Решение по делу № 3а-207/2019 от 31.05.2019

Дело № 3а-207/2019

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль                             23 июля 2019 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Шевяковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кормягина Юрия Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Кормягин Ю.В. обратился в суд с административным иском, где с учетом уточненных требований просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 5 400 кв.м. с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для целей не связанных со строительством (благоустройство, озеленение), расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 4 706 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

    Заявление обосновано следующим: указанный земельный участок принадлежит Кормягину Ю.В. на праве аренды на основании договора аренды земельного участка от 05 августа 2009 года. Кормягин Ю.В. использует земельный участок по своему назначению. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016 №704-п на 01 января 2015 года в размере 5 609 844 рублей.

Заявителем произведена оценка рыночной стоимости указанного земельного участка. Согласно отчету ООО «ПрофОценка» от 30 апреля 2019 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года составляет 4 706 000 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Бузаджи М.Н. заявление с учетом уточнений поддержал.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Николаева Т.Б. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, что представленный административным истцом отчет оценки рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

КУМИ мэрии города Ярославля и МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» в своих отзывах поддержали позицию Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области.

    ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» представлен отзыв на заявление, в котором учреждение оставляет определение достоверности рыночной стоимости объекта недвижимости на усмотрение суда.

Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные объяснения на заявление, в которых указало на то, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет 19 мая 2009 года, и он был включен в перечень объектов, подлежащих оценке на 01.01.2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Подтвержден размер оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости. Кормягин в комиссию об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращался.

Иные участники процесса представителей в суд не направили, мнения по заявлению не представили.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами или гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что Кормягин Ю.В. является арендатором земельного участка площадью 5 400 кв.м. с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для целей не связанных со строительством (благоустройство, озеленение), расположенного по адресу: <адрес>).

Данный факт подтверждается договором №216-40-н аренды земельного участка от 05 августа 2009 года.

Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Кормягин Ю.В. в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 19 мая 2009 года, он вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Его кадастровая стоимость утверждена в постановлении Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п и по состоянию на 01 января 2015 года составляет 5 609 844 рублей.

Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Таким образом, обязанность установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости лежит на заявителе.

Административным истцом представлен отчет ООО «ПрофОценка» рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года, которая определена в размере 4 706 000 рублей.

Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, КУМИ мэрии города Ярославля и МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» о недостоверности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка, не могут быть приняты, поскольку опровергнуты пояснениями оценщика ФИО 1 не доверять которым у суда нет оснований.

В соответствии с п/п «в» п. 22 ФСО № 7 «Оценка недвижимости» при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.

Тем самым, специалист, проводящий оценку недвижимого имущества, пользуется той информацией, которая ему доступна. В отчете приведена доступная оценщику и проверенная им информация. В связи с этим неиспользование оценщиком информации об объектах, сведения о которых доступны иным лицам, в частности Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, не может квалифицироваться как несоблюдение федеральных стандартов оценки.

В отчете оценщиком произведен анализ рынка земельных участков наиболее сходных с объектом оценки по ценообразующим факторам.

Замечания заинтересованного лица об отказе от применения аналога №7 содержит объяснение в отчете на страницах 81-83. При выборе аналогов и анализе рынка земельных участков оценщиком был отмечен большой разброс ценза 1 кв.м. даже среди участков не отличающихся друг от друга. Среди предложений были выбраны аналоги при совпадении параметров: категория земельных участков, разрешенное использование, приближение по площади.

Аналог №7 существенным образом отличается от цен, предложенных на рынке, и использование его привело бы к неоднородной выборке.

Замечание о сроке экспозиции объяснено оценщиком подробно в ходе суда. С учетом специфики вида разрешенного использования объекта оценки оценщик обоснованно указал в отчете на срок экспозиции более 12 месяцев. При условии стагнации (неактивности) рынка на дату оценки корректировка на срок экспозиции не требуется.

Замечание об использовании оценщиком данных сайта Росриэлт подлежат отклонению, т.к. не нашли своего подтверждения в суде. Указанные данные в расчетах оценщиком не применялись, они приведены только для подтверждения тенденций, сложившихся на рынке на дату оценки. Анализ рынка сделок и предложений 2013-2014г.г. для сегмента рынка объекта оценки отражен в отчете на страницах 53-54.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения заявителя с административным иском в суд, т.е. – 31 мая 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд    

решил:

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 5 400 кв.м. с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для целей не связанных со строительством (благоустройство, озеленение), расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 4 706 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

Внести изменения в сведения единого реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 4 706 000 рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 31 мая 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    Нуждин С.В.

3а-207/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кормягин Юрий Владимирович
Ответчики
Правительство Ярославской области
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Другие
МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля"
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
КуМи мэрии города Ярославля
Бузаджи Мария Николаевна
Суд
Ярославский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
16.08.2020Регистрация административного искового заявления
16.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее