Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-327/2012 ~ М-316/2012 от 31.05.2012

Дело №2-327/2012                                                                                 

Решение

именем Российской Федерации

г. Ковылкино                                                                  «6» июля 2012 года

Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Синицина В.В.,

при секретаре судебного заседания Кондрашовой Т.И.,

с участием в деле исполняющего обязанности прокурора Инсарского района Республики Мордовия Костина О.Н.,

представителей ответчика - межмуниципального отдела МВД Российской Федерации «Ковылкинский» - Авдеева А.В., действующего на основании доверенности от 02.07.2012 года, Гусевой Н.В., действующей на основании доверенности от 02.07.2012 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Мордовия - Летиной Н.В., действующей по доверенности от 29.12.2011 года №1/1175,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инсарского района Республики Мордовия к Межмуниципальному отделу МВД Российской Федерации «Ковылкинский» о возложении обязанности по выполнению мероприятий о санитарно-эпидемологическом благополучии населения, направленных на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан,

установил:

Прокурор Инсарского района Республики Мордовия обратился в суд с исковым заявлением к Межмуниципальному отделу МВД Российской Федерации «Ковылкинский» о возложении обязанности по выполнению мероприятий о санитарно-эпидемологическом благополучии населения, направленных на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан. В обоснование исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка в Отделе полиции ММО МВД РФ «Ковылкинский», в ходе которой установлено, что изолятор временного содержания Отдела полиции ММО МВД РФ «Ковылкинский» расположен на первом этаже здания Отдела полиции ММО МВД РФ «Ковылкинский», построенном в 1917 году, в котором имеется три камеры, 1-ая камера - трехместная площадью <N> кв.м., 2-ая камера - двухместная площадью <N> кв.м. и 3-я камера - трехместная площадью <N> кв.м.

В нарушение пункта 5 статьи 17, статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей», пунктов 45, 47, 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 года №950, пунктов 11, 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации №1115, Минздрава Российской Федерации №475 от 31.12.1990 года в камерах изолятора отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест в камере, не имеется кранов с водопроводной водой и санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности; в изоляторе отсутствуют санитарный пропускной пункт с камерой дезинфекции вещей, а также душевая; в изоляторе не имеется специально оборудованного помещения для проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников).

Отдел полиции ММО МВД Российской Федерации «Ковылкинский» не имеет статуса самостоятельного юридического лица, его учредителем является ММО МВД Российской Федерации «Ковылкинский», действующий на основании Положения о Межмуниципальном отделе МВД Российской Федерации «Ковылкинский», утвержденного Приказом МВД по Республике Мордовия от 04.08.2011 года №261.

Изолятор является возможным местом пребывания неограниченного круга лиц, чьи санитарно-эпидемологические условия содержания в нем, с учетом названных нарушений закона, свидетельствуют о наличии угрозы заражения их инфекционными заболеваниями, а также о возможности распространения таких заболеваний среди субъектов, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, содержащихся как в изоляторе, так и за его пределами.

Кроме того, в изоляторе отсутствуют необходимые и достаточные материально-бытовые условия содержания в нем подозреваемых и обвиняемых, что незаконно ограничивает их в реализации прав, предусмотренных статьей 17 Федерального закона.

Таким образом, в изоляторе созданы условия для бесчеловечного, уничтожающего достоинство, обращения с лицами, подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступления, в части условий их содержания, что противоречит статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Изложенное, в силу части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для предъявления иска об устранении обстоятельств, создающих опасность причинения вреда, в том числе здоровья людей, в будущем. В связи, с чем данное заявление прокурора направлено в защиту интересов неопределенного круга лиц - прежде всего, населения Инсарского муниципального района Республики Мордовия.

Просит обязать ММО МВД Российской Федерации «Ковылкинский» произвести в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу: <АДРЕС> следующие мероприятия:

- оборудовать изолятор санитарным пропускным пунктом с камерой дезинфекции вещей, а также душевой;

- оборудовать камеры изолятора столами и скамейками по лимиту мест в камере, кранами с водопроводной водой и санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности;

- оборудовать в изоляторе специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через раздельную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджета.

В судебном заседании прокурор Костин О.Н. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении.

Представители ответчика ММО МВД России «Ковылкинский» - Авдеев А.В., Гусева Н.В., иск не признали, суду пояснили, что указанные нарушения есть, но в настоящее время решается вопрос о ликвидации ИВС в г.Инсаре, поэтому производство работ по устранению имеющихся нарушений нецелесообразно.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Мордовия - Летина Н.В. возражает против удовлетворения требований прокурора, поскольку здание ИВС ОП (по обслуживанию Инсарского района) ММО МВД РФ «Ковылкинский» является кирпичным строением не типовой постройки, которое построено в 1917 году. Указанных инженерно-технических и санитарных требований на момент постройки не предъявлялись. Кроме того, помещений, пригодных для размещения душевой, комнаты свиданий, санпропускника, дезинфекционной камеры нет. В случае удовлетворения иска необходимо будет произвести реконструкцию имеющегося здания пункта полиции. Однако денежных средств на это на 2012 год в смете МВД России не заложено. Поскольку финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, поэтому к участию в деле необходимо привлечь в качестве третьих лиц Министерство финансов Российской Федерации и МВД Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и неопределенного круга лиц.

Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и свидетельством о государственной регистрации юридического лица, подтверждается, что межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной инспекции ФНС России по Республике Мордовия в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Количество граждан, права которых нарушены в результате несоблюдения требований перечисленных нормативно-правовых актов, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.

Поэтому прокурор обратился в суд с иском на законных основаниях.

В соответствии с частью первой статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года №103-ФЗ регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц, гарантии их прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со статьями 5, 7, 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В силу статей 15 и 24 данного Закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно статье 23 Федерального закона Российской Федерации № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и требований пункта 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005 года и требований пункта 405 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», утвержденного приказом МВД Российской Федерации №140дсп от 07.03.2006 года подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 17 указанного Закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

Согласно требований пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005 года камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В соответствии с пунктом 47 этих же Правил и с пунктами 11, 12 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации №1115, Минздрава Российской Федерации №475 от 31.12.1990 года все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Лица, пораженные контагиозными кожными (в том числе чесоткой), гнойничковыми и грибковыми заболеваниями моются отдельно от остальных и в последнюю очередь. Все находившиеся в контакте с ними лица осматриваются медицинским работником ИВС и направляются на дополнительную санитарную обработку.

Пункт 139 указанных Правил предусматривает, что свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.

Согласно требованиям статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ, а также Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 года №950, лечебно-профилактическая работа и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Из технического паспорта административного здания Отдела Внутренних Дел Инсарского района Республики Мордовия, актов проверки изолятора временного содержания ОП ММО МВД Российской Федерации «Ковылкинский» от ДД.ММ.ГГГГ, подписанных начальником ИВС ОП и начальником ММО МВД РФ «Ковылкинский» следует, что изолятор временного содержания расположен на первом этаже здания отделения полиции ММО МВД Российской Федерации «Ковылкинский», построенном в 1917 году. В изоляторе имеется три камеры. В камерах отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест в камере, не имеется кранов с водопроводной водой, унитазов. Ни в одной из камер не имеется санитарных узлов. В ИВС не имеется санитарно пропускного пункта, камеры дезинфекции вещей, а также душа, комнаты свиданий с родственниками.

Наличие указанных нарушений представителями ответчика и третьим лицом не оспариваются.

Таким образом, нарушения условий содержания под стражей, указанные прокурором, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом суд исходит из того, что имеющиеся в ИВС ОП (по обслуживанию Инсарского района) нарушения закона, существенно ущемляют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, ставят под угрозу их здоровье и жизнь из-за несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о порядке содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей.

Поэтому, оценивая все исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, суд считает требования прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из обстоятельств дела, суд считает, что ответчику следует установить срок для устранения допущенных нарушений законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения недостатков.

Довод третьего лица о том, что к участию в деле следует привлечь в качестве третьих лиц МВД Российской Федерации и Министерство финансов России суд находит необоснованным, поскольку в соответствии с частью третьей статьи 9 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Из материалов дела, из Положения о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» следует, что ММО МВД Российской Федерации «Ковылкинский» является территориальным органом МВД России на районном уровне. ММО МВД Российской Федерации «Ковылкинский» входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Министерству внутренних дел, является юридическим лицом, выступает истцом и ответчиком в суде. ММО МВД Российской Федерации «Ковылкинский» реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, в том числе, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. ММО МВД Российской Федерации «Ковылкинский» является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поэтому ММО МВД России «Ковылкинский» является надлежащим ответчиком и на него следует возложить обязанность по устранению нарушений условий содержания под стражей.

Кроме того представитель МВД Республики Мордовия Летина Н.В. пояснила, что МВД Российской Федерации финансирует МВД Республики Мордовия по предварительной заявке расходов составленной МВД Республики Мордовия.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что обеспечить надлежащие условия содержания в ИВС не представляется возможным в связи с недостаточностью финансирования суд находит неубедительными, поскольку отсутствие финансирования из федерального бюджета не исключает обязанность ответчика соблюдать требования Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Тем более что до рассмотрения настоящего иска времени для обеспечения финансирования ИВС было достаточно.

Довод представителей ответчика о том, что сейчас в ИВС г.Инсара никто не содержится, также не может являться основанием для отказа в иске.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В случае если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                решил:

Исковое заявление прокурора Инсарского района Республики Мордовия к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» о возложении обязанности по выполнению мероприятий о санитарно-эпидемологическом благополучии населения, направленных на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан - удовлетворить.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» произвести в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу: <АДРЕС> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие мероприятия:

- оборудовать изолятор санитарным пропускным пунктом с камерой дезинфекции вещей, а также душевой;

- оборудовать камеры изолятора столами и скамейками по лимиту мест в камере, кранами с водопроводной водой и санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности;

- оборудовать в изоляторе специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через раздельную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.      

                                           

Председательствующий:                                                          В.В.Синицин

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

1версия для печати

2-327/2012 ~ М-316/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Инсарского района
Костин Олег Николаевич
Ответчики
ММО МВД РФ "КОвылкинский"
Другие
Летина Наталья Васильевна
Авдеев А.В.
Гусева Н.В.
Суд
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
Судья
Синицин Валерий Владимирович
Дело на странице суда
kovilkinsky--mor.sudrf.ru
31.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2012Передача материалов судье
04.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2012Подготовка дела (собеседование)
14.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2012Судебное заседание
04.07.2012Судебное заседание
05.07.2012Судебное заседание
05.07.2012Судебное заседание
06.07.2012Судебное заседание
20.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2012Дело оформлено
17.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее