Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 1-2/2013 (1-95/2012;) от 22.10.2012

Дело № 1-2/ 2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Камбарка 16 апреля 2013 года

Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Шкляев А.П. при секретаре судебного заседания Першиной Г.В с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Камбарского района УР Мымрина А.А. подсудимого А.И.Б. его защитника Гатауллина А.Я., а так же с участием представителя потерпевшего и представителя истца Л.М.В. рассмотрев ходатайство защитника Гатауллина А.Я. в интересах подсудимого А.И.Б. по делу в отношении А.И.Б., обвиняемого в совершении преступления предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ

УСТАНОВИЛ

В судебном задании защитник. И.Б. адвокат Гатауллин А.Я. в интересах подсудимого заявил ходатайство о направлении уголовного дела прокурору Камбарского района УР для устранения допущенных нарушений при предъявлении обвинения и составлении обвинительного заключения

В ходатайстве указывается, что диспозиция ч.1 ст. 260 УК РФ предусматривает незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым, если эти деяния совершены в значительном размере.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Рубка насаждений, осуществляемая не в соответствии с изложенными требованиями, признается незаконной.

В предъявленном А.И.Б. обвинении отсутствует ссылка на нарушение нормативных актов, регулирующих экологические правоотношения.

В соответствии с абз.2 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при рассмотрении дел об экологических правонарушениях следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии с абз.4 пункта 1 данного Постановления при отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте таких данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Диспозиция статьи 260 УК РФ является бланкетной и отсылает к иным нормам материального права, однако орган предварительного расследования в предъявленном А.И.Б. обвинении не сослался на эти нормы, в связи с чем, уголовное дело подлежит направлению прокурору Камбарского района Удмуртской Республики для устранения допущенных нарушений в соответствии п.1 ч.1 ст.237 УПК РФ

Подсудимый А.И.Б. просил удовлетворить заявленное защитником ходатайство.

Представитель потерпевшего и истца возражала против возвращения дела прокурору указав, что земельный участок котором произрастали незаконно срубленные деревья является государственной собственностью, который в настоящее время не разграничен. Согласно Федеральному закону о введении в действие Земельного кодекса РФ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы от использования этих категорий земель, зачисляются в местный бюджет. Поэтому ущерб в данном случае причинён Администрации.

Государственный обвинитель просил отказать в удовлетворении заявленного адвокатом Гатауллиным А.Я. ходатайства, указав, что диспозиция ст. 260 УК РФ не является бланкетной, поскольку в ней не содержится отсылка к другим нормативно- правовым актам в которых содержатся необходимые предписания. В п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18 октября 2012 года « о применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» дается разъяснение о том, что следует понимать под незаконной рубкой лесных насаждений с нарушением требований законодательства. Считает что обвинительное заключение составлено с соблюдением требований предусмотренных ст. 220 УПК РФ.

Исследовав доводы, изложенные в письменном ходатайстве защитника, выслушав адвоката Гатауллина А.Я. и его подзащитного настаивавших на удовлетворении заявленного ходатайства о возвращении уголовного дела прокурору, а так же выслушав мнение государственного обвинителя и представителя потерпевшего и истца возражавших против удовлетворения ходатайства о возвращении уголовного дела прокурору судья приходит к следующему:

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 21 от 18 октября 2012 года « О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» указал на необходимость обращения внимания судов, что гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

При рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья).

При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте таких данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.

По мнению судьи, диспозиция ст. 260 УК РФ имеет бланкетный характер, т.е. для определения преступности деяния и надлежащей его квалификации отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативно-правовым актам, регламентирующим отношение человека к использованию деревьев не входящих в лесной фонд. Такими актами, в частности, являются: Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации; Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ; Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551, и другие нормативно- правовые акты.

В описательной части постановления о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении орган предварительного расследования не сослался на законы и подзаконные акты регламентирующие отношение человека к использованию деревьев не входящих в лесной фонд. По мнению судьи при решении вопроса об уголовной ответственности такая ссылка необходима.

Орган предварительного расследования, вменяя А.И.Б. в вину незаконную рубку лесных насаждений в крупном размере, указал, что обвиняемый знал порядок получения разрешения на рубку лесных насаждений, вместе с тем не указал нормативный акт регулирующий порядок получения такого разрешения. В обвинении отсутствует ссылка на нормативный акт, согласно которому спиленные А.И.Б. деревья признаны произраставшими в защитных лесах. Нет ссылки и на закон, в соответствии с которым указанные в обвинительном заключении деревья являлись государственной собственностью, и что действиями А.И.Б. причинен ущерб именно Муниципальному образованию. Вместе с тем отсутствует ссылка и на нормативные акты определяющие порядок расчета объема спиленных деревьев, и методику расчета причиненного ущерба.

Наряду с вышеизложенным в обвинительном заключении и в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого указывается, что местом незаконной порубки является участок левобережья в 0,6 км на юг от реки и в 2,5 км на восток от наплавного моста через реку, несмотря на то, что в протоколе осмотра места происшествия от 28 августа 2012 года ( т.3 л. 34-35, 36) конкретизировано место расположения двух пней, с которых выполнены спилы, с указанием места расположения в 500 метрах юго-восточнее от пня диаметром 19 см, стоящего в 600 метрах от левого берега реки.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий рассмотрения его судом в случаях, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановление судом приговора или вынесения иного решения на основании данного обвинительного заключения.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении следователь обязан указать существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела. Допущенные при составлении обвинительного заключения нарушения исключают возможность постановления судом приговора и вынесение иного решения по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 237, 256 УПК РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Возвратить уголовное дело в отношении А.И.Б. обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ прокурору Камбарского района Удмуртской Республики

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении обвиняемому А.И.Б. оставить прежнюю.

Постановление может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики с подачей жалобы через Камбарский районный УР в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Шкляев А.П.

1-2/2013 (1-95/2012;)

Категория:
Уголовные
Статус:
ВОЗВРАЩЕНО ПРОКУРОРУ или РУКОВОДИТЕЛЮ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА
Другие
Гатауллин А.Я.
Гиоргиу Галина Владимировна
Абдурахманов Ильдус Бикмуллович
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Шкляев Алексей Петрович
Статьи

ст.260 ч.2 п.г УК РФ

Дело на странице суда
kambarskiy--udm.sudrf.ru
22.10.2012Регистрация поступившего в суд дела
22.10.2012Передача материалов дела судье
29.10.2012Решение в отношении поступившего уголовного дела
12.11.2012Судебное заседание
23.11.2012Судебное заседание
13.12.2012Судебное заседание
20.12.2012Судебное заседание
29.12.2012Судебное заседание
10.01.2013Судебное заседание
22.01.2013Судебное заседание
18.02.2013Судебное заседание
27.02.2013Судебное заседание
01.03.2013Судебное заседание
13.03.2013Судебное заседание
20.03.2013Судебное заседание
27.03.2013Судебное заседание
05.04.2013Судебное заседание
08.04.2013Судебное заседание
11.04.2013Судебное заседание
15.04.2013Судебное заседание
16.04.2013Судебное заседание
23.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2013Дело оформлено
30.12.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее