Дело № 12-101/2020
УИД 10RS0014-01-2020-001147-25
Р Е Ш Е Н И Е
24 ноября 2020 г. пос. Пряжа
Судья Пряжинского районного суда Республики Карелия Кемпинен Ирина Сергеевна, при секретаре Борововой И.Ю., рассмотрев в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, № 233/20л от 21 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» (далее – ООО «Соломенский лесозавод, Общество), юридический адрес: 186130, Республика Карелия, Пряжинский район, п. Чална, ул. Первомайская, д. 11А, ИНН 1021506287, КПП 102101001, дата государственной регистрации 3 февраля 2014 г.,
установил:
постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, № 233/20л от 21 августа 2020 года ООО «Соломенский лесозавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 180 000 руб.
С указанными постановлением не согласно ООО «Соломенский лесозавод», просит его отменить. Указывает, что к воспроизводству лесов относится уход за лесами – рубки при уходе за лесами без ликвидной древесины (осветление и прочистка).
Предусмотренные Проектом освоения лесов мероприятия по воспроизводству лесов (лесовосстановление и рубки ухода в молодняках) Общество в 2019 году выполнило в полном объеме.
Административным органом в вину ООО «Соломенский лесозавод» вменено, что в соответствии с Проектом освоения лесов, ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины составляет 8,8 тыс. куб. м. (рубки прореживания на площади 177 га в объеме 4,0 тыс. куб. м. и проходные рубки на площади 180,2 га в объеме 4,8 тыс. куб. м.). По окончанию 2019 г. установлено, что годовой объем мероприятий по рубкам ухода (прореживание и проходные рубки), предусмотренных Проектом освоения лесов, обществом выполнены нев полном объеме. Заявитель указывает, что указанные выше объемы прореживаний и проходных рубок в Проекте освоения лесов приведены в Главе 6 «Организация использования лесов», в разделе 6.2 «Заготовка древесины» подразделе 6.2.2 «Установленный объем заготовки древесины на участке», в таблице 6.2.4, которое содержит понятие «допустимый объем изъятия древесины в средневозрастных насаждениях при уходе за лесами на участке аренды ООО «Соломенский лесозавод» в Медвежьегорском лесничестве». В тоже время, вышеуказанные объемы древесины (4,0 тыс. куб. м и 4,8 куб. м.) включены в объем расчетной лесосеки и, соответственно, учтены в размере арендных платежей (независимо от фактического освоения данных объемов).
В судебном заседании защитники ООО «Соломенский лесозавод» Наумов А.И., Иванов А.И., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали.
Представитель административного органа Барабашова О.А. в суде возражала против удовлетворения жалобы ООО «Соломенский лесозавод», просила оспариваемое постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, № 233/20л от 21 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывает, что срок на обжалование не пропущен.
Статьей 8.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Лесного кодекса Р Ф при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 61 ЛК РФ установлено, что воспроизводство лесов включает в себя, в том числе уход за лесами.
Исходя из положений ч. 2 и ч. 3 ст. 64 Лесного кодекса РФ, уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. № 626 утверждены Правила ухода за лесами (далее – Правила).
Уход за лесами осуществляется в соответствии с Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов, в том числе, лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка (пункты 3, 4 Правил).
К мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями. В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются различные виды рубок, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений (пункты 6, 10 Правил).
В силу п. 11 Правил в защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания, рубки сохранения лесных насаждений, рубки обновления лесных насаждений, рубки переформирования лесных насаждений, рубки реконструкции, ландшафтные рубки должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки.
Как установлено по делу, между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и Обществом с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» (далее- Общество) заключен договор Аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з.
На основании Постановления Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Проектом освоения лесов на 2017-2021 г.г. для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду Обществу по договору аренды №-з от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (далее – Проект освоения лесов) предусмотрены расчетные объемы ежегодного размера заготовки древесины при уходе за лесами на арендуемом участке – в виде рубок прореживания и проходных рубок.
В соответствии с Проектом освоения лесов, ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины составляет 8,8 тыс. куб. м. (рубки прореживания в объеме 4,0 тыс. куб.м. на площади 177 га и проходные рубки в объеме 4,8 тыс. куб. м. на площади 180,2 га). По окончанию 2019 года установлено, что годовой объем мероприятий по рубкам ухода (прореживание и проходные рубки), предусмотренных Проектом освоения лесов, выполнены Обществом не полностью, а именно выполнены проходные рубки на площади 30,6 га в объеме 1,3 тыс. куб. м.
Общество, являясь по договору от ДД.ММ.ГГГГ №: кварталов <данные изъяты> арендатором лесного участка, в нарушение вышеуказанных требований лесного законодательства, положений договора аренды и проекта освоения лесов на 2017-2021 г.г. не выполнило в полном объеме мероприятия по уходу за лесами (рубки прореживания, проходные рубки). Так, Обществом не выполнены рубки прореживания на площади 177 га в объеме 4,0 тыс. куб.м., проходные рубки на площади 149,6 га в объеме 3,5 тыс. куб.м.
Указанные обстоятельства, а также вина ООО «Соломенский лесозавод» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом № 21/20 об административном правонарушении от 25.03.2020, отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении и отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2019г., проектом освоения лесов на 2017-2021 г.г., договором аренды лесного участка №-з от ДД.ММ.ГГГГ, другими доказательствами.
Данные доказательства являются допустимыми, оснований им не доверять у судьи не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья считает, что Обществом не были приняты все зависящие меры по соблюдению вышеприведенных норм действующего законодательства.
Учитывая установленные обстоятельства, факт совершения ООО «Соломенский лесозавод» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, нашел свое подтверждение.
Доводы жалобы о выполнении обществом предусмотренных Проектом освоения лесов мероприятий по воспроизводству лесов в полном объеме не нашли своего подтверждения при рассмотрении жалобы, противоречат исследованным судом доказательствам, в том числе сведениям, содержащимся в отчете общества об использовании лесов за январь-декабрь 2019 г.
Доводы жалобы о неполном использовании расчетной лесосеки не ставят под сомнение правильность выводов о виновности ООО «Соломенский лесозавод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ. По смыслу статей 19, 81-84 Лесного кодекса РФ уход за лесами является обязанностью арендатора. Общество арендует указанный в постановлении лесной участок, находящийся в государственной собственности, в целях лесозаготовки. По смыслу положений п. 1.4 и п. 4.4.15 договора аренды арендатор не должен превышать установленные договором и приложениями к нему объемы рубок, в то же время рубки ухода за лесами являются его обязанностью. Такие же условия использования лесного участка закреплены в проекте освоения лесов, из положений которого не следует право арендатора самостоятельно определять ежегодный объем рубок ухода.
Иные доводы жалобы о несогласии с толкованием и применением субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не являются.
Исходя из положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица, в ходе производства по настоящему делу допущено не было и при рассмотрении жалобы судьей не установлено.
Оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождении юридического лица от административной ответственности, судья не усматривает, поскольку данное правонарушение повлекло неблагоприятные последствия в результате природопользования, что в своею очередь влияет на состояние окружающей среды.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление о привлечении ООО «Соломенский лесозавод» к административной ответственности вынесено законно и обоснованно, в установленные сроки. Назначенное наказание определено в соответствии с правилами, установленными КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, № 233/20л от 21 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.С. Кемпинен