Дело №5-23/18-12
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Петрозаводск 13 февраля 2018 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Мельгиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ Республики Карелия «Родильный дом им.Гуткина К.А.», ИНН 1001030433, ОГРН 1031000007444, юридический адрес: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.15,
УСТАНОВИЛ:
03 ноября 2017 года по адресу: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.15, выявлено, что ГБУЗ Республики Карелия «Родильный дом им.Гуткина К.А.» при осуществлении медицинской в нарушение ст.11,29,32 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не обеспечило выполнение требований п.2.1, п.2.35, п.13.5 раздела 1; п.3.1, п.3.2.3, п.3.3, п.3.4 раздела 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", выразившееся в использовании нестерильного белья для новорожденных, а также отсутствии в программе производственного контроля организационных мероприятий по контролю эффективности стерилизации белья для новорожденных.
В судебное заседание законный представитель ГБУЗ Республики Карелия «Родильный дом им.Гуткина К.А.», надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, не явился, направив защитника Воликовскую Е.Ю., которая согласилась с инкриминируемым юридическому лицу правонарушением, заявив об устранении обстоятельств, способствовавших нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства.
Потерпевший ФИО1 и представитель административного органа Васильева Е.А. настаивали на привлечении медицинского учреждения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих лиц, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровья человека, а также угрозу возникновения или распространения заболевания.
Обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства закреплена в том, числе за юридическим лицами (ст.11 Закона).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ст.29 Закона).
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда в силу ст.32 Закона возложен на юридических лиц и преследует цель обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Как следует из содержания пункта 2.1 раздела 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами.
В соответствии с пунктом 13.5 раздела 1 СП 2.1.3.2630-10 в операционных, акушерских стационарах (родильных блоках и других помещениях с асептическим режимом, а также в палатах для новорожденных) должно применяться стерильное белье.
Согласно п.2.35 раздела 2 СП 2.1.3.2630-10, контроль стерилизации включает контроль работы стерилизаторов, проверку назначений параметров режимов стерилизации и оценку ее эффективности. Контроль работы стерилизаторов проводят в соответствии с действующими документами: физическим (с использованием контрольно-измерительных приборов), химическим (с использованием химических индикаторов) и бактериологическим (с использованием биологических индикаторов) методами. Параметры режимов стерилизации контролируют физическим и химическим методами. Эффективность стерилизации оценивают на основании результатов бактериологических исследований при контроле стерильности изделий медицинского назначения.
Пунктом 3.1 раздела 2 СП 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что в целях защиты пациентов и персонала от внутрибольничной инфекции организуется и проводится производственный контроль соблюдения требований настоящих санитарных правил в медицинских организациях при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.
В силу п.3.2.1 раздела 2 СП 2.1.3.2630-10 производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий осуществляется на основании соответствующего раздела плана производственного контроля, включающего программу лабораторно-инструментального контроля.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели являются ответственными за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля (п.3.2.3 раздела 2 СП 2.1.3.2630-10).
Материально-техническое обеспечение дезинфекционных и стерилизационных мероприятий определяется санитарными требованиями к помещению и прилегающей к нему территории, профилем организации, видами и количеством проводимых медицинских манипуляций (п.3.3 раздела 2 СП 2.1.3.2630-10).
Критериями оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий являются, в том числе, отрицательные результаты посевов проб со всех объектов внутрибольничной среды (в том числе контроль стерильности) (п.3.4 раздела 2 СП 2.1.3.2630-10).
Пунктом 1.3 Методических указаний МУ-287-113 стерилизацию изделий проводят с целью умерщвления на изделиях или в изделиях микроорганизмов всех видов, в том числе споровых форм микроорганизмов. Стерилизации подлежат все изделия, соприкасающиеся с раневой поверхностью, контактирующие с кровью в организме пациента или вводимой в него, инъекционными препаратами, а также изделия, которые в процессе эксплуатации контактируют со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение.
В судебном заседании установлено, что 01 ноября 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в рамках которого произведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза с целью проверки соответствия смывов на общее микробное число, смывов на стерильность, воздуха на микробную обсемененность требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила жалоба ФИО1 по поводу отсутствия стерильного белья по уходу за новорожденным, не проведение контроля за качеством обработки белья, ненадлежащего состояния помещений, в том числе в палатах послеродового отделения, отсутствие надлежащего обеззараживания инструментов и материалов, используемых при родах, после родов и для ухода за новорожденным.
В ходе проведения экспертного исследования на основании протоколов лабораторных исследований было установлено, что стерильность белья для новорожденных не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", поскольку в смыве с распашонки и пододеяльника выявлены микроорганизмы «Str.faecalis» и «S.epidermidis», соответственно.
Тем самым, юридическим лицом не обеспечена стерильность материала, что является нарушением требований п.13.5 раздела 1 СП 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Также в ходе административного расследования выявлено, что программа производственного контроля, утвержденная главным врачом ГБУЗ «Родильный дом им. К.А. Гуткина» 30.12.2016, не предусматривает контрольных мероприятий проверки эффективности стерилизации белья для новорожденных.
Указанные обстоятельства и виновность ГБУЗ Республики Карелия «Родильный дом им.Гуткина К.А.» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, который существенных недостатков не имеет и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, протоколом изъятия вещей и документов, протоколами лабораторных исследований, экспертным заключением №646-г/1 от 15.11.2017, копией программы производственного контроля и иными письменными материалами дела.
Собранные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, сомнений в достоверности не вызывают.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины ГБУЗ Республики Карелия «Родильный дом им.Гуткина К.А.» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Обстоятельств, исключающих ответственность юридического лица, в том числе ввиду малозначительности содеянного, не установлено.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством является принятие мер по устранению допущенных нарушений, признание вины.
К числу обстоятельств, отягчающих наказание, относится повторное совершение однородного правонарушения.
При определении вида и размера административного наказания, судьей принимается во внимание характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения, наличие смягчающего и отягчающего наказание обстоятельств, данные о привлекаемом лице, его имущественное и финансовое положение.
С учетом характера правонарушения и иных влияющих на меру ответственности обстоятельств, судья считает возможным применить административное наказание в виде административного штрафа.
Достаточных оснований для приостановления деятельности юридического лица судом не усматривается.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ГБУЗ «Родильный дом им.Гуткина К.А.» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: расчетный счет 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Респ.Карелия Банка России г. Петрозаводск, получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия л/с 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, КБК 1411162000016000140, код ОКТМО 86701000, БИК 048602001.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Р.Ю. Парамонов