Дело № 2-4536/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2014 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Е.С. Николаенко
при секретаре Ю.А. Татарниковой,
при участии
истца Егорова В.А.,
представителя ответчика Министерства финансов РФ Цыганковой А.А., действующей на основании доверенности от 10.02.2014 сроком по 27.12.2015г.,
представителя третьего лица УМВД России по Томской области Бакшеева В.О., действующего на основании доверенности /________/ от 03.01.2014г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске посредством видео-конференцсвязи гражданское дело по иску Егорова В. А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Егоров В.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленного требования указал, что в период времени с 09.07.2007 по 10.07.2007, с 09.10.2007 по 23.10.2007, с 30.10.2007 по 02.11.2007 он содержался в ИВС Бакчарского РОВД в камере № 3 в бесчеловечных, угнетающих честь и достоинство условиях. В указанный период истец содержался в тесной, сырой и холожной камере, нормы санитарной площади на одного человека не соблюдались. Камера была оборудована общей кроватью («сценой»), которая занимала большую часть площади камеры. Окно в камере было закрыто железным листом. Из-за отсутствия вентиляции и воможности проветривания в камере было мало свежего воздуха. Также в камере отсутсвовала ситема водоснабжения, что лишало возможности стираться, мыться и чистить зубы. Из-за отсутсвия санитарного узла в камере «стоял» ужасный запах. Нарушение санитарно-гигиенических и бытовых требований, предъявляемых к охране здоровья причинило истцу психический и моральный вред, что грубо противоречит ст. 3 Конвенции прав человека и основных свобод.
На основании изложенного, со ссылкой на Конституцию РФ, ст.ст. 16, 150, 151, 1064, 1069, 1099, 1101 ГК РФ, Федеральный закон № 103-ФЗ «О содержании под стражей…», Правила внутреннего распорядка просит взыскать с ответчика за счет казны РФ компенсацию морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС Бакчарского района, в размере /________/ рублей.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 19.11.2014 к участию в деле привлечены в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика УМВД России по Томской области, МО МВД России «Чаинский» УМВД России по Томской области.
В судебном заседании истец полностью поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ исковые требования не признала. Пояснила, что истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда в связис ненадлежащими услвояими содержания. Согласно справке о содержаии номенклатурные дела учреждения, акты комплексных обследований, в связи с истечением срока хранения уничтожены.
Представитель третьего лица УМВД России по Томской области полагал, что исковые тебования не подлежат удовлеторению, в связи с тем, что истец в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств в обоснование своих доводов, наличие ненадлежащих услвоий не доказал. В связи с представленной справкой за подписью начальника МО МВД России «Чаинский» УМВД России по Томской области об уничтожении номенклатурных дел, невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть доводы истца. Размер морального вреда необоснован, причинно-следственная связь не доказана.
Третье лицо- МО МВД России «Чаинский» УМВД России по Томской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, просили о рассмотрении гражданского дела без участия представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело без участия представителя третьего лица- МО МВД России «Чаинский» УМВД России по Томской области.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, третьего лица, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются прав и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии со ст.3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом требований режима содержания.
Конституция РФ, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст.2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).
Гражданское законодательство, согласно ст.1 ГК РФ, основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред – физические и нравственные страдания.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Данным законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей (ст.15); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст. 23); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (ст. 24).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом Министерства внутренних дел РФ от 22.11.2005 № 950 (далее – Правила) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (п. 42). Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В соответствии с п. 43 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
Обращаясь с требованием о взыскании компенсации морального вреда, истец ссылается на причинение его в условиях не соответствующих установленным требованиям.
Материалами дела установлено, что Егоров В.А. содержался в ИВС Бакчарского РОВД в период с 09.07.2007 по 10.07.2007, с 09.10.2007 по 23.10.2007. с 30.10.2007 по 02.11.2007, что подтверждается справкой от 26.08.2014 №/________/ врио начальника отделения полиции №13 МО МВД России «Чаинский», справкой /________/ от 23.12.2014 начальника отделения полиции №13 по обслуживанию Бакчарского района.
Согласно справке /________/ от 23.12.2014 начальника ОП №13 ИВС отделения полиции /________/ построен и принят в экплуатацию в 2009 году, какой либо технической документации на здание Бакчарского РОВД, в котором располагался ИВС в настоящее время не сохранилось, в связи с чем представить седения о площади камер не представлялется возможным. Номенклатурные дела, в которых находились акты комплексных обследований имели сроки хранения не более 5 лет и в настоещее время уничтожены за истечением сроков хранения. Какие-либо источники информации о том, были ли камеры оборудованы должным образом, отвечали ли бытовые условия требования гигиены, пожарной безопасности и нормам санитарной площади в камере на одного человека, в какой камере содержался в указанный период Егоров В.А., кто и какое количество человек содержалось с ним, отсутствуют.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В Определении от 22.03.2012 N 531-О-О по жалобе Кузьмина К.А. Конституционный Суд РФ указал, что норма части первой статьи 12 ГПК Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Взаимосвязанные положения статей 12 и 56 ГПК Российской Федерации приняты во исполнение положений статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Отказ в удовлетворении требований о компенсации морального вреда в связи с непредставлением доказательств претерпевания истцом нравственных страданий, не нарушает права, гарантированные статьями 18, 19, 21 и 53 Конституции Российской Федерации.
Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда может быть возложена на причинителя вреда или лицо, обязанное возмещать указанный вред, при доказанности состава правонарушения (наличие вреда у потерпевшего, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между указанными фактами, вина причинителя вреда).
Таким образом, по общим правилам, для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда необходимо наличие его вины и причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями ответчика.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств о содержании его в ненадлежащих условиях, а также причинения ему морального вреда в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС.
Доводы истца о невозможности уничтожения документов суд полагает, несостоятельными, поскольку сведения об уничтожении номенклатурных дел содержаться в справке, имеется ссылка на срок хранения документов, на дату и номер акта уничтожения документов. Справка дана за подписью начальника ОП № 13 по обслуживанию Бакчарского района МО МВД России «Чаинский» УМВД России по Томской области, не доверять, содержимся вней сведений у суда оснований не имеется.
Из ответа на запрос суда следует, что в период нахождения в ИВС Егорова В.А. какие-либо заявления, жалобы на ненадлежащие условия содержания, физические страдания в адрес администрации ИВС от него не поступали.
Поскольку истцом суду не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком действующего законодательства, которые могли бы послужить основанием к удовлетворению исковых требований в соответствии с положением ст. 151 ГК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда.
Конституция Российской Федерации (ст.53) гарантирует каждому гражданину право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, в том числе, и унижающими достоинство, суд может возложить на нарушителей обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003 №. 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом требований режима содержания.
С учетом фактических обстоятельств, анализа представленных доказательств суд находит не доказанным, что у истца имеются правовые основания для предъявления требований на основании ст.1069 ГК РФ.
Суд считает не доказанными в порядке ст.56 ГПК РФ доводы истца о том, что в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС Бакчарского РОВД, он претерпел нравственные страдания в связи с чем, требования истца не подлежат удовлеторению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Егорова В. А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Е.С. Николаенко
Секретарь Ю.А. Татарникова