Дело № 2-7136/2013-3
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2013 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 09 октября 2013 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,
при секретаре Михайлине А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семешкина Ю,С, к администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, специалисту Комитета по жилищной политике администрации г. Екатеринбурга Леоновой К,Н, о признании действий должностного лица незаконными, оспаривании ненормативных актов администрации г. Екатеринбурга, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, возложении обязанности на администрацию г. Екатеринбурга, Министерство строительства и развития инфраструктуры в Свердловской области.
УСТАНОВИЛ:
Семешкин Ю.С. обратился в суд с иском (с учетом уточнений, принятых судом на основании ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), об оспаривании действий должностного лица Комитета по жилищной политике администрации <адрес> (далее - администрация) Леоновой К,Н, в части невключения Семешкина Ю.С. в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального <дата> г., признании незаконными постановления администрации от <дата> № в части отказа включить Семешкина Ю.С. в указанный список на <дата>, решения Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> (далее - Министерство) в части отказа включить Семешкина Ю.С. в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального <дата> г., возложении на администрацию обязанности включить Семешкина Ю.С. в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета <дата> г., возложении на Министерство обязанности включить Семешкина Ю.С. в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета <дата>., возложении на Министерство обязанности предоставить Семешкину Ю.С. в собственность бесплатно жилое помещение на семью из трех человек общей площадью не менее 54 кв. м.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
Истец проходил военную службу в рядах Вооруженных сил СССР и Российской Федерации в период с <дата> по <дата>, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На основании постановления Главы Администрации <адрес> от <дата> № был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий<дата> <адрес> Ю.С. был включен в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, утвержденных Министерством. В <дата> г. истец жильем обеспечен не был в связи с недостаточностью бюджетного финансирования.
<дата> специалист Комитета по жилищной политике администрации Леонова К.Н. позвонила истцу и попросила в срочном порядке до конца <дата> г. предоставить обязательство о передаче принадлежащего Семешкину Ю.С. жилья в собственность администрации (далее - Обязательство). Такое обязательство было предоставлено в администрацию <дата> Между тем истец не был включен в утвержденный администрацией список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в <дата> (далее – Список <дата>.), следовательно, и в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в <дата> (далее – Сводный список <дата> г.), утверждаемый Министерством на основании списков представляемых органами местного самоуправления. Постановлением администрации от <дата> № Семешкину Ю.С. было отказано во включении в Список <дата> г. список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по муниципальному образованию <адрес>, в связи отсутствием документов, предусмотренных п. 7 Постановления <адрес> от <дата> № (далее – Постановление №, Порядок), в частности, Обязательства. Как пояснили истцу Обязательство, представленное истцом в <дата> г., не было принято, поскольку оснований полагать что подпись, содержащаяся в Обязательстве, является подписью Семешкина Ю.С., у администрации не имелось.
Истец полагает, что действия специалиста комитета по жилищной политике Леоновой К.Н. по невключению в Список <дата> г. являются незаконными, так как действующим законодательством не предусмотрена обязанность нотариально заверять подпись заявителя либо подписывать заявление в присутствии специалиста Комитета по жилищной политике администрации. Данные незаконные действия повлекли незаконный отказ во включении истца в Список <дата> г. и Сводный список <дата> г. По мнению истца, в случае, если бы он был своевременно включен в данные списки, к моменту рассмотрения дела ему бы уже предоставили жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку соответствующие субсидии из федерального бюджета <дата> выделялись.
Представитель истца Колясникова Е.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме, поскольку незаконными действиями специалиста Комитета по жилищной политике администрации Леоновой К.Н., администрации и Министерства нарушено право истца на обеспечение жильем. При этом представитель истца указала, что последующее включение в Сводный список <дата> г. законодательством не предусмотрено, представление отдельного списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не означает, что эти граждане будут обеспечены жилыми помещениями и под них будут выданы дополнительные субвенции из федеральногобюджета. Также представитель истца пояснила, что незаконность действий Леоновой К.Н. выразилась в несвоевременном сообщении истцу о необходимости предоставления Обязательства, ненаправлении истцу списка необходимых документов, которые должны быть представлены в соответствии с п. 7 Постановления №
Специалист Комитета по жилищной политике Леонова К.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что она осуществляла формирование Списка на <дата> в соответствии с требованиями законодательства. Пунктом 7 Постановления № предусмотрено, что одним из документов, которые обязан был предоставить истец для включения в Список на <дата> г. является Обязательство. Представленное истцом <дата> Обязательство получено ответчиком Леоновой К.Н. уже после новогодних праздников, не содержало надлежащим образом заверенной подписи истца и не могло быть принято, так подпись на Обязательстве не была заверена, оснований полагать что данное обязательство было подписано именно Семешкиным Ю.С. не имелось. Кроме того, у ответчика отсутствует обязанность извещать лиц, претендующих на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета о недостатках представленных ими документов, так как список таких документов содержится в нормативном акте, опубликованном в установленном законом порядке. Кроме того Семешкину Ю.С. направлялось письмо от <дата> № с указанием перечня документов, которые было необходимо представить в администрацию для включения в Список на 2012 <адрес> пояснила, что она позвонила истцу <дата>, несмотря на отсутствие у нее такой обязанности, так как истцу для включения в Список на <дата>. не хватало только Обязательства.
Представитель администрации Бекишева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что включение граждан в Список <дата> г. осуществлялось в соответствии с требованиями, определенными в Постановлении №. Так как истцом не представлен полный пакет необходимых документов, предусмотренных п. 7 Постановления №, следовательно, истец в Список <дата> г. не был включен, с учетом положений п. 9 названного Постановления. Между тем, данное лицо было включено в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, утвержденный Постановлением администрации от <дата> №, который был представлен в Министерство. После выделения денежных средств и предоставления для распределения жилых помещений, жилое помещение в том числе лицам, находящимся в данном списке будет предоставлено по очередности, исходя из даты их постановки на учет. Доказательств того, что права истца каким-либо образом нарушены истцом не представлены.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направило, представило отзыв на исковое заявление в котором просило рассмотреть дело в отсутствие его представителей, отказать в удовлетворении заявленных требований, указав что Семешкин Ю.С. не был включен в Сводный список на <дата> г., так как его кандидатура отсутствовала в Списке на <дата> представленном администрацией. Сведения о гражданах, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц - очередниках <адрес> в период с <дата> по <дата>, подтвердивших свое право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе в отношении Семешкина Ю.С. поступили в Министерство письмом администрации <дата> №. Данные сведения учтены при формировании в Минрегион России дополнительной заявки на предоставление во втором полугодии <дата> субвенции из федерального бюджета бюджету <адрес> для обеспечения жильем этой категории граждан, направленной в Минрегион России письмом Министерства <дата> №. Так как указанные денежные средства во втором полугодии <дата> не поступили, Министерством была сформирована заявка о выделении дополнительных средств субвенций из федерального бюджета в <дата> г. По состоянию на <дата> дополнительные денежные средства не поступили. Поступившие <дата>. денежные средства израсходованы на строительство <дата> квартир. Приказом Министерства от <дата> № осуществлено распределение трех квартир в <адрес>.
Третье лицо – Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» - о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Своих представителей в судебное заседание не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявило.
Заслушав представителей сторон, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям п. 1 ст. 15 указанного Закона военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с названным законом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена п. 2.1, согласно которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до <дата> были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы.
Процедура обеспечения жильем указанных лиц, определена Постановлением №.
Пунктом 7 названного Постановления предусмотрен порядок по реализации права на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лицам, в соответствии с которым в орган местного самоуправления предоставляется ряд документов, после рассмотрения которых органом местного самоуправления принимается решение о включении либо об отказе во включении лицав список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лицам, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (п. 8).
Согласно подп. 10 п. 7 Постановления № –ПП для реализации права на обеспечение жильем граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица представляют в орган местного самоуправления муниципального образования в <адрес> по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в двух экземплярах по форме согласно приложению N 3 к данному Порядку.
Как видно из материалов дела <дата> Семешкиным Ю.В. предоставлялось заявление, в котором указано, что Семешкин Ю.В. имеет в собственности жилое помещение, которое намерен в дальнейшем безвозмездно передать в муниципальную собственность. Подпись заявителя и членов его семьи в данном заявлении удостоверена нотариально.
Постановление № вступило в законную силу <дата>, то есть после предоставления Семешкиным Ю.С. вышеназванного заявления. Указанным Постановлением утверждена форма Обязательства. Согласно приложению № Постановления № каждая страница Обязательства должна быть подписана главой органа местного самоуправления (командиром подразделения, начальником службы федерального органа исполнительной власти) и должником.
Согласно штампу администрации <дата> в администрацию от имени Семешкина Ю.С. поступило заявление о предоставлении Обязательства на двух листах, содержащее на втором листе подписи Семешкина Ю.С. и Колясниковой Е.Ю., действующей за себя и Семешкина Ю.Ю. по доверенности. Подпись должника на первом листе заявления отсутствует.
Кроме того, суд принимает довод представителя администрации, ответчика Леоновой К.Н. о том, что из указанного заявления не следует, что соответствующее обязательство принял на себя именно должник.
Суд также учитывает, что представителем истца в судебном заседании указано, что данное обязательство было представлено в администрацию не самим должником, а ей на основании доверенности. Однако данная доверенность в материалы дела не представлена.
Поскольку в данном случае названное Обязательство затрагивает конституционные права гражданина, в том числе право на жилище, суд принимает доводы ответчиков о том, что названное обязательство должен принять на себя именно должник. Из представленного в администрацию Обязательства не следует, что подпись в названном документе принадлежит истцу.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что подавая заявление <дата>, содержащее намерение передать занимаемые истцом жилые помещения в собственность, подпись должника и членов его семьи была заверена нотариально, следовательно, наличие соответствующих требований администрации к форме аналогичных документов истцу была известна.
Суд отклоняет довод представителя истца о ненадлежащей работе Комитета по жилищной политике администрации, который не известил истца своевременно о необходимости такого обязательства. Постановление № является нормативным актом, опубликованным в установленном законом порядке, имеющемся в общем доступе. Истец является дееспособным гражданином, способным самостоятельно приобретать и осуществлять принадлежащие ему гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Обязанность извещать лицо о недостаточности представленных им документов для включения в Список на <дата> г., в том числе путем направления писем, телефонных сообщений у администрации отсутствует, а также не предусмотрена должностной инструкцией Леоновой К.Н. В материалах дела также имеется заявление Семешкина Ю.С. от <дата> согласно которому истец предоставил администрации пакет документов для приобщения в свое учетное дело в том числе в порядке реализации положений Постановления №. Обязательство в перечне указанных документов не значится.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец должен был знать о необходимости предоставления Обязательства в установленной форме, а также последствия его непредставления.
В соответствии с п. 9 Постановления № основанием для отказа гражданам о включении в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, является, в частности, непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 7 названного Порядка.
Так как истцом не было представлено надлежащим образом оформленное Обязательство, администрация обоснованно не включила его в Список <дата> г., представленный в Министерство до <дата> письмом от <дата>, а также правомерно отказала постановлением от <дата> № во включении Семешкина Ю.С. список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в муниципальном образовании <адрес>.
Следовательно, исковые требования в части оспаривания действий специалиста Комитета по жилищной политике администрации Леоновой К.Н., а также соответствующие решения самой администрации удовлетворению не подлежат.
Согласно п. 11 Постановления № Министерство на основании списков, полученных от органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>, формирует и утверждает сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Так как Семешкин Ю.С. не был включен в Список на <дата> г., представленный в Министерство администрацией, у Министерства отсутствовали основания для включения истца в Сводный список на <дата> г.
Истец в своем исковом заявлении просит признать решение Министерства об отказе во включении его в Сводный список на <дата> г. незаконным.
Между тем у суда не имеется оснований полагать, что Министерством рассматривался вопрос о включении Семешкина Ю.С. в такой список и по результатам такого рассмотрения было принято решения об отказе.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование о признании незаконным такого решения Министерства удовлетворению не подлежит.
Помимо изложенного, из материалов дела следует, что после устранения выявленного недостатка представленной истцом в администрацию документации, а именно представления <дата> надлежащим образом оформленного Обязательства, постановлением администрации от <дата> № утвержден список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание получить жилое помещение в собственность бесплатно или по договору социального найма по муниципальному образованию <адрес>. Семешкин Ю.С. включен в данный список под номером 7.
Более того, как следует из отзыва Министерства на исковое заявление сведения о гражданах, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц - очередниках <адрес> в период с <дата> по <дата>, подтвердивших свое право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе в отношении Семешкина Ю.С. поступили в Министерство письмом администрации <дата> №. Данные сведения учтены при формировании в Минрегион России дополнительной заявки на предоставление во втором полугодии <дата> из федерального бюджета бюджету <адрес> для обеспечения жильем этой категории граждан, направленной в Минрегион России письмом Министерства от <дата> №.
Следовательно, отсутствуют основания полагать, что Семешкин Ю.С. лишен права на получение жилого помещения в соответствии с Законом о статусе военнослужащих.
Поскольку требования о признании оспариваемых действий, решений и ненормативных актов ответчиков удовлетворению не подлежат, следует отказать в удовлетворении требований о возложении на администрацию и Министерство обязанности о включении Семешкина Ю.С. в Список <дата> г. и в Сводный список <дата> г. соответственно.
Суд также не находит оснований для возложения на Министерство обязанности по обеспечению Семешкина Ю.С. жильем в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета на семью из трех человек общей площадью не менее 54 кв.м, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения условий и порядка такого предоставления, определенных действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь 12, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░,░, - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░