Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2364/2019 от 02.04.2019

УИД 36RS0006-01-2019-000754-62

Дело №2-2364/2019

Стр.2.142

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2019 г.                                                                                                   город Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маньковой Е.М.,

при секретаре Володиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бушуевой Анны Николаевны, Грицун Натальи Сергеевны, Марьяновского Леонида Сергеевича, Корчиловой Оксаны Владимировны, Чердакли Дмитрия Александровича, Чердакли Ангелины Александровны к ИП Трегубовой Галине Николаевне о возложении обязанности демонтировать за свой счет нестационарный торговый объект – киоск, расположенный на придомовой территории многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Бушуева А.Н., Грицун Н.С., Марьяновский Л.С., Чердакли Д.А., Чердакли А.А. обратились в суд с иском к ИП Трегубовой Г.Н. о демонтаже нестационарного торгового объекта. В обоснование иска указано, что истцы являются собственником жилых и нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, примерно в 100-150 м от их дома на придомовой территории расположен незаконно установленный нестационарный торговый объект – киоск, принадлежащий ИП Трегубовой Г.Н., который осуществляет торговую деятельность по продаже продуктов питания. Истцы считают, что данный торговый объект захламляет придомовую территорию, создает неудобства как собственникам помещений, расположенных в многоквартирном доме. Под их окнами и входными группами нежилых помещений выливаются различные жидкости со специфическим запахом и выбрасывается мусор, что создает антисанитарные условия на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу. Согласно полученным сведениям из Управления Росреестра, придомовая территория многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> разграничена и стоит на кадастровом учете: земельный участок площадью 2538 кв.м., что подтверждается выпиской из единого реестра прав на недвижимость. С момента постановки земельного участка под многоквартирным домом на государственный кадастровый учет, он переходит в общедолевую собственность владельцев помещений жилого дома.

Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 22 ноября 2015 г. было принято решение «О запрете размещения на придомовой территории многоквартирного дома <адрес> любых предприятий торговли и общественного питания», о чем АО «УК Ленинского района» была извещена. В нарушение принятого решения торговый объект – киоск ИП Трегубовой Г.Н. продолжает располагаться на придомовой территории многоквартирного дома.

Порядок размещения павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования установлен решением Воронежской городской Думы от 25 апреля 2012 г. №790-111 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж» и он определен для территории городского округа город Воронеж вне зависимости от форм собственности земельного участка, на котором расположен торговый объект.

Согласно ответу на адвокатский запрос №26-4/18 от 26 ноября 2018 г. администрация городского округа город Воронеж в лице управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики от 12 декабря 2018 г. сообщила о том, что спорный объект, принадлежащий ИП Трегубовой Г.Н. в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06 мая 2016 г. не включен.

Кроме того, истцы ссылаются на то, что согласно п.4.5. решения Воронежской городской Думы от 25 апреля 2012 г. №790-111 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж», при разработке новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесении изменений в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов, не допускается включение в схему размещения нестационарных торговых объектов, за исключением киосков с остановочными навесами, объектов мелкорозничной торговли по реализации печатной продукции, мороженого, цветов, передвижных средств развозной и разносной уличной торговли, а также платежных терминалов, на <адрес>.

Таким образом, включение нестационарного торгового объекта ИП Трегубовой Г.Н., расположенного по адресу: <адрес> в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06 мая 2016 г. №394, не представляется возможным.

Также истцы указывают на то, что в соответствии с п.2. 10 раздела II “Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении» СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви. А спорный объект размещен в нарушении данных требований.

Поскольку ИП Трегубова Г.Н. незаконно установила нестационарный торговый объект – кисок, в нарушение действующего законодательства и занимает земельный участок, принадлежащий на праве общедолевой собственности собственникам помещений жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, нестационарный торговый объект – киоск, принадлежащий ИП Трегубовой Г.Н., подлежит демонтажу.

В судебном заседании истец Корчилова О.В. и представитель истца Грицун Н.С. по доверенности Манькова К.В. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в пояснениях к исковому заявлению.

Истцы Бушуева А.Н., Грицун Н.С., Марьяновский Л.С., Чердакли Д.А., Чердакли А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом в установленном законом порядке, предоставили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, правовую позицию поддерживают в полном объеме. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.

В судебное заседание ответчик ИП Трегубова Г.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщила, направила в суд представителя Гаршину И.В.. Таким образом, суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика с участием его представителя Гаршиной И.В., действующей на основании доверенности.

Представитель ответчика ИП Трегубовой Г.Н. по доверенности Гаршина И.В.в судебном заседании заявленные требования не признала, поясняла доводы, изложенные в письменных возражениях относительно исковых требований.

Представители третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж, привлеченные судом к участию в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили, с просьбой об отложении судебного разбирательства не обращались. В деле имеются письменные пояснения представителя третьего лица администрации городского округа город Воронежа к исковому заявлению, в которых он просил, в случае неисполнения ИП Трегубовой Г.Н. в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда, предоставить право администрации городского округа город Воронеж в лице ее структурного подразделения – управления административно-технического контроля, демонтировать нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.81-84). Таким образом, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

В судебном заседании представитель третьего лица АО «Управляющая компания Ленинского района» по доверенности Петрова Т.А. полагалась по разрешению заявленных требований на усмотрение суда. После объявленного судом перерыва, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление с просьбой слушание дела отложить ввиду болезни – занятости в другом процессе представителя третьего лица. Суд, не усмотрев уважительных причин для отложения судебного заседания по заявлению представителя третьего лица, посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Бушуева А.Н. является собственником квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; Грицун Н.С. является собственником нежилого встроенного помещения III в лит.А, расположенного по адресу: <адрес>, 1 этаж, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 36-АГ от ДД.ММ.ГГГГ; Марьяновский Л.С. является собственником нежилого встроенного помещения I в лит.А, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 36-АА от ДД.ММ.ГГГГ; Корчилова О.В. является собственником нежилого встроенного помещения V в лит.А, расположенного по адресу: <адрес>, 1 этаж, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 36-АВ от ДД.ММ.ГГГГ; Чердакли Д.А. и Чердакли А.А. являются собственниками квартиры , расположенной по адресу: <адрес> по ? доли, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации 36-АА от ДД.ММ.ГГГГ, 36-АА от ДД.ММ.ГГГГ      (л.д.10-15).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 2, 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.

В силу ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

В силу ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе, земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Аналогичные положения содержатся в ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В силу п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> имеет разрешенный вид использования – многоквартирный дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, площадью 2538+/- 18 кв.м. (л.д.16-21).

Согласно разъяснениям, данным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 07 декабря 2011 г. «Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации», понятия «двор жилого здания», «дворовая территория» следует рассматривать, как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.

Таким образом, к территории двора жилого здания относят всю прилегающую территорию многоквартирного дома.

Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента, которым согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

       Судом также установлено и никем не оспаривалось, что на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , размещены 5 нестационарных объектов торговли - киосков, место расположения которых отражено на схеме размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ), выполненной истцами по делу Бушуевой А.Н., Грицун Н.С., Марьяновским Л.С., Чердакли Д.А., Чердакли А.А., обозначенных на ней под номерами 5,4,3,2, 1, в том числе киоск , принадлежащий ответчику ИП Трегубовой Г.Н. (л.д.26).

Согласно ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимого имущества могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или бессрочное пользование, в том числе в аренду.

Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 22 ноября 2015 г. было принято решение «О запрете размещения на придомовой территории многоквартирного дома по <адрес> любых предприятий торговли и общественного питания», о чем АО «УК Ленинского района» была поставлена в известность, доказательств обратного суду представлено не было (л.д.32-35).

Из акта осмотра нестационарного торгового объекта от 11 марта 2019 г. и фотоматериалов нестационарного торгового объекта, составленных главным специалистом отдела по осуществлению контроля в сфере торговли управления административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж, представленных третьим лицом - администрацией городского округа город Воронеж, следует, что нестационарный торговый объект - киоск расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 15 кв.м., с 1 единицей холодного оборудования, 6 000 (длина)х 2 500 (ширина)х2 700 (высота), подключен к электричеству, фундамент отсутствует, размещен на расстоянии 11 м от жилого дома в границах многоквартирного дома по <адрес>, в котором осуществляется предпринимательская деятельность по факту. Согласно схеме, акта и фотоматериалов, на данном земельном участке расположен нестационарный объект – торговый киоск «РобинСдобин», принадлежащий ИП Трегубовой Г.Н. (л.д.73, 74, 85-86, 87,88). Указанные обстоятельства подтверждаются приложенным к письменным пояснениям истцов к исковому заявлению кассового чека от 10 марта 2019 г., подтверждающего производство закупки в киоске ИП Трегубовой Г.Н. (л.д.69) и не отрицались ответчиком.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).

Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 74 Правил запрещено использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. N 947 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" пункт 74 Правил дополнен абзацем вторым, предусматривающим, что временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.

           В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности», противопожарный режим - это совокупность требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (статья 1).

В статье 2 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Во исполнение указанных законоположений и в рамках своих полномочий Правительство Российской Федерации в абзаце втором пункта 74 Правил определило минимальное расстояние от временных строений до других зданий и сооружений.

При этом, суд исходит из понятия "временные строения", что по своему смыслу соотносится с понятием "некапитальные строения, сооружения", приведенным в пункте 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 23 января 2019 г., ИП Трегубовой Г.Н. осуществляет, в соответствии с основным и дополнительными видами своей деятельности: торговлю розничную хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных и неспециализированных магазинах, торговлю оптовую мясом и мясными продуктами, консервами, пивом, мороженым и замороженными пищевыми продуктами и т.д. (л.д.22-29).

Согласно сведениям, предоставленным стороной ответчика, 31 марта 2017 г. между АО «УК Ленинского района» и ИП ФИО17 заключен договор аренды части земельного участка, согласно которому ИП ФИО18 предоставлена во временное пользование за плату сроком до 01 марта 2018 г. с учетом пролонгации в соответствии с п.3.1. договора) часть земельного участка, общей площадью 15 кв.м. для размещения нестационарного торгового киоска. На указанной части земельного участка на основании договора субаренды земельного участка от 01 апреля 2019 г. находится нестационарный торговый объект, принадлежащий в настоящее время ИП Трегубовой Г.Н. (л.д.145).

Требования к организации торговой деятельности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 2 указанного Закона определены понятия стационарного или нестационарного объекта торговли. Так, стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно пункту 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли, утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 771-ст, к нестационарным торговым объектам отнесен торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-техническое обеспечения. В том числе передвижное (мобильное) сооружение.

Примечание – к нестационарным торговым объектам относятся павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. К нестационарным передвижным торговым объектам относятся лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.

Особенности размещения нестационарных торговых объектов определены статьей 10 Закона о торговой деятельности.

В силу п. 7 ст. 10 данного Закона порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, одним из основополагающих критериев возможности размещения объекта нестационарной торговли, помимо согласия собственника земельного участка, является соблюдение законодательства Российской Федерации, включая требования градостроительного законодательства.

Размещение на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0401016:32, нестационарных торговых объектов не соответствует градостроительному регламенту, вследствие чего является незаконным.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", под санитарно-эпидемиологическими требованиями следует понимать обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами.

Согласно ст. 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11).

По правилам ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 2.10 раздела II "Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок, кроме гостевых.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и бытового обслуживания (пункт 15 части 1 статьи 16).

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать схемы размещения НТО с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, (статья 3, часть 3 статьи 17 Федерального закона N 381-ФЗ).

Создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли отнесено к вопросам местного значения пунктом 15 части 1 статьи 14 Устава городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 г. N 150-I.

Представительным органом муниципального образования является городская Дума (статья 28 Устава), которая в соответствии с частью 1 статьи 56 Устава принимает нормативные акты в форме решения.

Как следует из Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 790-III, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж.

Данные требования, предусмотренные настоящим Положением, не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов:

а) находящихся на территориях рынков;

б) при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, имеющих временный характер, при проведении выставок-ярмарок, ярмарок;

в) при размещении временных организаций быстрого обслуживания (летних кафе), расположенных на территориях, прилегающих к предприятиям общественного питания (п.1.4. Положения).

Таким образом, порядок размещения нестационарных торговых объектов определен для территории городского округа город Воронеж вне зависимости от форм собственности земельного участка, на котором расположен торговый объект.

Судом установлено, что    согласно сведениям публичной кадастровой карты на земельный участок с кадастровым номером занимаемом многоквартирным домом по адресу: <адрес>, схеме размещения нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: <адрес>, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06 мая 2016 г. № 394, размещение нестационарного объекта, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> не предусмотрено, данный объект в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа не входит, с ИП Трегубовой Г.Н. договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж Управлением не заключался. Предусмотрено место № IV -98 по вышеуказанному адресу под размещение киоска по реализации печатной продукции площадью 8,73 кв.. Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики заключен договор с ИП ФИО19 на размещение нестационарного торгового объекта сроком действия до 12 мая 2021 г. (л.д.31, 56).

Договор между администрацией городского округа город Воронеж и ИП Трегубова Г.Н. на право размещения киоска не заключался, что стороной ответчика не отрицалось.

Кроме того, пунктом 4.5 ныне действующего Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж установлено, что при разработке новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесении изменений в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов не допускается включение в схему новых мест размещения нестационарных торговых объектов, за исключением нестационарных торговых объектов, расположенных на озелененных территориях общего пользования, киосков с остановочными навесами, павильонов с остановочными навесами, объектов мелкорозничной торговли по реализации печатной продукции, мороженого, цветов, киосков по изготовлению ключей, передвижных средств развозной и разносной уличной торговли, хлебопекарен-кондитерских, на следующих улицах и площадях городского округа город Воронеж, в том числе <адрес>.

Таким образом, включение нестационарного торгового объекта – киоска ИП Трегубовой Г.Н., расположенного на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж не представляется возможным.

Представленный стороной ответчика протокол №3 от 19 мая 2019 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> о передаче полномочий АО «УК Ленинского района» на использование общего имущества (аренда, размещение оборудования, проведение работ и т.д.) согласно п.3.2.6 договора управления по <адрес>, не свидетельствует о даче согласия собственников жилого дома на установку спорного киоска, дача которого предусмотрена ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и не должна противоречить и нарушать обязательные для исполнения указанные судом выше СанПиН, направленные на защиту прав и законных интересов истцов (л.д.149-213)

Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Суд приходит к выводу о нарушении ответчиком требований градостроительного законодательства, в частности несоблюдение разрешенного вида использования земельного участка, норм и требований пожарной безопасности, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что существенно нарушает права истцов на благоприятные и безопасные условия проживания и использовании принадлежащих им на праве собственности нежилых помещений, расположенных в доме по <адрес>.

Исходя из того обстоятельства установленного судом, что спорный торговый киоск принадлежит ответчику ИП Трегубовой Г.Н. и в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу о том, что обязанность по сносу торгового объекта – киоска и приведению территории, на которой он располагался, в первоначальное положение, должна быть возложена на указанного ответчика.

При этом, в силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого постановление суда должно быть исполнено, в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Избранный истцами способ защиты нарушенных действиями ответчика прав жильцов многоквартирного жилого дома по <адрес> направлен на их восстановление.

В связи с чем, заявленные требования Бушуевой А.Н., Грицун Н.С., Марьяновского Л.С., Чердакли Д.А., Чердакли А.А., суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как ответчик, разместив нестационарный торговый объект – киоск на земельном участке, относящемся к территории многоквартирного жилого дома, нарушил обязательные для исполнения требования градостроительного законодательства, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Индивидуального предпринимателя Трегубову Галину Николаевну демонтировать за счет собственных средств нестационарный торговый объект - киоск, общей площадью 15 кв.м., размещенный на земельном участке, имеющим кадастровый , занимаемом многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья:                                                                                                         Е.М. Манькова

УИД 36RS0006-01-2019-000754-62

Дело №2-2364/2019

Стр.2.142

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2019 г.                                                                                                   город Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маньковой Е.М.,

при секретаре Володиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бушуевой Анны Николаевны, Грицун Натальи Сергеевны, Марьяновского Леонида Сергеевича, Корчиловой Оксаны Владимировны, Чердакли Дмитрия Александровича, Чердакли Ангелины Александровны к ИП Трегубовой Галине Николаевне о возложении обязанности демонтировать за свой счет нестационарный торговый объект – киоск, расположенный на придомовой территории многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Бушуева А.Н., Грицун Н.С., Марьяновский Л.С., Чердакли Д.А., Чердакли А.А. обратились в суд с иском к ИП Трегубовой Г.Н. о демонтаже нестационарного торгового объекта. В обоснование иска указано, что истцы являются собственником жилых и нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, примерно в 100-150 м от их дома на придомовой территории расположен незаконно установленный нестационарный торговый объект – киоск, принадлежащий ИП Трегубовой Г.Н., который осуществляет торговую деятельность по продаже продуктов питания. Истцы считают, что данный торговый объект захламляет придомовую территорию, создает неудобства как собственникам помещений, расположенных в многоквартирном доме. Под их окнами и входными группами нежилых помещений выливаются различные жидкости со специфическим запахом и выбрасывается мусор, что создает антисанитарные условия на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу. Согласно полученным сведениям из Управления Росреестра, придомовая территория многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> разграничена и стоит на кадастровом учете: земельный участок площадью 2538 кв.м., что подтверждается выпиской из единого реестра прав на недвижимость. С момента постановки земельного участка под многоквартирным домом на государственный кадастровый учет, он переходит в общедолевую собственность владельцев помещений жилого дома.

Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 22 ноября 2015 г. было принято решение «О запрете размещения на придомовой территории многоквартирного дома <адрес> любых предприятий торговли и общественного питания», о чем АО «УК Ленинского района» была извещена. В нарушение принятого решения торговый объект – киоск ИП Трегубовой Г.Н. продолжает располагаться на придомовой территории многоквартирного дома.

Порядок размещения павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования установлен решением Воронежской городской Думы от 25 апреля 2012 г. №790-111 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж» и он определен для территории городского округа город Воронеж вне зависимости от форм собственности земельного участка, на котором расположен торговый объект.

Согласно ответу на адвокатский запрос №26-4/18 от 26 ноября 2018 г. администрация городского округа город Воронеж в лице управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики от 12 декабря 2018 г. сообщила о том, что спорный объект, принадлежащий ИП Трегубовой Г.Н. в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06 мая 2016 г. не включен.

Кроме того, истцы ссылаются на то, что согласно п.4.5. решения Воронежской городской Думы от 25 апреля 2012 г. №790-111 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж», при разработке новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесении изменений в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов, не допускается включение в схему размещения нестационарных торговых объектов, за исключением киосков с остановочными навесами, объектов мелкорозничной торговли по реализации печатной продукции, мороженого, цветов, передвижных средств развозной и разносной уличной торговли, а также платежных терминалов, на <адрес>.

Таким образом, включение нестационарного торгового объекта ИП Трегубовой Г.Н., расположенного по адресу: <адрес> в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06 мая 2016 г. №394, не представляется возможным.

Также истцы указывают на то, что в соответствии с п.2. 10 раздела II “Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении» СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви. А спорный объект размещен в нарушении данных требований.

Поскольку ИП Трегубова Г.Н. незаконно установила нестационарный торговый объект – кисок, в нарушение действующего законодательства и занимает земельный участок, принадлежащий на праве общедолевой собственности собственникам помещений жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, нестационарный торговый объект – киоск, принадлежащий ИП Трегубовой Г.Н., подлежит демонтажу.

В судебном заседании истец Корчилова О.В. и представитель истца Грицун Н.С. по доверенности Манькова К.В. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в пояснениях к исковому заявлению.

Истцы Бушуева А.Н., Грицун Н.С., Марьяновский Л.С., Чердакли Д.А., Чердакли А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом в установленном законом порядке, предоставили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, правовую позицию поддерживают в полном объеме. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.

В судебное заседание ответчик ИП Трегубова Г.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщила, направила в суд представителя Гаршину И.В.. Таким образом, суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика с участием его представителя Гаршиной И.В., действующей на основании доверенности.

Представитель ответчика ИП Трегубовой Г.Н. по доверенности Гаршина И.В.в судебном заседании заявленные требования не признала, поясняла доводы, изложенные в письменных возражениях относительно исковых требований.

Представители третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж, привлеченные судом к участию в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили, с просьбой об отложении судебного разбирательства не обращались. В деле имеются письменные пояснения представителя третьего лица администрации городского округа город Воронежа к исковому заявлению, в которых он просил, в случае неисполнения ИП Трегубовой Г.Н. в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда, предоставить право администрации городского округа город Воронеж в лице ее структурного подразделения – управления административно-технического контроля, демонтировать нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.81-84). Таким образом, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

В судебном заседании представитель третьего лица АО «Управляющая компания Ленинского района» по доверенности Петрова Т.А. полагалась по разрешению заявленных требований на усмотрение суда. После объявленного судом перерыва, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление с просьбой слушание дела отложить ввиду болезни – занятости в другом процессе представителя третьего лица. Суд, не усмотрев уважительных причин для отложения судебного заседания по заявлению представителя третьего лица, посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Бушуева А.Н. является собственником квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; Грицун Н.С. является собственником нежилого встроенного помещения III в лит.А, расположенного по адресу: <адрес>, 1 этаж, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 36-АГ от ДД.ММ.ГГГГ; Марьяновский Л.С. является собственником нежилого встроенного помещения I в лит.А, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 36-АА от ДД.ММ.ГГГГ; Корчилова О.В. является собственником нежилого встроенного помещения V в лит.А, расположенного по адресу: <адрес>, 1 этаж, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 36-АВ от ДД.ММ.ГГГГ; Чердакли Д.А. и Чердакли А.А. являются собственниками квартиры , расположенной по адресу: <адрес> по ? доли, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации 36-АА от ДД.ММ.ГГГГ, 36-АА от ДД.ММ.ГГГГ      (л.д.10-15).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 2, 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.

В силу ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

В силу ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе, земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Аналогичные положения содержатся в ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В силу п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> имеет разрешенный вид использования – многоквартирный дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, площадью 2538+/- 18 кв.м. (л.д.16-21).

Согласно разъяснениям, данным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 07 декабря 2011 г. «Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации», понятия «двор жилого здания», «дворовая территория» следует рассматривать, как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.

Таким образом, к территории двора жилого здания относят всю прилегающую территорию многоквартирного дома.

Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента, которым согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

       Судом также установлено и никем не оспаривалось, что на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , размещены 5 нестационарных объектов торговли - киосков, место расположения которых отражено на схеме размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ), выполненной истцами по делу Бушуевой А.Н., Грицун Н.С., Марьяновским Л.С., Чердакли Д.А., Чердакли А.А., обозначенных на ней под номерами 5,4,3,2, 1, в том числе киоск , принадлежащий ответчику ИП Трегубовой Г.Н. (л.д.26).

Согласно ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимого имущества могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или бессрочное пользование, в том числе в аренду.

Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 22 ноября 2015 г. было принято решение «О запрете размещения на придомовой территории многоквартирного дома по <адрес> любых предприятий торговли и общественного питания», о чем АО «УК Ленинского района» была поставлена в известность, доказательств обратного суду представлено не было (л.д.32-35).

Из акта осмотра нестационарного торгового объекта от 11 марта 2019 г. и фотоматериалов нестационарного торгового объекта, составленных главным специалистом отдела по осуществлению контроля в сфере торговли управления административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж, представленных третьим лицом - администрацией городского округа город Воронеж, следует, что нестационарный торговый объект - киоск расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 15 кв.м., с 1 единицей холодного оборудования, 6 000 (длина)х 2 500 (ширина)х2 700 (высота), подключен к электричеству, фундамент отсутствует, размещен на расстоянии 11 м от жилого дома в границах многоквартирного дома по <адрес>, в котором осуществляется предпринимательская деятельность по факту. Согласно схеме, акта и фотоматериалов, на данном земельном участке расположен нестационарный объект – торговый киоск «РобинСдобин», принадлежащий ИП Трегубовой Г.Н. (л.д.73, 74, 85-86, 87,88). Указанные обстоятельства подтверждаются приложенным к письменным пояснениям истцов к исковому заявлению кассового чека от 10 марта 2019 г., подтверждающего производство закупки в киоске ИП Трегубовой Г.Н. (л.д.69) и не отрицались ответчиком.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).

Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 74 Правил запрещено использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. N 947 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" пункт 74 Правил дополнен абзацем вторым, предусматривающим, что временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.

           В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности», противопожарный режим - это совокупность требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (статья 1).

В статье 2 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Во исполнение указанных законоположений и в рамках своих полномочий Правительство Российской Федерации в абзаце втором пункта 74 Правил определило минимальное расстояние от временных строений до других зданий и сооружений.

При этом, суд исходит из понятия "временные строения", что по своему смыслу соотносится с понятием "некапитальные строения, сооружения", приведенным в пункте 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 23 января 2019 г., ИП Трегубовой Г.Н. осуществляет, в соответствии с основным и дополнительными видами своей деятельности: торговлю розничную хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных и неспециализированных магазинах, торговлю оптовую мясом и мясными продуктами, консервами, пивом, мороженым и замороженными пищевыми продуктами и т.д. (л.д.22-29).

Согласно сведениям, предоставленным стороной ответчика, 31 марта 2017 г. между АО «УК Ленинского района» и ИП ФИО17 заключен договор аренды части земельного участка, согласно которому ИП ФИО18 предоставлена во временное пользование за плату сроком до 01 марта 2018 г. с учетом пролонгации в соответствии с п.3.1. договора) часть земельного участка, общей площадью 15 кв.м. для размещения нестационарного торгового киоска. На указанной части земельного участка на основании договора субаренды земельного участка от 01 апреля 2019 г. находится нестационарный торговый объект, принадлежащий в настоящее время ИП Трегубовой Г.Н. (л.д.145).

Требования к организации торговой деятельности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 2 указанного Закона определены понятия стационарного или нестационарного объекта торговли. Так, стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно пункту 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли, утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 771-ст, к нестационарным торговым объектам отнесен торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-техническое обеспечения. В том числе передвижное (мобильное) сооружение.

Примечание – к нестационарным торговым объектам относятся павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. К нестационарным передвижным торговым объектам относятся лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.

Особенности размещения нестационарных торговых объектов определены статьей 10 Закона о торговой деятельности.

В силу п. 7 ст. 10 данного Закона порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, одним из основополагающих критериев возможности размещения объекта нестационарной торговли, помимо согласия собственника земельного участка, является соблюдение законодательства Российской Федерации, включая требования градостроительного законодательства.

Размещение на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0401016:32, нестационарных торговых объектов не соответствует градостроительному регламенту, вследствие чего является незаконным.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", под санитарно-эпидемиологическими требованиями следует понимать обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами.

Согласно ст. 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11).

По правилам ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 2.10 раздела II "Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок, кроме гостевых.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и бытового обслуживания (пункт 15 части 1 статьи 16).

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать схемы размещения НТО с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, (статья 3, часть 3 статьи 17 Федерального закона N 381-ФЗ).

Создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли отнесено к вопросам местного значения пунктом 15 части 1 статьи 14 Устава городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 г. N 150-I.

Представительным органом муниципального образования является городская Дума (статья 28 Устава), которая в соответствии с частью 1 статьи 56 Устава принимает нормативные акты в форме решения.

Как следует из Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 790-III, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж.

Данные требования, предусмотренные настоящим Положением, не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов:

а) находящихся на территориях рынков;

б) при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, имеющих временный характер, при проведении выставок-ярмарок, ярмарок;

в) при размещении временных организаций быстрого обслуживания (летних кафе), расположенных на территориях, прилегающих к предприятиям общественного питания (п.1.4. Положения).

Таким образом, порядок размещения нестационарных торговых объектов определен для территории городского округа город Воронеж вне зависимости от форм собственности земельного участка, на котором расположен торговый объект.

Судом установлено, что    согласно сведениям публичной кадастровой карты на земельный участок с кадастровым номером занимаемом многоквартирным домом по адресу: <адрес>, схеме размещения нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: <адрес>, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06 мая 2016 г. № 394, размещение нестационарного объекта, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> не предусмотрено, данный объект в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа не входит, с ИП Трегубовой Г.Н. договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж Управлением не заключался. Предусмотрено место № IV -98 по вышеуказанному адресу под размещение киоска по реализации печатной продукции площадью 8,73 кв.. Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики заключен договор с ИП ФИО19 на размещение нестационарного торгового объекта сроком действия до 12 мая 2021 г. (л.д.31, 56).

Договор между администрацией городского округа город Воронеж и ИП Трегубова Г.Н. на право размещения киоска не заключался, что стороной ответчика не отрицалось.

Кроме того, пунктом 4.5 ныне действующего Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж установлено, что при разработке новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесении изменений в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов не допускается включение в схему новых мест размещения нестационарных торговых объектов, за исключением нестационарных торговых объектов, расположенных на озелененных территориях общего пользования, киосков с остановочными навесами, павильонов с остановочными навесами, объектов мелкорозничной торговли по реализации печатной продукции, мороженого, цветов, киосков по изготовлению ключей, передвижных средств развозной и разносной уличной торговли, хлебопекарен-кондитерских, на следующих улицах и площадях городского округа город Воронеж, в том числе <адрес>.

Таким образом, включение нестационарного торгового объекта – киоска ИП Трегубовой Г.Н., расположенного на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж не представляется возможным.

Представленный стороной ответчика протокол №3 от 19 мая 2019 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> о передаче полномочий АО «УК Ленинского района» на использование общего имущества (аренда, размещение оборудования, проведение работ и т.д.) согласно п.3.2.6 договора управления по <адрес>, не свидетельствует о даче согласия собственников жилого дома на установку спорного киоска, дача которого предусмотрена ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и не должна противоречить и нарушать обязательные для исполнения указанные судом выше СанПиН, направленные на защиту прав и законных интересов истцов (л.д.149-213)

Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Суд приходит к выводу о нарушении ответчиком требований градостроительного законодательства, в частности несоблюдение разрешенного вида использования земельного участка, норм и требований пожарной безопасности, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что существенно нарушает права истцов на благоприятные и безопасные условия проживания и использовании принадлежащих им на праве собственности нежилых помещений, расположенных в доме по <адрес>.

Исходя из того обстоятельства установленного судом, что спорный торговый киоск принадлежит ответчику ИП Трегубовой Г.Н. и в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу о том, что обязанность по сносу торгового объекта – киоска и приведению территории, на которой он располагался, в первоначальное положение, должна быть возложена на указанного ответчика.

При этом, в силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого постановление суда должно быть исполнено, в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Избранный истцами способ защиты нарушенных действиями ответчика прав жильцов многоквартирного жилого дома по <адрес> направлен на их восстановление.

В связи с чем, заявленные требования Бушуевой А.Н., Грицун Н.С., Марьяновского Л.С., Чердакли Д.А., Чердакли А.А., суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как ответчик, разместив нестационарный торговый объект – киоск на земельном участке, относящемся к территории многоквартирного жилого дома, нарушил обязательные для исполнения требования градостроительного законодательства, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Индивидуального предпринимателя Трегубову Галину Николаевну демонтировать за счет собственных средств нестационарный торговый объект - киоск, общей площадью 15 кв.м., размещенный на земельном участке, имеющим кадастровый , занимаемом многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья:                                                                                                         Е.М. Манькова

1версия для печати

2-2364/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мартьяновский Леонид Сергеевич
Грицун Наталья Сергеевна
Бушуева Анна Николаевна
Чердакли Дмитрий Александрович
Корчилова Оксана Владимировна
Чердакли Ангелина Александровна
Ответчики
ИП Трегубова Галина Николаевна
Другие
АО "УК Ленинского района"
Ленинский отдел судебных приставов Судебный пристав исполнитель Кручина Марина Юрьевна
Администрация г.о.г. Воронеж
Манькова Кристина Владимировна
ДИЗО ВО
Управление развития предпринимательского потребительского рынка и инновационной политики АГО г.Воронеж
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Манькова Елена Михайловна
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
02.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.04.2019Передача материалов судье
05.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.05.2019Предварительное судебное заседание
11.06.2019Судебное заседание
18.06.2019Судебное заседание
21.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2021Дело оформлено
15.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее