Решение по делу № 33-3074/2020 от 30.03.2020

Судья Воропаев Е.Н.                                                                          стр. № 065 г, г/п 0 руб.

Докладчик Бланару Е.М.             Дело № 33-3074/2020                         13 мая 2020 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Хмара Е.И.,

судей Бланару Е.М., Маслова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Искусовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 мая 2020 г. гражданское дело№ 2-83/2020 по апелляционной жалобе Антонова Д.В. на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 4 февраля 2020 г. по иску Антонова Д.В. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Няндомский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о перерасчете выслуги лет.

Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия

установила:

Антонов Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Няндомский» о перерасчете выслуги лет. В обоснование иска указал, что с 12 января 2007 г. по 6 октября 2019 г. проходил службу в ОМВД России «Няндомский» по окончании службы ему была назначена пенсия за выслугу лет. Полагает, что ответчиком ему предоставлен неверный расчет выслуги лет. Период его службы в армии с 29 ноября 2001 г. по 21 ноября 2002 г. при исчислении стажа необоснованно включен в календарном порядке. Считает, что проведение расчета выслуги лет за оспариваемый период в льготном исчислении приведет к увеличению выслуги лет и повышению размера пенсионного обеспечения на 3 процента, что позволит восстановить его социальные и имущественные права. Просил обязать ответчика произвести корректировку выслуги лет, засчитав период его службы по призыву с 29 ноября 2001 г. по 21 ноября 2002 г. в кратном исчислении как один день службы за полтора дня выслуги.

Определением суда от 10 января 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области.

Как следует из уточнений к исковому заявлению с 23 сентября 1999 г. на территории Чеченской Республики по месту нахождения его службы был введен режим контртеррористической операции, который действовал до 2009 г. В тот период он относился к категории военнослужащих, поэтому подлежат применению гарантии, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. №535 и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. №1197-8, что подтверждается представленной в судебное заседание справкой, выданной командиром войсковой части, в которой он проходил службу.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Антонов Д.А., его представитель Малыгин М.А. требования и доводы искового заявления, с учетом их уточнения поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчиков Шелыгина Н.А. в судебном заседании суда первой инстанции с иском не согласилась, поддержав доводы возражений на исковое заявление, из которых следует, что правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применять дифференцировано, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Поскольку Антонов Д.В. в период с 29 ноября 2001 г. по 21 ноября 2002 г. проходил военную службу по призыву, данный период службы подлежит зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии в календарном исчислении. Просила в удовлетворении иска отказать.

Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 4 февраля 2020 г. в удовлетворении иска Антонова Д.В. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Няндомский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о перерасчете выслуги лет отказано.

С данным решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на неверную оценку судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств, нарушение норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. По его мнению, руководствуясь принципом дифференциации категории службы (срочная и контрактная), суд не учел, что данное право распространяется исключительно на вооруженный конфликт, в ходе которого военнослужащие выполняют функцию миротворцев. В данном же случае, он участвовал в контртеррористической операции. При этом ст. 23 Федерального закона «О противодействии терроризму» были установлены гарантии для военнослужащих без какого-либо исключения на льготное исчисление стажа для военнослужащих, участвовавших в борьбе с терроризмом. Учитывая, что он в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в период службы относился к категории военнослужащих, полагает, что к нему подлежат применению гарантии, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. №535 и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. №1197-8, что подтверждается представленной в судебное заседание справкой, выданной командиром войсковой части, в которой он проходил службу. Считает, что вышеуказанные нормы не связывают право включению периода службы в льготном исчислении от характера службы (по призыву либо по контракту), в связи с чем, решение суда об отказе в иске считает не основанным на законе.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Няндомский» Шелыгина Н.А., просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не явился, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание суда апелляционной инстанции не представил. При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

    Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчиков Лучникова А.А., считающего решение суда законным и обоснованным, поддержавшего доводы представленных возражений, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 28 ноября 2001 г. по 21 ноября 2002 г. Антонов Д.В. проходил службу на территории Чеченской Республики в войсковой части 12007 в должности старшего мастера в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. С 12 января 2007 г. истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

6 октября 2019 г. истец уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, которая составила в календарном исчислении 14 лет 07 месяцев 26 дней, в льготном исчислении – 20 лет 10 месяцев 22 дня.

Истец, обращаясь с настоящим иском в суд полагал, что период прохождения службы в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона должен засчитываться при расчете пенсии в полуторном размере.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Антонова Д.В., суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы лицами по призыву в условиях участия в боевых действиях.

    Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правильными, основанными на исследованных доказательствах, которым была дана верная правовая оценка, выводы в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, сомнений у судебной коллегии не вызывают.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы пенсионного законодательства изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», положение ст. 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

Статьей 2 названного Закона РФ установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ст. 18 вышеуказанного Федерального закона, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч.ч. 2, 3).

Абзацем 1 п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, изданного во исполнение требований Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом норм которого в настоящее время определяется порядок исчисления расчетного размера пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер пенсии, периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5481/1-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, из чего обоснованно исходил суд первой инстанции при разрешении настоящего спора.

Приняв во внимание, что истец в период с 29 ноября 2001 г. по 21 ноября 2002 г. проходил службу по призыву, принимал участие в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона и пенсия ему назначена не в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О страховых пенсиях», а на основании ст. ст. 1, 2, ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и с учетом положений Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу абз. 1 п. 5 названного постановления данный период службы обоснованно включен ответчиком в выслугу лет для назначения истцу пенсии в календарном исчислении.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Антонова Д.В. соответствующими положениям Закона РФ от 21 января 1993 г. № 4328-I, Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I и Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941, а доводы апелляционной жалобы – основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основанием к отмене или изменению судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, а в полном объеме повторяют позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и материальный закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГК РФ оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Няндомского районного суда Архангельской области от 4 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Антонова Д.В. – без удовлетворения.

Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Е.М. Бланару
Д.А. Маслов

33-3074/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Антонов Дмитрий Владимирович
Ответчики
ОМВД России Няндомский УМВД России по Архангельской области
УМВД РФ по Архангельской области
Другие
Малыгин Максим Анатольевич
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Бланару Екатерина Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
30.03.2020Передача дела судье
13.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2020Передано в экспедицию
13.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее