районе улицы ***. Ранее, согласно распоряжению Правительства Мурманской области от 12 марта 2009 года № *** (в редакции распоряжения от 31 августа 2011 года № ***) индивидуальному предпринимателю Прокопенко И.Л. был предоставлен в аренду земельный участок площадью *** кв.м с кадастровым номером *** по улице *** в городе Мурманске для строительства конюшни на 3 года, то есть по 12 марта 2012 года. На основании решения арбитражного суда Мурманской области от 19 июля 2012 года возбуждено исполнительное производство в отношении должника о возврате спорного земельного участка кадастровым номером *** в связи с окончанием срока аренды по договору аренды земли. По настоящее время ответчик в нарушение действующего законодательства фактически использует указанный земельный участок без разрешительной документации, а также без согласования с заинтересованными организациями разместил на нем самовольные постройки. Спорный земельный участок находится в границах территории города Мурманска, в связи с чем истец обладает правом распоряжения земельными участками на территории города Мурманска до разграничения прав на них. Ответчик согласно письму комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска от 16 мая 2012 года был извещен о необходимости освободить занимаемую ей территорию земельного участка. Поскольку земельный участок должен быть возвращен ответчиком в пригодном для его использования состоянии, а самовольно размещенные объекты должны быть снесены, просит обязать Прокопенко И.Л. не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок площадью *** кв.м с кадастровым номером *** по улице *** в городе Мурманске путем сноса от самовольно возведенных одноэтажного деревянного дома размером 8 м х 8 м, используемого для бытовых нужд, одноэтажного деревянного строения с пристройками размером 10 м х 13 м, используемого для содержания животных, фундамента размером 4 м х 5 м, металлического ограждения длиной 15 м, деревянного ограждения на бетонном основании в охранной зоне водопровода с северо-западной стороны и вдоль улицы ***, очистить путем вывоза от строительного мусора, от отходов жизнедеятельности животных (навоз с опилками), складированного в откосе со стороны ***, от 3 газовых баллонов, размещенных у ограждения, от содержания лошади, часть используемого земельного участка вне ранее согласованных границ от точек 4,5 до деревометаллического гаража, обустроенную для конных занятий от песчано-гравийной смеси, территорию в районе гаража от размещенных автомобильных шин, привести земельный участок в прежнее состояние. В случае если Прокопенко И.Л. не исполнить решение суда в течение указанного срока, просит предоставить право администрации г. Мурманска произвести указанные действия со взысканием с Прокопенко И.Л. соответствующих расходов.
В судебном заседании представители администрации города Мурманска в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требование об освобождении земельного участка от содержания лошади не поддержали, на удовлетворении исковых требований в остальной части настаивали. Пояснили, что земельный участок, находится в черте города Мурманска, на территории Ленинского административного округа г. Мурманска, факт его незаконного использования Прокопенко И.Л. выявлен в ходе комиссионного осмотра, в котором также принимала участие представитель истца Аксененко М.Н..
Ответчик Прокопенко И.Л. в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В материалы дела представлены письменные возражения ответчика, в которых с исковыми требованиям она не согласна. Указывает, что в настоящее время не является индивидуальным предпринимателем, а утверждение об использовании ей земельного участка не соответствует действительности. Она не использует земельный участок по прямому назначению, поскольку лошадей в конюшнях нет, сотрудники отсутствуют, фураж не завозится. Во исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства она своими силами и средствами уже снесла сенник для сена, малую конюшню, подсобные помещения, лошадей подарила. Позиция истца о размещении самовольных построек ей не ясна, поскольку соответствующее решение суда отсутствует. Указала на несоответствие кадастрового номера, указанного в исковом заявлении, а также на отсутствие правовых оснований на предъявление такого иска администрацией г. Мурманска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования администрации г. Мурманска поддержал (телефонограмма в деле).
Выслушав представителей истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в соответствии с распоряжением правительства Мурманской области от 12 марта 2009 года № ***, Прокопенко И.Л. предоставлен земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м на условиях аренды сроком на 3 года для строительства конюшен.
Распоряжением Правительства Мурманской области от 31 августа 2011 года № 302-РП в распоряжение Правительства Мурманской области от 12 марта 2009 года № 78-РП «О предоставлении Прокопенко И.Л. земельного участка для строительства» внесены изменения в части изложения распоряжения в редакции «О предоставлении индивидуальному предпринимателю Прокопенко И.Л. земельного участка для строительства».
Арбитражным судом Мурманской области рассмотрено гражданское дело № *** по иску Министерства имущественных отношений Мурманской области к индивидуальному предпринимателю Прокопенко И.Л. о взыскании денежных средств, расторжении договора аренды и возврате земельного участка, вынесено решение от 19 июля 2012 года удовлетворении исковых требований.
Как следует из указанного решения, во исполнение распоряжения Правительства Мурманской области от 12 марта 2009 года № ***, между Министерством имущественных отношений Мурманской области и Прокопенко И.Л. 06 апреля 2009 года заключен договор аренды земельного участка № ***.
По условиям указанного договора арендодатель предоставляет а арендатор принимает в аренду земельный участок, площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенный в г. Мурманске, ул. ***, для использования для строительства конюшни. Договор заключен на срок с 12 марта 2009 года по 12 марта 2012 года, и был зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Мурманской области 28 апреля 2009 года.
В кадастровом паспорте от 14 января 2009 года земельного участка с кадастровым номером *** указано, что участок является государственной собственностью, категории – земли населенных пунктов, фактическое использование – место размещения конюшни.
Земельный участок передан по акту приема-передачи от 12 марта 2009 года,
Пунктом 6.3 дополнительного соглашения № 1 к договору аренды предусмотрено, что при прекращении договора арендатор обязан вернуть арендодателю участок в надлежащем состоянии.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что на день рассмотрения дела по существу правовых оснований для занятия индивидуальным предпринимателем Прокопенко И.Л. земельного участка не представлено, в добровольном порядке участок по акту приема-передачи истцу не передан, в связи с чем на истца возложена обязанность возвратить Министерству имущественных отношений Мурманской области земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.
Поскольку указанное решение арбитражного суда вступило в законную силу 20 августа 2012 года, на основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Октябрьского округа г. Мурманска вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.
Сведения об освобождении ответчиком земельного участка в материалы дела не представлены.
В соответствии с информацией Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Мурманской области от 28 ноября 2013 года № 3049, кадастровый номер *** равнозначен кадастровому номеру ***.
Как следует из письма комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска от 16 мая 2012 года, направленного в адрес ответчика, согласно акту о выборе земельного участка, отвод земельного участка с кадастровым номером *** был возможен при соблюдении Прокопенко И.Л. следующих условий: в соответствии с пунктом 3,4 акта ей необходимо получить разрешение на строительства объекта и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, однако проектная документация на строительство конюшни в комитет не предоставлялась, разрешение на строительство не выдавалось, тогда как на земельном участке находятся сооружения. Объекты используются и функционируют, несмотря на то, что в эксплуатацию не сданы, в связи с чем носят признаки самовольной постройки. При обследовании специалистом комитета установлено, что в соответствии с проектом территориального землеустройства граница земельного участка проходит примерно в 38 метрах от металлического гаража, расположенного возле дома № ***, тогда как используемый ответчиком земельный участок примыкает к металлическому гаражу, установленному на землях, государственная собственность на которые не разграничена и используется без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов. Ответчику указано на необходимость освободить занимаемую территорию, относящуюся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, разработать в установленном законом порядке проектную документацию на объект, получить разрешение на строительство и сдать объект в эксплуатацию, оформить право пользования земельным участком на период эксплуатации объекта в установленном порядке.
В соответствии с актом управления Ленинского административного округа г. Мурманска от 13 августа 2013 года, комиссией в составе геодезиста ООО «***» А.А.А., специалиста отдела по взаимодействию со структурами жилищно-коммунального комплекса и благоустройству Управления Ленинского административного округа г. Мурманска А.М.Н., главного специалиста комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска К.О.И., судебного пристава-исполнителя К.Ю.А., ведущего специалиста отдела по земельным ресурсам комитета имущественных отношений г. Мурманска, в присутствии представителя от ИП Прокопенко И.Л. – М.В.С. (доверенное лицо, согласно сообщению Прокопенко И.Л.), в ходе обследования земельного участка кадастровый номер *** установлено, что:
- используемый участок с северо-западной стороны участка и вдоль улицы *** огражден деревянным ограждением на бетонном основании, в охранной зоне водопровода. Ограждение земельного участка установлено без разрешительной документации и согласования с заинтересованными организациями. Вдоль ограждения установлены 3 металлические опоры и деревянный столб для электрокабеля;
- на участке расположены 2 постройки (1-этажный деревянный дом размером 8 м х 8 м, используемый для бытовых нужд, 1-этажное деревянное строение с пристройками размером 10 м х 13 м, используемый для содержания животных), фундамент (4 м х 5 м), металлическое ограждение длиной 15 м, территория захламлена строительным мусором, в откосе со стороны *** складированы отходы жизнедеятельности животных (навоз с опилками), у ограждения размещены 3 газовых баллона;
- в деревянном строении с пристройками М.В.С. содержит одну лошадь;
- часть используемого земельного участка вне ранее согласованных границ от точек 4, 5 до деревометаллического гаража обустроена для конных занятий и спланирована песчано-гравийной смесью, на территории в районе гаража размещены автомобильные шины;
- в смежной границе земельного участка с кадастровым номером *** в точках 4,5 сформирован земельный участок площадью *** кв.м, на котором Ч.Г.А. согласовано место размещения пони-клуба. Фактически Прокопенко И.Л. занимает земельный участок Ч.Г.А. и использует участок в точках А, В, С, Д без разрешительных документов;
- часть участка от существующего ограждения до границы земельного участка с кадастровым номером *** в точках 1,2 не используется, на участке произрастает древесно-кустарниковая растительность.
В ходе обследования выполнена фотосъемка территории и объектов, составлена схема земельного участка и фактически занимаемого земельного участка.
Акт подписан членами комиссии, а также М.В.С., возражений по его содержанию не представлены.
Согласно акта от 25 ноября 2013 года, составленного работниками администрации г. Мурманска, установлено, что фактически нарушения, указанные в акте от 13 августа 2013 года не устранены.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
Возражения ответчика о том, что она земельный участок не использует и предприняла действия по исполнению решения арбитражного суда в части освобождения земельного участка, надлежащими доказательствами не подтверждены, и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами: решением арбитражного суда, письмом комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска, актами комиссионных осмотров.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, указанный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе и на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 указанного Кодекса, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 60 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и в случаях: самовольного занятия земельного участка и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При этом статье 65 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация города Мурманска не является надлежащим истцом по делу, основаны на неверном толковании закона.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», части 3 статьи 15 Устава муниципального образования город Мурманск администрация города Мурманска обладает правом распоряжения земельными участками на территории города Мурманска до разграничения прав на них.
Границы территории города Мурманска определены Законом Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 582-01-ЗМО «Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области».
Согласно пункту 31 статьи 13 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 10 марта 2006 года № 20-235, к вопросам местного значения относятся как вопросы землепользования, так и осуществления земельного контроля за использованием земель города.
Решением Мурманского городского Совета от 27 декабря 2012 года №57-768 утвержден «Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск», определено, что администрация города Мурманска в сфере предоставления земельных участков осуществляет, в частности следующие полномочия: распоряжается земельными участками; устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля, организует и осуществляет муниципальный земельный контроль. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решений администрации города Мурманска, оформленных постановлениями администрации города Мурманска. Пользование земельными участками осуществляется на основании документов, оформленных в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, осуществление контроля на территории г. Мурманска в области земельных отношений является правом и обязанностью администрации города Мурманска.
Обладая в силу закона полномочиями по распоряжению земельными участками и контролю за использованием земель, администрация города Мурманска вправе требовать устранения нарушения прав муниципального образования город Мурманска в сфере земельных отношений.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик по истечению договора аренды спорный земельный участок не освободил и не передал его в надлежащем состоянии арендодателю, в настоящее время использует указанный земельный участок и прилегающую к нему территорию, разместил на нем без оформления в установленном законом порядке объекты, указанные в актах осмотра, а также захламил земельный участок и прилегающую к нему территорию строительным мусором, отходами жизнедеятельности животных, песчано-гравийной смесью и шинами, что является нарушением норм земельного законодательства.
В соответствии со статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении на ответчика обязанности освободить земельный участок и прилегающую к нему территорию являются обоснованными и подлежат удовлетворению с учетом требований части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд считает обоснованным и подлежащими удовлетворению и требования истца в части предоставления администрации города Мурманска права в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок предоставить ей право самостоятельно освободить земельный участок с дальнейшим взысканием с Прокопенко И.Л. расходов по освобождению земельного участка, поскольку это прямо предусмотрено статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный в исковом заявлении срок исполнения решения суда: в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным, возражения в указанной части ответчиком не представлены.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования администрации города Мурманска к Прокопенко И.Л. об освобождении земельного участка – удовлетворить.
Обязать Прокопенко И.Л. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок площадью *** кв.м с кадастровым номером *** по улице *** в городе Мурманска путем сноса одноэтажного деревянного дома размером 8 метров х 8 метров, используемого для бытовых нужд, одноэтажного деревянного строения с пристройками размером 10 метров х 13 метров, используемого для содержания животных, фундамента размером 4 метра х 5 метров, металлического ограждения длиной 15 метров, деревянного ограждения на бетонном основании в охранной зоне водопровода с северо-западной стороны и вдоль улицы ***, очистить путем вывоза от строительного мусора, от отходов жизнедеятельности животных (навоз с опилками), складированного в откосе со стороны ***, от трех газовых баллонов, размещенных у ограждения, очистить часть используемого земельного участка вне ранее согласованных границ от точек 4,5 до деревометаллического гаража, обустроенную для конных занятий от песчано-гравийной смеси, территорию в районе гаража от размещенных автомобильных шин, привести земельный участок в прежнее состояние.
В случае неисполнения Прокопенко И.Л. решения суда по освобождению земельного участка в указанный срок, предоставить администрации города Мурманска право освободить земельный участок площадью *** кв.м с кадастровым номером *** по улице *** в городе Мурманска путем сноса одноэтажного деревянного дома размером 8 метров х 8 метров, используемого для бытовых нужд, одноэтажного деревянного строения с пристройками размером 10 метров х 13 метров, используемого для содержания животных, фундамента размером 4 метров х 5 метров, металлического ограждения длиной 15 метров, деревянного ограждения на бетонном основании в охранной зоне водопровода с северо-западной стороны и вдоль ***, очистить путем вывоза от строительного мусора, от отходов жизнедеятельности животных (навоз с опилками), складированного в откосе со стороны ***, от трех газовых баллонов, размещенных у ограждения, очистить часть используемого земельного участка вне ранее согласованных границ от точек 4,5 до деревометаллического гаража, обустроенную для конных занятий от песчано-гравийной смеси, территорию в районе гаража от размещенных автомобильных шин, привести земельный участок в прежнее состояние.
Взыскать с Прокопенко И.Л. в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись А.Н. Камерзан