Решение по делу № 3а-206/2019 от 31.05.2019

Дело № 3а-206/2019

Мотивированное решение изготовлено 09.07.2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль                             4 июля 2019 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Шевяковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шаганца Альберта Гургеновича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Шаганц А.Г. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 680 кв.м. с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства станции технического обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 325 720 рублей по состоянию на 01 января 2010 года. Также заявитель просит восстановить пропущенный срок для обращения с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости, считая его пропущенным по уважительным причинам.

    Заявление обосновано следующим: указанный земельный участок принадлежит Шаганцу А.Г. на праве аренды на основании договора аренды земельного участка от 05 августа 2009 года. Шаганц А.Г. использует земельный участок по своему назначению. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена на 01 января 2010 года в размере 1 602 399,60 рублей.

Заявителем произведена оценка рыночной стоимости указанного земельного участка. Согласно отчету ООО «Бюро независимой профессиональной оценки «Эконометр» от 24 мая 2019 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляет 325 720 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании Шаганц А.Г. и его представитель Семенов А.В. заявление поддержали.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Николаева Т.Б. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, что представленный административным истцом отчет оценки рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

    ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» представлен отзыв на заявление, в котором учреждение оставляет определение достоверности рыночной стоимости объекта недвижимости на усмотрение суда.

Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные объяснения на заявление, в которых указало на то, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет 19 марта 2007 года, и он был включен в перечень объектов, подлежащих оценке на 01.01.2010 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Иные участники процесса представителей в суд не направили, мнения по заявлению не представили.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что сведения об оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости земельного участка внесены в реестр объекта недвижимости 14 января 2012 года, что подтверждается кадастровой справкой. Шаганц А.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости 31 мая 2019 года, т.е. за пределами пяти лет с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Очередная государственная кадастровая оценка в отношении земельного участка административного истца не определялась.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая во внимание факт отсутствия очередной государственной кадастровой оценки в отношении земельного участка административного истца, изменение арендной платы органом местного самоуправления с 2019 года исходя из иного размера кадастровой стоимости земельного участка, суд считает необходимым восстановить срок заявителю для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами или гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что Шаганц А.Г. является арендатором земельного участка площадью 680 кв.м. с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства станции технического обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>.

Данный факт подтверждается договором №81/12 аренды земельного участка от 05 августа 2009 года.

Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Шаганц А.Г. в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 19 марта 2007 года, он вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2010 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Его кадастровая стоимость утверждена в постановлении Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п и по состоянию на 01 января 2010 года составляет 1 602 399,60 рублей.

Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Таким образом, обязанность установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости лежит на заявителе.

Административным истцом представлен отчет ООО «Бюро независимой профессиональной оценки «Эконометр» от 24 мая 2019 года рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года, которая определена в размере 325 720 рублей.

Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о недостоверности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка, не могут быть приняты, поскольку опровергнуты пояснениями оценщика ФИО 1 не доверять которым у суда нет оснований.

Так, использование оценщиком в своем исследовании справочника оценщика под ред.Лейфера Л.А. 2014 года обоснованно тем, что проведение более точного анализа рынка за период предшествующий дате оценки (1 января 2010г.) практически затруднительно. Кроме того, в период с 2009 -2014г.г. оценщиком при анализе рынка ценообразующих факторов, влияющих на стоимость, установлено отсутствие резких колебаний рынка.

Таким образом, с учетом тенденции развития рынка применение оценщиком указанного справочника не влияет существенным образом на определение рыночной стоимости объекта оценки.

В соответствии с п/п «в» п. 22 ФСО № 7 «Оценка недвижимости» при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.

Тем самым, специалист, проводящий оценку недвижимого имущества, пользуется той информацией, которая ему доступна. В отчете приведена доступная оценщику и проверенная им информация. В связи с этим неиспользование оценщиком информации об объектах, сведения о которых доступны иным лицам, в частности Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, не может квалифицироваться как несоблюдение федеральных стандартов оценки.

В отчете оценщиком произведен анализ рынка земельных участков наиболее сходных с объектом оценки по ценообразующим факторам.

Замечания заинтересованного лица об отсутствии достоверной информации об объектах – аналогах, подлежат отклонению, т.к. оценщиком произведена ретроспективная оценка, и дополнительная информация об объектах получена путем общения с продавцами. Данный факт отражен в приложении №3 отчета на страницах 76-80.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения заявителя с административным иском в суд, т.е. – 31 мая 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд    

решил:

Восстановить Шаганцу Альберту Гургеновичу срок для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 680 кв.м. с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства станции технического обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 325 720 рублей по состоянию на 01 января 2010 года.

Внести изменения в сведения единого реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 325 720 рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 31 мая 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    Нуждин С.В.

3а-206/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шаганц Альберт Гургенович
Ответчики
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области"
Правительство Ярославской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Администрация Тутаевского муниципального района
Администрация городского поселения Тутаев
Суд
Ярославский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
16.08.2020Регистрация административного искового заявления
16.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.08.2020Судебное заседание
04.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее