Решение по делу № 33-1580/2020 от 13.02.2020

22RS0037-01-2019-001107-38

Судья Коняева З.А.                             № 33-1580/2020

(№ 2-815/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2020 года                                г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Науменко Л.А.,

судей Диденко О.В., Ромашовой Т.А.

при секретаре Сафронове Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц и Бровко Н. П. к администрации Павловского района Алтайского края и администрации Елунинского сельсовета Павловского района Алтайского края о понуждении организовать нецентрализованное водоснабжение наслеления с.Черемно-Подгорное Павловского района

по апелляционной жалобе ответчика Администрации Елунинского сельсовета Павловского района на решение Павловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.

Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения прокурора Удачина И.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Павловского района обратился с иском в суд в интересах Бровко Н.П. и неопределенного круга лиц к администрации Павловского района, администрации Елунинского сельсовета, просил возложить на ответчиков обязанность по организации нецентрализованного водоснабжения населения в границах села Черемно-Подгорное Елунинского сельсовета Павловского района.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей с. Черемно-Подгорное о ненадлежащей организации водоснабжения. Проверкой установлено, что ответчиками не принимается достаточных мер по организации в границах с. Черемно-Подгорное водоснабжения населения, что влечет нарушение прав граждан, организаций на безопасные и комфортные условия проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Согласно действующему законодательству организация водоснабжения населения входит в обязанность органов местного самоуправления и финансируется из местных бюджетов

Решением Павловского районного суда Алтайского края от 28 ноября 2019 года иск удовлетворен. Администрация Елунинского сельсовета Павловского района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязана организовать нецентрализованное водоснабжение наслеления с. Черемно-Подгорное Павловского района.

В иске к администрации Павловского района отказано.

Администрация Елунинского сельсовета Павловского района в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.

В обоснование указывает, что зона затопления села Черемно-Подгорное Елунинского сельсовета Павловского района Алтайского края утверждена приказом Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов ***-р от ДД.ММ.ГГ. Практически все село находится в зоне затопления (ориентировочно 80-90%). В данной зоне действуют ограничения в соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Росийской Федерации, где указано, что в границах зон затопления, подтопления в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается, в числе прочего, стоительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населеных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

При размещении новой скважины вне зоны затопления необходима санитарно-защитная зона. В соответствии с СанПиН 2.1.4.027-95 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30м от водозабора.

В данном случае вне зоны затопления только жилая застройка, не позволяющая установить минимальную защитную зону в 30 метров. Таким образом размещение новой скважины не представляется возможным.

Из-за труднодоступности к населенному пункту, особенно в зимнее время, учитывая место расположения с. Черемно-Подгорное, нет возможности организовать подвоз воды населению.

Кроме того, ответчик указывает на короткие сроки, установленные судом для организации нецентрализованного водоснабжения, так как выбрать правильное место для расположения водозаборного сооружения можно только с помощью соответствующих специалистов и на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов санитарного обследования территории, учитывая затапливаемость паводковыми водами.

Прокурор, участвовавший в деле, в возражениях просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил закон, установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда обоснованны.

Как правильно указано в решении суда, организация водоснабжения населения на территории сельского поселения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств в силу ч. 1.1, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.

В соответствии с пунктами 71, 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из содержания ч.ч. 3, 4 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона следует, что решение вопросов водоснабжения, предусмотренных частью 1 этой статьи, может быть закреплено за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений. Если решение этих вопросов в указанном порядке не отнесено к вопросам местного значения сельских поселений, то они решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Вместе с тем в силу ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что между главами Елунинского сельсоввета Паловского района и Павловского района заключено соглашение от ДД.ММ.ГГ, по условиям которого вопросы местного значения, предусмотренные в п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», переданы в ведение администрации сельсовета.

В связи с изложенным суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Елунинского сельсовета Павловского района является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям.

Как достоверно установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается ответчиками, водоснабжение села Черемно-Подгорное Елунинского сельсовета Павловского района отсутствует.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в числе прочего, цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р, предлагается уделять первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям, как продовольствие, медицинские услуги, водоснабжение, фармацевтические товары, энергоснабжение и коммунальные услуги, а также учитывать специфику туристических услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Таким образом отсутствие водоснабжения населенного пункта нарушает права проживающих, а также временно находящихся там граждан и требования закона.

Указанные ответчиком в апелляционной жалобе препятствия для организации водоснабжения жителей села Черемно-Подгорное не могут расцениваться как обстоятельство, освобождающее орган местного самоуправления от обязанности по обеспечению указанных граждан питьевой водой. При этом ответчиком доказательств невозможности организации водоснабжения указанного населенного пункта всеми предусмотренными законом способами не представлено, ссылки в апелляционной жалобе на невозможность размещения скважины на территории населенного пункта являются голословными. Положения части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, регулирующей предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, не свидетельствуют о наличии непреодолимых препятствий к обеспечению водоснабжения жителей населенного пункта, так как строительство объектов водоснабжения, в том числе и в границах зон затопления, нормами указанной статьи не запрещается.

Судебная коллегия также учитывает, что ответчиками не представлено доказательств принятия ими мер к признанию расположенных в данном населенном пункте жилых помещений непригодными для проживания и расселению граждан по причине постоянного затопления жилых домов и невозможности водоснабжения жителей.

В связи с изложенным факт нахождения села в зоне затопления не может повлечь признание соответствующим закону бездействия органов местного самоуправления, не принимающих меры к обеспечению водоснабжения проживающих там граждан.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований удовлетворения заявленных требований.

Учитывая, что жителями села неоднократно с 2017 года направлялись жалобы на отсутствие водоснабжения, прокурором в июне 2018 года вносилось Главе Еулнинского сельсовета представление об устранении соответствующих нарушений закона, довод апелляционной жалобы о недостаточности предоставленного судом месячного срока для исполнения решения является несостоятельным и не может быть принят во внимание.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Павловского районного суда Алтайского края от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Елунинского сельсовета Павловского района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1580/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Бровко Николай П.
прокурор
Ответчики
администрация Павловского района
администрация Елунинского сельсовета
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Науменко Лариса Александровна
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
26.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020Передано в экспедицию
26.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее