Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1444/2013 ~ М-1445/2013 от 28.10.2013

                                                                                                              Дело № 2-1444/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                с.Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи       Конфедератовой В.Г.,

при секретаре                                      Мартель О.Б.,

с участием истцов    Сильчева Николая Александровича и Сильчевой Натальи Николаевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сильчева Николая Александровича и Сильчевой Натальи Николаевны о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

    У С Т А Н О В И Л:

Сильчев Николай Александрович и Сильчева Наталья Николаевна, а также Сильчева Оксана Николаевна, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО7, обратились с иском к администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера - очень сильных дождей на территории Муниципального образования Николаевский сельсовет их дом и земельный участок (кадастровый номер ), расположенные по адресу: <адрес>, были подтоплены. В результате подтопления испорчено принадлежащее им имущество, пострадал дом, в котором они проживают. Данное обстоятельство подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ года. Принимая во внимание факт их постоянного проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего им имущества, они обратились в администрацию Николаевского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения материальной помощи при утрате имущества (полностью или частично). Однако, администрацией Николаевского сельсовета в данном праве на компенсацию и включении в список пострадавших было отказано. Поскольку имущество по месту их жительства было повреждено в связи с паводком, который относится к чрезвычайной ситуации, полагают, что имеют право на компенсацию причиненного им ущерба. На основании изложенного просят суд признать Сильчева Николая Александровича, Сильчеву Наталью Николаевну, Сильчеву Оксану Николаевну, действующую за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО7, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка на территории МО Николаевский сельсовет в августе 2013 года, и включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - паводка на территории МО Николаевский сельсовет в августе 2013года в связи с частичной утратой имущества.

Определением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу в части исковых требований Сильчевой Оксаны Николаевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО7, к администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, - прекращено, в связи с отказом от иска.

В судебном заседании истцы Сильчев Н.А. и Сильчева Н.Н. на уточненных исковых требованиях настаивали в полном объеме по доводам, изложенных в исковом заявлении. Пояснили, что заявления в администрацию сельсовета они подавали на единовременную материальную помощь – ДД.ММ.ГГГГ года, а на финансовую помощь – ДД.ММ.ГГГГ года. Единовременную материальную помощь они получили, а в выплате финансовой помощи отказали, так как посчитали, что они не подпадают под ущерб. В результате затопление у них пострадало: подполье (выперло доски, осыпалась земля), фундамент дома осел и треснул в трёх местах, на печи трещина появилась, в углу потолка в квартире осыпалась штукатурка. В подполье пришлось застелить пол досками, установив их на балки.

    Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: представителей ответчика - администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области и третьего лица - Министерства финансов Амурской области, о причинах неявки в суд не сообщивших, о рассмотрении дела без их участия не просивших; а также третьего лица – администрации Ивановского района, просившей рассмотреть дело в отсутствии её представителя.

    Ответчиком – администрацией Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области позиция относительно заявленных исковых требований в письменном виде не выражена.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающим на стороне ответчика, - администрацией Ивановского района Амурской области на исковое заявление представлено письменное возражение, в котором указывается на несогласие в полном объеме с доводами искового заявления. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2008г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий», разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010г. №2-4-60-12-22. В соответствии с п.2.1.15 выше указанных Методических рекомендаций, пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций, размер единовременной материальной помощи определен подпунктом «г» пункта 9 Правил, а именно до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади. Указанная единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. В соответствии с п.9.2 Методических рекомендаций, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. За полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000г. №36/34, а именно: тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, стакан, чашка, столовые приборы (ложка, вилка, нож), холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы всех видов, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), стол обеденный, стол рабочий, стул, табурет, газовая плита (электроплита), водонагреватели или отопительные котлы АГВ. Согласно протокола КЧС и ПБ Правительства Амурской области от 21 сентября 2013 года №39 (п.7 подпункт 1 абз.1), Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому, и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово - овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово - овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Как следует из представленных документов факта утраты имущества не установлено. Из заявления не видно, какая сумма ущерба нанесена гражданам и с чего данная сумма сложилась, какое именно имущество утрачено. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст.18 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера», граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. Однако в этой же статье указано, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Таким образом, право граждан на возмещение ущерба, причиненного вследствие ЧС, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом законом не установлено, что причиненный ущерб компенсируется в полном объёме. Кроме того, такая компенсация не должна превышать размер самого вреда, поскольку иное означало бы не только возмещение понесенных убытков, но и получение неосновательного обогащения. На основании вышеизложенного, полагает, что комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших, и просит суд отказать истцам в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, – Министерством финансов Амурской области на исковое заявление предоставлен письменный отзыв, в котором указывается, что статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных, ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 №750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. Правовым основаниям данной позиции являются положения статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. Кроме того, в данном случае плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество также потому, что соответствующая продукция, не достигнув своего созревания в наступившем сезоне вследствие чрезвычайной ситуации, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу как объекту гражданских прав. Следовательно, нет оснований связывать утрату урожая с утратой имущества. В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество. Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Решением должны определяться случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. В этих целях подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 №693 «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Для выплаты компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур Правительство Российской Федерации должно определить источники финансирования и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей (пункт 4 названного Указа). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.10.2013 №1797-р источником данных выплат определен резервный фонд Правительства Российской Федерации, определены категории лиц, имеющие право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013г., а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных Амурской области - 1 460 835 тыс.руб.. Указанная компенсация рассматривается в вышеуказанных правовых актах Российской Федерации в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов. Частью 14 статьи 10 Закона Амурской области от 17.12.2012 №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. от 27.09.20.13 №225-ОЗ) в целях компенсации гражданам утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, предусмотрено предоставление местным бюджетам иного межбюджетного трансферта. При этом Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденными постановлением Правительства области от 11.10.2013 №489, предусмотрена компенсация гражданам за счет средств федерального бюджета вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанными Правилами определены цели, условия, размеры компенсации. Таким образом, при удовлетворении данного искового заявления у истцов может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями по отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые он не имеет права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Тем самым может быть нарушен баланс между публичными и частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане, утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцам, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда. На основании изложенного, Министерство финансов Амурской области просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Согласно показаниям допрошенного в ходе судебного заседания свидетеля ФИО4, <данные изъяты>

Согласно показаниям допрошенного в ходе судебного заседания свидетеля ФИО5, <данные изъяты>

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истцов, показания свидетелей, приняв во внимание позицию третьего лица - администрации Ивановского района Амурской области, суд приходит к следующим выводам.

Согласно копиям паспортов истцов, они зарегистрированы как по постоянному месту жительства по адресу: Амурская <адрес>: Сильчев Николай Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Амурской <адрес>, - с ДД.ММ.ГГГГ года, а Сильчева Наталья Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка посёлка <адрес>, - с ДД.ММ.ГГГГ года.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной администрацией Николаевского сельсовета <адрес> Амурской <адрес> на основании похозяйственной книги №ДД.ММ.ГГГГ год, л/счет 5, подтверждается, что Сильчев Николай Александрович совместно со своей женой Сильчевой Натальей Николаевной, дочерью ФИО16 и внуком ФИО7, зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.

Из представленных суду документов следует, что жилое помещение принадлежат на праве общей совместной собственности Сильчеву Н.А. и Сильчевой Н.Н. (договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ года, технический паспорт на квартиру серия 28р от ДД.ММ.ГГГГ года).

Согласно копи свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землёй от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной администрацией Николаевского сельсовета <адрес> Амурской <адрес>, Сильчеву Н.А. принадлежит на праве бессрочного владения земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 0,20га.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 №123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Согласно распоряжению и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123 от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с.Ивановка, с.Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно распоряжению администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области от 09.08.2013 года №18, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123 от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», распоряжения и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187 (в ред. от 02.08.2013 года №189, в ред. от 09.08.2013г. №193), в связи с сильным дождём 09 августа 2013 года на территории МО Николаевского сельсовета, за три часа выпало 85 мм, согласно «Перечню и критериям опасных гидрометеорологических явлений» квалифицируется как опасное природное явление «продолжительный сильный ливень». В результате были подтоплены огороды, дворы, приусадебные участки, дома. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия, с 09.08.2013 года с 17-00 на территории МО Николаевского сельсовета введен режим «Чрезвычайная ситуация».

Распоряжением главы администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области Костукевич И.А. от 09.08.2013 года №19, вынесенным на основании распоряжения о введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории МО Николаевского сельсовета №18 от 09.08.2013г., создана комиссия по обследованию объектов, пострадавших от наводнения.

ДД.ММ.ГГГГ Сильчев Н.А. с указанием членов его семьи (Сильчевой Н.Н., ФИО17 и ФИО7) обратился в администрацию Николаевского сельсовета с заявлениями, в которых он просил выплатить им единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшей в с.Николаевка Ивановского района Амурской области 10.08.2013г..

Как следует из акта обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего 10.08.2013г. <адрес> Амурской <адрес>, утвержденного главой администрации Костукевич И.А. ДД.ММ.ГГГГ года, комиссией по месту жительства Сильчева Н.А. и членов его семьи Сильчевой Н.Н., ФИО18 и ФИО7 по адресу: <адрес> Амурской <адрес>, было проведено обследование, в ходе которого установлено, что жилое помещение подверглось подтоплению, подполье залито водой; затоплено подворье и приусадебный участок, уничтожены все овощи, картофель, приусадебный участок 0,20 га.

Согласно акта обследования, утвержденного главой администрации Костукевич И.А. ДД.ММ.ГГГГ года, комиссией по месту жительства Сильчева Н.А. и членов его семьи Сильчевой Н.Н., ФИО19 и ФИО7 по адресу: <адрес> Амурской <адрес>, в ходе обследования установлено, что затоплен приусадебный участок, в подполье под домом вода, стены подпола поражены грибком, на момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ подпол заполнен наполовину, начала осыпаться стена подполья.

Согласно пояснениям истцов, единовременная материальная помощь была им выплачена, а в выплате финансовой помощи – отказано.

Доказательств, подтверждающих включение истцов в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на выплату финансовой помощи в связи с частной утратой имущества, суду стороной ответчика не представлено.

Сильчев Н.А. и Сильчева Н.Н., считая себя лицами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Николаевский сельсовет, в связи с частичной утратой принадлежащего им имущества, обратились в суд с требованиями о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и включении их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на выплату финансовой помощи в связи с частной утратой имущества.

Согласно составленного по результатам проведенного по запросу суда ДД.ММ.ГГГГ обследования Акту обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего 10.08.2013г. в <адрес>, комиссией по месту жительства пострадавшего – главы семьи Сильчева Н.А. и членов его семьи – жены Сильчевой Н.Н. по адресу: <адрес>, было установлено, что на момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ при обследовании подполья дома стены подпола и потолок пола поражены начальной стадией грибка, фундамент печи не видно, так как производился ремонт подпола, но на печи вдоль канала трещина. Из-за неравномерной усадки фундамента дома образовались трещины; требуется ремонт фундамента.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Согласно пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 №214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах:

при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью);

при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 тыс.рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100тыс. рублей на семью.

Приказом начальника управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 №102-п установлено, что для включения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплата финансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).

31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ №693 от 31.08.2013 года было принято постановление №423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 года №40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области. Пунктом 1.2 которых предусмотрено, что настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, и содержит разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.

При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.

Согласно п.2.1. данных Методических рекомендаций, единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории населенного пункта, подвергшегося затоплению, подтоплению в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории области в июле – августе 2013 года, и соответствующим условиям, определенным настоящим разделом применительно к соответствующему виду выплат.

В соответствии с п.2.3 данных Методических рекомендаций, Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайноё ситуации. В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен (затоплен) не был, финансовая помощь за утраченное имущество не предоставляется. В целях разграничения утраты имущества со степенью «частично» или «полностью» применяется следующий критерий. В случае, если жилой дом (жилое помещение) были подтоплены водой в результате чрезвычайноё ситуации при подъеме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан фиксируется полная утрата имущества (в иных случаях при соблюдении условий настоящего пункта - частичная). Финансовая помощь за утраченное имущество выплачивается за счет средств, полученных из федерального бюджета, в размере 100 тыс. рублей на каждого человека из которых: за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, 50 тыс.рублей за счет дотации. Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество за счет средств областного бюджета не выплачивается.

Кроме того, постановлением Правительства Амурской области от 13.09.2013 года №423 утвержден Порядок выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года.

В силу ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признаётся изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

В соответствии со ст.16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч.1). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2).

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьёй 211 ГК РФ предусмотрено, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Из смысла указанных нормы ГК РФ и ЖК РФ следует, что в результате какого–либо повреждения жилого помещения либо его утраты, ущерб причиняется собственнику данного жилого помещения. Соответственно, право на возмещение ущерба нанесенного жилому помещению, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации.

В силу требований приведенных актов обязательными условиями для признания за гражданином права на получение финансовой помощи за утраченное (полностью или частично) имущество являются: установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, установление факта принадлежности жилого помещения данному гражданину на праве собственности, а также частичная (полная) утрата данным лицом принадлежащего ему имущества вследствие подтопления жилого помещения (жилого дома).

Как следует из материалов дела, факт постоянного проживания Сильчева Николая Александровича и Сильчевой Натальи Николаевны в жилом помещении, расположенном по адресу: Амурская <адрес>, подтверждается регистрационной записью в их паспортах, справкой о проживании, выданной администрации Николаевского сельсовета <адрес> Амурской <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ года, а также показаниями свидетелей ФИО4 и ФИО5.

Факт принадлежности жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская <адрес>, Сильчеву Николаю Александровичу и Сильчевой Наталье Николаевне на праве общей совместной собственности подтверждается договором на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ года.

Также материалами дела (пояснения истцов, свидетельские показания ФИО4 и ФИО5, акты обследования от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ года) подтверждается, что в период затопления на территории <адрес> земельный участок истцов был затоплен водой, вода находилась также в подполье жилого помещения, а последствиями такого затопления стали такие повреждения, как поражение стен подпола и пола грибком, возникновение трещины вдоль канала печи, а также трещин в фундаменте дома из-за неравномерной его усадки.

Представленными истцами фотографиями подтверждаются: наличие воды в подполье дома на ДД.ММ.ГГГГ года, образование трещины в фундаменте из-за его усадки.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие необходимых условий (факт постоянного проживания истцов в жилом помещении, факт принадлежности данного жилого помещения им на праве собственности и частичная утрата принадлежащего истцам имущества) для признания истцов Сильчева Н.А. и Сильчевой Н.Н. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

В соответствии с п.«м» ст.10 и п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а так же круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Кроме того, в соответствии с разделом III Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, решение о включении гражданина в соответствующие списки, предусмотренные пунктом 3.8 настоящих Методических рекомендаций (предоставлении помощи), или о не включении гражданина в списки (об отказе в предоставлении помощи) принимает местная администрация.

С учетом указанных норм права, исковые требования обоснованно заявлены истцами к администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных Сильчевым Н.А. и Сильчевой Н.Н. к администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области исковых требований, и наличии оснований для их удовлетворения.

Определением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истцы освобождены от уплаты государственной пошлины.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

С учетом указанных норм права, государственная пошлина с администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области, как с ответчика по делу, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

            РЕШИЛ:

Исковые требования Сильчева Николая Александровича и Сильчевой Натальи Николаевны к администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, - удовлетворить.

Признать Сильчева Николая Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Амурской <адрес>, и Сильчеву Наталью Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку посёлка <адрес>, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Николаевский сельсовет <адрес> Амурской <адрес> в августе 2013 года.

Обязать администрацию Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области включить Сильчева Николая Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Амурской <адрес>, и Сильчеву Наталью Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку посёлка <адрес>, в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Николаевский сельсовет Ивановского района Амурской области в августе 2013года, на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Ивановского районного суда                                                        В.Г.Конфедератова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1444/2013 ~ М-1445/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сильчева Наталья Николаевна
Сильчев Николай Александрович
Сильчева Оксана Николаевна
Сильчев Данила Александрович
Ответчики
Администрация Ивановского района Амуорской области
Администрация Николаевского сельсовета
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Конфедератова Виктория Геннадьевна
Дело на сайте суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
28.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2013Передача материалов судье
01.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2013Судебное заседание
03.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее