Дело № 3а-771/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 сентября 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Пархоменко Г.В.,
при ведении протокола помощником судьи Комиссаровой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «< Ф.И.О. >8» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной,
установил:
ООО «< Ф.И.О. >9» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№..>, собственником которого Общество является, в размере его рыночной стоимости определенной на основании отчета об оценке от 11 февраля 2020 года № 130-20, подготовленного ООО «Бюро оценки Касьянова».
Административный истец мотивирует свои требования тем, что он уплачивает имущественный налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.
В судебном заседании представители административных ответчиков – Департамента имущественных отношений Краснодарского края Сергеев Р.М. и ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – краевое БТИ» Мордовин Р.В., действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
От представителя административного истца – генерального директора ООО «< Ф.И.О. >10» < Ф.И.О. >5, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое также содержит просьбу об удовлетворении административных исковых требований с учетом проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
От представителя административного ответчика – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, Рудь М.В., действующей на основании доверенности, в суд поступил отзыв на административный иск, в котором содержится просьба о разрешении административных исковых требований в части установления рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№..> по усмотрению суда.
Выслушав представителей административных ответчиков, допросив судебного эксперта, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 2 статьи 375 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец ООО «< Ф.И.О. >11» является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу – Краснодарский край, <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 6 февраля 2020 года об основных характеристиках объекта и свидетельством о государственной регистрации права от 7 октября 2005 года. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта.
Из взаимосвязанных положений частей 1-3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 318 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в качестве соответствующей даты перехода к проведению в Краснодарском крае государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ установлено 1 мая 2017 года.
Оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости утверждены после 1 мая 2017 года, а именно 25 февраля 2019 года, то есть в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости определены уполномоченным органом по состоянию на 17 июля 2018 года в размере 448912036 рублей 83 копейки.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает 17 июля 2018 года верной даты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12 февраля 2020 года о кадастровой стоимости объекта.
Согласно данным отчета об оценке от 11 февраля 2020 года № 130-20, представленного административным истцом и подготовленного ООО «Бюро оценки Касьянова», рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости (17 июля 2018 года) составляет <№..> рублей.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные расхождения, определением суда от 22 апреля 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению от 15 июня 2020 года № ЭЗ 41/О судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО «НЭО Эксперт», рыночная стоимость объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (17 июля 2018 года) составляет <№..> рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта, изложенные в судебной экспертизе, не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлены, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом < Ф.И.О. >12., которая является членом саморегулируемой организации оценщиков, ее ответственность, как оценщика застрахована, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.
Судебным экспертом также обоснован отказ от использования сравнительного и затратного подходов, в связи с чем эксперт пришел к обоснованному выводу о необходимости использования доходного подхода при расчете рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 17 июля 2018 года.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости (<№..>) является достоверным.
Указанное заключение судебной оценочной экспертизы получено в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации – судебная экспертиза проведена на основании определения суда.
Согласно статье 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).
Судом не установлена необоснованность указанного заключения судебной экспертизы либо противоречия в выводах эксперта. Соответствующие выводы в ходе судебного заседания лицами, участвующими в деле, не опровергнуты.
В ходе судебного заседания эксперт < Ф.И.О. >7, допрошенная судом, показала, что отраженная в заключении судебной экспертизы рыночная стоимость объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости является достоверной и проверяемой, поскольку установлена в ходе экспертного исследования с соблюдением требований методик, законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требований федеральных стандартов оценки.
В том числе в ходе допроса судебный эксперт обосновала необходимость использования доходного подхода при определении рыночной стоимости объекта недвижимости, а также вычет налога на добавленную стоимость при проведении экспертного исследования.
Согласно части 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации, объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом положений данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты обложения налогом на добавленную стоимость, а также операции, которые не признаются объектом налогообложения в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1).
Таким образом, имущество и реализация товаров (работ, услуг) являются самостоятельными объектами налогообложения, в отношении каждого законом предусмотрен определенный налог.
Исходя из прямого толкования статьи 3 Закона об оценочной деятельности, рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации.
Однако само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации этого имущества не образует объект обложения налогом на добавленную стоимость. Такой объект налогообложения возникнет лишь при реализации этого имущества.
Тем самым, установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество и без их реализации) в размере, равном их рыночной стоимости с учетом налога на добавленную стоимость, не может являться обоснованным, поскольку не основано на Законе.
Таким образом, установлению в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости по рассматриваемому делу подлежит рыночная стоимость данного объекта без учета налога на добавленную стоимость.
Приходя к указанному выводу, суд учитывает, в том числе, судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в кассационном определении от 9 августа 2018 года № 5-КГ18-96, определении от 15 февраля 2018 года № 5-КГ17-258, апелляционном определении от 3 февраля 2016 года № 5-АПГ15-81.
Таким образом, заключение судебной оценочной экспертизы, является объективным и полным, а содержащиеся в нем выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверным.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) «О государственной кадастровой оценке», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, является 17 июля 2018 года. Датой, внесения сведения о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости объекта недвижимости, является 07 марта 2019 года.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равной рыночной стоимости, считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 24 марта 2020 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат.
В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 24 марта 2020 года.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункта 15 статьи 378.2, пункта 1 статьи 391, пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 13 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований, а также их уточнение административным истцом, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ООО «< Ф.И.О. >13» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной – удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу – Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 17 июля 2018 года в размере <№..>) рублей.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№..> считать 24 марта 2020 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№..>.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2020 года.
Судья: