Решение по делу № 3а-100/2020 от 10.01.2020

44OS0000-01-2020-000007-37

Дело № 3а-100/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года, город Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего Колесова Р.Н.,

при секретаре Пономаревой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никифорова Артёма Валерьевича к Администрации города Костромы о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

Никифоров А.В. обратился в суд с названным административным иском к Администрации города Костромы, указывая в обоснование, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 31 июля 2015 года были удовлетворены его требования, на муниципальное образование город Кострома возложена обязанность предоставить ему на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории города Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы.

21 сентября 2016 года межрайонным отделом судебных приставов-исполнителей по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области возбуждено исполнительное производство -ИП.

До настоящего времени судебное решение не исполнено, жилое помещение ему не предоставлено Общая продолжительность исполнения решения суда с момента возбуждения исполнительного производства составляет 3 года 4 месяца.

Отмечает, что существенное затягивание сроков рассмотрения дела имело место по обстоятельствам, не зависящим от него, а именно вследствие отсутствия финансовых возможностей у должника по реализации судебного решения.

В связи с нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок административный истец понес значительные убытки, которые выразились в невозможности распоряжаться принадлежащим имуществом, так же он испытывает волнение по поводу того, что по освобождении из мест лишения свободы ему негде будет жить, и он будет вынужден скитаться по углам.

В связи с этим административный истец полагает, что имеет право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 300 000 рублей, которую просит взыскать с административного ответчика, а также возместить понесенные им расходы по оплате государственной пошлины.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление финансов администрации города Костромы, Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы, комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, в качестве заинтересованного лица департамент финансов Костромской области

Административный истец Никифоров А.В. и его представитель Виноградов А.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации города Костромы и Ипкаева Е.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав пояснения, изложенные в представленных суду ранее письменных возражениях, согласно которым компенсация является завышенной и необоснованной. В действиях Администрации города Костромы отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требования исполнительного документа, по которому истец является взыскателем, поскольку Администрация включила Никифорова А.В. в список исполнительных производств по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 10 января 2020 года Никифоров А.В. числится за № 64 в указанном списке исполнительных производств. Администрация 19 октября 2016 года направила обращения в адрес Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области и Департамента финансов Костромской области об обеспечении соответствующего финансирования в целях исполнения решения суда в отношении взыскателя Никифорова А.В. В 2019 году Администрация повторно обращалась в Департамент финансов Костромской области с просьбой обеспечить надлежащее финансирование в целях своевременности исполнений органом местного самоуправления переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Несмотря на предпринятые меры надлежащее финансирование на приобретение жилья данной категории граждан до органа местного самоуправления не доведено. В настоящее время администрация является должником по 218 аналогичным исполнительным производствам.

Представитель административного ответчика Управления финансов администрации г. Костромы Петрова М.П. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав позицию, изложенную в ранее представленных по делу письменных возражениях, из которых следует, что на протяжении многих лет бюджет города Костромы является дефицитным и дотационным. В настоящее время бюджет города утверждён с предельным дефицитом и характеризуется тяжелой и постоянно растущей долговой нагрузкой. В условиях крайне напряженного исполнения бюджета, при отсутствии дополнительных доходных источников в первоочередном порядке средства направляются на обеспечение публичных нормативных обязательств, обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, обеспечения питания в детских учреждениях, организацию летнего отдыха детей, оплату коммунальных услуг и обслуживание муниципального долга. В настоящее время на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из областного бюджета выделено 25.058 млн. рублей, и уже заключено 7 муниципальных контрактов на приобретение жилья для указанных лиц. Исполнение решения суда поставлено в прямую зависимость от перечисления Администрации города Костромы из областного бюджета денежных средств в необходимом размере. Полагала размер требуемой компенсации завышенным и необоснованным.

Представитель заинтересованного лица Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы Торопова Е.В., Шемякина С.А. возражали против удовлетворения заявленных требований также по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, разделив позицию представителя Управления финансов Администрации города Костромы.

Представители административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы, заинтересованного лица Департамента финансов Костромской области надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, содержащиеся как в материалах настоящего административного дела, так и в материалах гражданского дела №2-2491/2015 Свердловского районного суда города Костромы, а также материалах исполнительного производства -ИП, представленных в виде заверенной копии, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, решением Свердловского районного суда г. Костромы от 31 июля 2015 года были удовлетворены требования Никифорова А.В., на муниципальное образование город Кострома возложена обязанность предоставить ему на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории города Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы. Данное решение апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 ноября 2015 года было оставлено без изменения.

Исполнительный лист от 31 июля 2015 года получен Никифоровым А.В. 09 декабря 2015 года и предъявлен в межрайонный отдел судебных приставов-исполнителей по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области. На основании данного исполнительного листа 21 сентября 2016 года возбуждено исполнительное производство № 72973/16/44001-ИП. Копия соответствующего постановления получена Администрацией города Костромы 28 сентября 2016 года.

До настоящего момента жилое помещение административному истцу не предоставлено.

В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее также – Закона о компенсации) и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведёнными в пункте 5 постановления от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», к лицам, имеющим право на обращение в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, относятся, в том числе, взыскатели по судебным актам, предусматривающим обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебным актам, возлагающим на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

Согласно части 8 статьи 3 указанного закона такое заявление может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.

Аналогичные положения закреплены в частях 1 и 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

При этом взыскателям по судебным актам, возлагающим на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, право на обращение в суд с указанным административным иском предоставлено Федеральным законом от 19 декабря 2016 года №450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера», который вступил в силу с 1 января 2017 года (часть 1 статьи 3).

Учитывая положения пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, и принимая во внимание, что решение в пользу административных истцов по состоянию на 01 января 2017 года исполнено не было, с этой даты у них появилось право на обращение в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Положения статьи 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки (часть 1).

При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу (часть 3).

Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу (часть 4).

Правила определения разумного срока судопроизводства по делу, предусмотренные частями третьей и четвёртой настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов (часть 5).

В соответствии с частью 3 статьи 258 КАС РФ и согласно разъяснениям, приведенным в пункте 40 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.

Общая продолжительность исполнения судебного акта на момент обращения Никифорова А.В. в суд с административным иском составила 3 года 3 месяца 18 дней с момента возбуждения исполнительного производства 21 сентября 2016 года до момента предъявления административного искового заявления в суд 09 января 2020 года. Объективных данных о том, что взыскатель совершал действия, увеличивающие длительность исполнения судебного акта, не представлено.

Из смысла положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 450-ФЗ следует, что для взыскателей по судебным актам, возлагающим на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, период неисполнения судебного решения, истекший до 01 января 2017 года, то есть до момента возникновения права на обращение с соответствующим административным иском, также подлежит учету при разрешении вопроса о нарушении права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов исполнительного производства видно, что 19 октября 2016 года должник направил обращения в адрес Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области и Департамента финансов Костромской области об обеспечении соответствующего финансирования в целях исполнения решения суда в отношении взыскателя Никифорова А.В.

В рамках исполнительного производства в адрес должника судебный пристав-исполнитель неоднократно направлял требования об исполнении решения суда и предупреждения об уголовной ответственности. Должник в ответах на требования судебного пристава-исполнителя ссылался на то, что решение исполняется за счет субвенций из областного бюджета и указывал на объём предоставленных и планируемых к предоставлению денежных средств.

Каких-либо реальных действий, направленных на исполнение решения суда в пользу административного истца, должник не предпринимал. Материалы исполнительного производства сведений о предложении административному истцу каких-либо жилых помещений и отказа от них не содержат.

Совершение действий по исполнению решений о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящим в соответствующем списке перед Никифоровым А.В., не означает, что эти действия совершались в целях исполнения решения суда в пользу административного истца.

Европейский Суд по правам человека в выносимых им постановлениях отмечал, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Несмотря на это, если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу «Д. против Российской Федерации» от 4 декабря 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу «К. против Российской Федерации» от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года).

При таких обстоятельствах с учетом приведенной правовой позиции Европейского Суда по правам человека, а также принимая во внимание степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции, а действия должника не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок по смыслу частей 3 и 4 статьи 258 КАС РФ является основанием для присуждения компенсации.

В соответствии со статьёй 2 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме (часть 1). Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека (часть 2).

В пункте 60 вышеприведённого постановления Пленума Верховного Суда РФ также разъяснено, что в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

Оценивая последствия нарушения права Никифорова А.В. на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца (нарушение права на жилище), суд учитывает, что Никифоров А.В. является сиротой, инвалидом 2 группы, у него отсутствует собственное жилье, в котором он мог бы проживать.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, недостаточность и неэффективность мер, принятых должником, общую продолжительность срока исполнения, значимость исполнения для Никифорова А.В., находившегося в местах лишения свободы с даты возбуждения исполнительного производства и до 12 сентября 2016 года, а затем с 30 июня 2017 года по 29 мая 2020 года, а также принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, в пользу административного истца подлежит присуждению компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца. Указанная сумма позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного решения в разумный срок.

В соответствии с частью 3 статьи 4, частью 1 статьи 5 Закона о компенсации, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом за счет средств местного бюджета.

В соответствии с пунктом 1.2 положения об Управлении финансов Администрации города Костромы (утверждено постановлением Администрации города Костромы от 16 ноября 2012 года № 2445), Управление финансов Администрации города Костромы является финансовым органом Администрации города Костромы, а следовательно является надлежащим ответчиком по делу и лицом, с которого должна быть взыскана компенсация..

При этом в части присуждения компенсации решение суда подлежит немедленному исполнению в силу части 4 статьи 4 Закона о компенсации.

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Никифоров А.В. уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию в пользу административного истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 259 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Никифорова Артёма Валерьевича удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления финансов Администрации города Кострома за счет средств бюджета города Кострома в пользу Никифорова Артёма Валерьевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 50 300 (Пятьдесят тысяч триста) рублей 00 копеек.

Взысканные денежные средства перечислить на расчетный счет №, открытый в <данные изъяты> корреспондентский счет , БИК

В удовлетворении остальной части административных исковых требований - о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в большем размере - отказать.

В части присуждения компенсации решение суда подлежит немедленному исполнению.

На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.

Председательствующий      Р.Н. Колесов

3а-100/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Никифоров Артем Валерьевич
Ответчики
Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
Управление финансов Администрации города Костромы
Администрация городского округа город Кострома
Другие
Департамент финансов Костромской области
Виноградов Александр Владимирович
Суд
Костромской областной суд
Судья
Колесов Роман Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
10.01.2020Регистрация административного искового заявления
10.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2020Предварительное судебное заседание
10.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.06.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2020Дело оформлено
04.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее