№ 2-4392/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,
при секретаре Плотко Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к Баранцеву А.О., ООО «Строительное предприятие Захарова плюс» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенные на территории Республики Карелия. ДД.ММ.ГГГГ между Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (с 08.11.2017 переименован в Министерство) и Баранцевым А.О. заключен договор аренды земельного участка №, согласно которого предметом договора является земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — «для размещения промышленных объектов (строительство склада для хранения древесного топлива и устройства площадок для складирования дров и древесных отходов)». ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственными имуществом и организации закупок поступило письмо администрации Петрозаводского городского округа о необходимости прекращения арендных отношений с Баранцевым А.О. с указанием в качестве основания ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды, а также нарушение правил благоустройства. Управлением Росприроднадзора по РК в рамках рейдового мероприятия обнаружено, что на земельном участке с кадастровым номером № осуществляется складирование отходов, а именно: отходы производства (резки, обработки и отделки камня – шлам, окол), строительные отходы (бой кирпича, бой бетонных изделий, отходы кровельных материалов и др. в смеси), отходы обработки древесины (опилки, кора), отходы асфальтовых покрытий, порубочные остатки, грунт, ТБО, КГО и другие отходы смеси. В свою очередь, в рамках обследования выявлено, что Баранцев А.О. заключил договор о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном земельном участке с ООО «Строительное предприятие Захарова плюс». Заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по Республике Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что на земельном участке с кадастровым номером № размещены: отходы резки обработки и отделки камня V класса опасности, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (мусор строительный) IV класса опасности, лом асфальтовых асфальтобетонных покрытий IV класса опасности, опилки натуральной чистой древесины V класса опасности, отходы грунта при проведении земляных работ V класса опасности. При этом, площадь участка, занятая отходами, составила <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственными имуществом и организации закупок и Баранцевым А.О. к договору аренды подписано дополнительное соглашение, согласно которому договор аренды земельного участка считается расторгнутым. Факт несоблюдения Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления установлен при рассмотрении административного дела. Истец просит обязать Баранцева А.О. и ООО «Строительное предприятие Захарова плюс» в течении 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу привести земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала №, в пригодное для использования состояние путем ликвидации размещенной на таком земельном участке несанкционированной свалки строительного и иного мусора.
В судебном заседании представитель истца Пеуша А.И., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела.
Представитель ответчика Баранцева А.О. – Овчинников Д.Ю., действующий на основании ордера, в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований.
Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по РК – Панчин А.В. и администрации Петрозаводского городского округа – Даниленко Т.С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании полагали исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия явку в судебное заседание своего представителя не обеспечило, извещены о слушании дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее представили отзыв на заявление, полагают иск подлежит удовлетворению.
Третье лицо Захаров П.С. в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, материалы дела №, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002) определено, что охрана окружающей среды - деятельность юридических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998).
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности в силу положений ч.1 ст.4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Из содержания ст.ст.34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, обязаны обеспечивать экологическую безопасность при осуществлении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, а также обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статья 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.1 ст.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 03.06.2014 № 27/27-414, организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа.
Статья 4.7 Правил устанавливает, что на территории округа не допускается несанкционированный сброс и складирование отходов и снега (п.4.7.1 Правил)
Пунктом 2 ст.5 Правил предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий, с учетом требований о размере территорий, установленных п.п. 9, 10, 13, 15, 16 ст. 5, п.6 ст.21 настоящих Правил.
В соответствии с п.16 ст.5 Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним территории (согласно договора - п. 2 ст. 5 Правил), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.
Кроме того, в соответствии со ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Судом установлено, что в силу положений статьи 10.1 ЗК РФ, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенные на территории Республики Карелия.
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (преобразовано в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2017 г. № 326-П в ред. от 23.10.2017 N 364-П) (арендодатель) и Баранцевым А.О. (арендатор) заключен договор аренды № земельного участка из земель населенных пунктов, имеющий кадастровый №, месторасположение: Республика Карелия, г.Петрозаводск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала №, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для размещения промышленных объектов (строительство склада для хранения древесного топлива и устройства площадок для складирования дров и древесных отходов) в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. Срок аренды установлен 4 года 6 месяцев с момента регистрации договора сторонами.
В соответствии с п.4.4.3 договора аренды земельного участка на арендатора возложена обязанность использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием – для размещения промышленных объектов (строительства склада для хранения древесного топлива и устройства площадок для складирования дров и древесных отходов), а также соблюдать наложенные на земельный участок ограничения и обременения, в том числе в виде размещения свалки.
Судом также установлено, ДД.ММ.ГГГГ между Баранцевым А.О. и ООО «Строительное предприятие Захарова плюс» (далее - ООО «СПЗ плюс») заключен договор о совместной деятельности на земельном участке с кадастровым номером № для достижения следующей цели: совместная деятельность по пользованию земельным участком и его освоению в виде строительства склада для хранения древесного топлива и устройства площадок для складирования дров и древесных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Петрозаводского городского округа в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу захламления территории отходами производства и потребления в ходе обследования санитарного состояния территории Петрозаводского городского округа проведено обследование территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу <адрес>, составлен акт, согласно которому на момент проведения обследования на территории земельного участка ООО «СПЗ плюс» выполнялись работы по отсыпке грунтом и выравниванию бульдозером поверхности земельного участка, на участке имеются навалы земельного грунта, частично смешанного с мусором, по всей площади участка (на поверхности и под слоем грунта) имеются отходы производства и потребления, не предназначенные для размещения на данном земельном участке, в том числе строительный и бытовой мусор, отходы от разбора зданий (доски, битый кирпич), отходы упаковочных материалов, кора и другие, что является нарушением условий договора аренды: в результате хозяйственной деятельности ООО «СПЗ плюс» имеют место использование земельного участка не по целевому назначению, ухудшение качества участка и экологической обстановки.
Приказом Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № проведена рейдовая проверка на предмет соблюдения законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами и землепользования по маршруту <адрес>, в ходе которой обнаружено, что на земельном участке с кадастровым номером № осуществляется складирование отходов: отходы производства резки, обработки и отделки камня - шлам, окол), строительные отходы (бой кирпича, бой бетонных изделий, отходы кровельных материалов и др. в смеси), отходы обработки древесины (опилки, кора), отходы асфальтовых покрытий, порубочные остатки, грунт, ТБО, КТО и др. отходы в смеси. Отгрузку отходов осуществляет большегрузный автотранспорт, экскаватор утрамбовывает отходы. При натурном обследовании установлено, что при въезде на земельный участок установлен информационный баннер, который указывает на ведение Обществом деятельности по приему древесных отходов. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 31.07.2017 № 169.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок администрацией Петрозаводского городского округа направлено сообщение о необходимости расторжения договора аренды земельного участка с Баранцевым А.О. в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору аренды земельного участка, а также нарушения Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 № 24/24-414.
Определением о назначении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по РК принято решение о проведении экспертизы на земельном участке с кадастровым номером № на определение площадки загрязнения отходами, определения компонентного состава отходов, класса опасности отходов.
Заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по Республике Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № размещены: отходы резки обработки и отделки камня V класса опасности, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (мусор строительный) IV класса опасности, лом асфальтовых асфальтобетонных покрытий IV класса опасности, опилки натуральной чистой древесины V класса опасности, отходы грунта при проведении земляных работ V класса опасности. При этом, площадь участка, занятая отходами, составила <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и Баранцевым А.О. подписано дополнительное соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с даты государственной регистрации дополнительного соглашения. Земельный участок с кадастровым номером № передан арендодателю по акту приема-передачи.
Постановлением Управления Росприроднадзора по РК от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СПЗ плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Ссылка стороны ответчика о том, что свалка была образована задолго до заключения договора аренды указанного земельного участка, ничем объективно не подтверждается.
Согласно представленным документам, ранее земельный участок находился в аренде <данные изъяты> (договор от ДД.ММ.ГГГГ) и <данные изъяты> (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ). Специалистами МКУ «Петрозаводский центр учета имущества» проводилось обследование участка с кадастровым номером № (акты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), в результате обследований установлено, что на участке осуществлялось складирование дров, древесных отходов, то есть в соответствии с целью использования земельного участка, строительный мусор и бытовые отходы на участке не обнаружены.
Кроме того, согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Баранцевым А.О., на момент подписания договора арендатор произвел осмотр принимаемого в аренду участка, ознакомлен со всеми его характеристиками, претензий к арендодателю не имеет (п.1.2).
Доказательств в передаче арендатору земельного участка со строительным мусором и бытовыми отходами суду стороной ответчика не представлено.
При этом, согласно представленным в материалы дела документам, имеются неоднократные обращения граждан по факту незаконного вывоза отходов на земельный участок <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - обращения ФИО., ДД.ММ.ГГГГ – обращение ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ – обращение ФИО2), что свидетельствует о складировании мусора именно в период действия договора аренды с Баранцевым А.О.
Также суд находит необоснованной ссылку ответчика на акт от ДД.ММ.ГГГГ к дополнительному соглашению о расторжении договора аренды земельного участка, согласно которому у арендодателя претензий по передаваемому земельному участку не имеется, поскольку доказательств устранения образовавшейся на земельном участке свалки с учетом вышеизложенных обстоятельств ответчиком в порядке ст.56 ГПК суду не представлено.
Проанализировав положения действующего законодательства, учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки лежит на ответчиках. При таких обстоятельствах, суд полагает требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия подлежащими удовлетворению и полагает необходимым обязать Баранцева А.О. и ООО «СПЗ плюс» ликвидировать несанкционированную свалку строительного и иного мусора в границах земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала №, в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к Баранцеву Андрею Олеговичу, ООО «Строительное предприятие Захарова плюс» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Баранцева А.О., ООО «Строительное предприятие Захарова плюс» ликвидировать несанкционированную свалку строительного и иного мусора в границах земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала №, в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение изготовлено 20.07.2018.