Дело № 2- 1301/14
Резолютивная часть решения
объявлена судом в судебном
заседании 17 июля 2014 года
Мотивированное решение суда
составлено 22 июля 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2014 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чернова Г.В.,
при секретаре Аракелове Г.Г.,
с участием:
представителя заявителя Полисового А.А. по доверенности Бычихиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полисового А.А. о признании действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю по не внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости незаконными, обязании внести изменения в отношении в сведений государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Полисовой А.А. обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с заявлением о признании действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю по невнесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости незаконными, обязании внести изменения в отношении сведений государственного кадастра недвижимости.
В обоснование заявленных требований Полисовой А.А. указал, что он, руководствуясь п. 2 ст. 16 Федерального закона от 14 июля 2007 года № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о кадастре), обратился с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата) с просьбой о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Однако из кадастровой палаты им было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с отказом внести в сведения государственного кадастра недвижимости удельный показатель рыночного размера кадастровой стоимости на земельный участок с кадастровым номером № равного ... руб./кв.м. При этом ему было рекомендовано обратиться в суд с заявлением об определении действительной стоимости земельного участка с кадастровым № для получения решения, которое послужит основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Полисовой А.А. считает решение об отказе внесения изменений в сведения государственный кадастр недвижимости о земельных участках с кадастровым номером № незаконным, по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменениями уникальных характеристик объектов недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 ч. 2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Однако удельный показатель кадастровой стоимости на кадастровый квартал определен, усреднено для всех земельных участков расположенных в его границах, без учета индивидуальных особенностей каждого земельного участка. В силу п.1 ст. 387 Налогового кодекса РФ, Земельный налог, устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных Органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса РФ, на все земли: не отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, землям занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, землям приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства устанавливается земельный налог в размере ...%, а на земли сельскохозяйственного назначения в размере ... %. На основании п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ, определено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Согласно п. 1 ст.66 Земельного кодекса РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Усомнившись в достоверности размера кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об Оценочной деятельности в Российской Федерации» Пролисовой А.А. обратился в ООО «Прайс» для определения реальной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № и его удельного показателя. Из отчета оценщика № от ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что рыночная величина стоимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равна .. руб./кв.м. Таким образом, Полисовой А.А. считает, что отказ во внесении в государственный кадастр недвижимости достоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером № нарушает его права и законные интересы в качестве собственника земельных участков. По общему правилу исключительной подсудности, закрепленному в ст. 30 ГПК РФ, иск о правах на земельный участок предъявляется в суд по месту нахождения земельного участка.
На основании вышеизложенного просит суд:
- признать незаконными - действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю по отказу во внесении изменений в сведения государственный кадастр недвижимости по поводу изменения размера удельного показателя рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №;
- обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, и образованных из него земельных участков, установив удельный показатель рыночной стоимости в размере ... руб./кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заявителя Полисового А.А. по доверенности Бычихина Н.В. в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить с учетом выводом судебной товароведческой судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель Полисовой А.А., будучи уведомленным о времени и месте судебного заседания в суд не явился, предоставил заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности Бычихиной Н.В.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Воропаева Л.С., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, представила заявление, согласно которому просит рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил отзыв, согласно которому просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя, в соответствии с действующим законодательством.
С учетом мнения представителя заявителя, суд полагает возможным рассмотреть указанное гражданское дело в отсутствие сторон.
Выслушав объяснение представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Заявителю на праве общей долевой собственности принадлежат две доли в праве на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, наименование «земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства», в размере 12,34 га и 12,34 га каждая, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №, №, выданными ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74, 75).
Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет категорию земель: «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». При этом его кадастровая стоимость составляет ... рублей, при удельном показателе ... руб./кв.м. (л.д. 76).
Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В силу пунктов 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 1 и 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В 2012 году, в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае».
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление Полисового А.А. с просьбой внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости (далее ГКН) о земельном участке с кадастровым номером № в части размера удельного показателя кадастровой стоимости с приложением отчета об определении рыночной стоимости (л.д. 83).
Данное заявление было рассмотрено и подготовлен ответ, в соответствии с которым Полисовому А.А. разъяснено, что сведения об удельном показателе кадастровой стоимости (... руб./кв.м.) земельного участка с кадастровым номером № внесены ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае, утвержденные приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №. До введения в действие приказа действовали результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае», согласно которым для расчета кадастровой стоимости данного земельного участка был использован удельный показатель кадастровой стоимости 1 группы видов функционального использования земель сельскохозяйственного назначения равный ... руб./кв.м. (л.д. 84).
То есть фактически Полисовому А.А. ответом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ отказано во внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (далее ГКН) о земельном участке с кадастровым номером № в части размера удельного показателя кадастровой стоимости.
Полисовой А.А., полагая, что оспариваемым принятым решением нарушаются его права и законные интересы, обратился с настоящим заявлением в суд.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Заявитель, предъявив свои требования, по сути, ссылается на несоответствие определенной и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 ЗК РФ действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Данная норма как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Согласно пункту 10 ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Следовательно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
По заказу Полисового А.А. был подготовлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ №, об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № согласно которого рыночная стоимость 1 кв.м. земельного участка на дату оценки – ДД.ММ.ГГГГ составляет ... руб. (л.д. 8 - 81).
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ судопроизводство, в том числе по гражданским делам, осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. При этом в соответствие со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По смыслу правовой позиции Постановления Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28 июня 2011 года установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 3 Закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно ст. 4 Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - оценщики).
Суд не может самостоятельно определять рыночную стоимость земельного участка и вторгаться в сферу полномочий оценщика. Отчет оценщика является документом доказательственного значения, которым устанавливается определенное стоимостное значение вещи, и сам по себе не влечет возникновения каких-либо правовых последствий Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 года № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком»). Суд, реализуя предоставленные ему дискреционные полномочия в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, оценивает данный отчет как доказательство по делу на предмет его относимости и допустимости.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 12 Закона «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете независимого оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством РФ не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статье 13 Закона в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора либо в порядке, предусмотренном законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.
Судом в целях всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела, а также независимого и объективного определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, назначена товароведческая судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «НИКЕ».
Согласно заключению эксперта ООО «НИКЕ» от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № за 1 кв.м. земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляет ... руб. (л.д. 106 -155).
У суда не имеется оснований не доверять выводам эксперта, поскольку заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, эксперт предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, имеет соответствующие познания и опыт работы в данной отрасли, экспертное заключение содержит описание произведенных исследований и обоснованные ответы на поставленные судом вопросы, в связи с чем, суд считает необходимым при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № за 1 кв.м., руководствоваться заключением эксперта ООО «НИКЕ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая как достоверную рыночную стоимость земельного участка, суд приходит к выводу о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составит ... руб./кв.м.
Заявитель не имеет возможности использовать другой способ определения кадастровой стоимости земельного участка при несогласии с ее величиной, определенной средствами массовой оценки.
Суд приходит к выводу о том, что права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22 июля 2010 № 167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III. 1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, которые на спорные правоотношения не распространяются.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 1 марта 2011 года №281-0-0 (пункт 2), закрепление в ст. 66 ЗК РФ двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 (действовало до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон «Об оценочной деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли в России.
Правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование и индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Заявитель вправе требовать внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости участка, равной рыночной, несмотря на то, что проведение кадастровой оценки выполнялось в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель и Методикой от 17 октября 2002 года № П/337.
Таким образом, способ защиты права истца основан на определении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости конкретного земельного участка при использовании индивидуально определенной рыночной стоимости, без оспаривания окончательных результатов работ по государственной кадастровой оценке земель (удельных показателей кадастровой стоимости кварталов).
Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части установлении рыночной стоимости земельного участка, возложении обязанности произвести изменения кадастровой стоимости на рыночную, а также обязанности внести изменения в части удельного показателя земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решение суда по настоящему спору будет являться правоустанавливающим документом для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а также в части внесения на основании установленной рыночной стоимости удельного показателя кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка.
Также, при вынесении решения суд полагает возможным указать в решении об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка и образованных из него земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ, так как оценка рыночной стоимости земельного участка в рамках судебной товароведческой экспертизы проведена на эту дату.
Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они взаимосвязаны с нормами ст.ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений, как налогоплательщиков, действуют во времени и в том порядке, какой определен федеральным законодательством до вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ (Определение Конституционного суда РФ от 03.02.2010 г. № 165-О-О).
В связи с этим суд полагает необходимым в решение указать, что в соответствии с вышеназванными нормами НК РФ, перерасчет кадастровой стоимости земельного участка ретроспективно не осуществляется, а кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения суда не подлежит применению при исчислении земельного налога за указанный период.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах суд полагает, что права заявителя нарушены действиями Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившихся в отказе в изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, изложенных в информационном письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем требования заявителя о признании этих действий подлежит удовлетворению, а нарушение его прав восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Полисового А.А. о признании действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю по не внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости незаконными, обязании внести изменения в отношения в сведения государственного кадастра недвижимости - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю во внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Установить рыночную стоимость 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, наименование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства в размере ... руб. за 1 кв.м. земельного участка, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, наименование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и образованных из него земельных участков, установив удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. за 1 кв.м. земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Г.В. Чернов