Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-263/2017 ~ М-202/2017 от 28.03.2017

Дело № 2а-263/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2017 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Бакулиной Н.В.

при секретаре Новиковой О.С.,

с участием административного истца Сагитовой С.Ш., ее представителя адвоката Пинчука А.П., действующего на основании ордера от д.м.г. ,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сагитовой С.Ш. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным бездействия по неоказанию мер государственной поддержки граждан-участников долевого строительства и их объединений,

УСТАНОВИЛ:

    Сагитова С.Ш. обратилась в Колпашевский городской суд с административным исковым заявлением к Депаратменту архитектуры и строительства Томской области (далее – Департамент) о признании незаконным бездействия по неоказанию мер государственной поддержки граждан-участников долевого строительства и их объединений.

    В обоснование административных исковых требований указала, что в соответствии с решениями ..... районного суда <адрес> от д.м.г. по делу и , Департамент архитектуры и строительства Томской области обязали включить ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития РФ от д.м.г. . Решениями Департамента архитектуры и строительства Томской области от д.м.г. , истец включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены. Вместе с тем, административному истцу отказано в оказании мер поддержки гражданам, включенным в реестр. В частности представителями административного ответчика д.м.г. в ходе личного приема было устно разъяснено то, что восстановление права административного истца, как участника строительства проблемных объектов по адресу: <адрес>, <адрес> невозможно, в связи с тем, что ранее административному истцу уже было предоставлено одно из трех жилых помещений. В целях выяснения законности и обоснованности отказа в восстановлении права административного истца, как участника строительства проблемных объектов, истец д.м.г. обратилась в адрес административного ответчика с заявлением, в котором просит в случае отсутствия соответствующих прав на получение жилых помещений, сослаться на конкретные нормы права, запрещающие оказывать ей, как лицу, включенному в Реестр, соответствующие меры оказания поддержки. Ответ административного истца от д.м.г. , также не разъяснил законность оснований для отказа ей в мерах поддержки, как лицу, включенному в реестр. Административный ответчик, отказывая административному истцу в оказании мер поддержки, незаконно бездействует, поскольку она включена в реестр, а действующее законодательство связывает оказание соответствующих мер поддержки, только с юридическим фактом включения в реестр. Таким образом, оспариваемым бездействием административного ответчика нарушаются права административного истца на государственную поддержку граждан – участников долевого строительства и их объединений, в частности, на получение жилых помещений.

В судебном заседании административный истец Сагитова С.Ш. административные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в д.м.г. с целью приобретения трех квартир детям они с мужем взяли ипотечный кредит и обратились в ...... Деньги они заплатили, а квартир не имеется до сих пор. В д.м.г. УМП «.....» предоставило им квартиру, она доплатила ..... рублей. Затем она обратилась в ..... районный суд <адрес>, было вынесено два решения, и она включена в реестр дольщиков, чьи права нарушены. В д.м.г. ей позвонили из Департамента архитектуры и строительства и сообщили, что ее включили в реестр обманутых дольщиков. В связи с этим, она полагала, что ей предоставят квартиру. Периодически она звонила, узнавала, ей сообщали, что изменений нет. Тогда она написала письмо в приемную Президента, через некоторое время из Департамента архитектуры и строительства Томской области ей позвонили, попросили приехать и ознакомиться с решением Департамента. При этом пояснили, чтобы она никуда не ходила, свои квартиры она не получит, что законом это не предусмотрено. Ей не известно, включена ли она в реестр дольщиков, чьи права нарушены, который ведется на основании законодательства Томской области, с заявлением о предоставлении выписки из реестра она письменно не обращалась. Считает, что бездействием ответчика не восстановлены ее права на получение двух оставшихся квартир.

Представитель административного истца Сагитовой С.Ш. – Пинчук А.П. в судебном заседании административные исковые требования Сагитовой С.Ш поддержал в полном объеме, представив письменные пояснения, из которых следует, что согласно ч.1 ст.5-1 Закона Томской области от 14 апреля 2011 г. N 58-03 "О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области" (далее - Закона 58-О3), уполномоченный орган организует учет многоквартирных домов, расположенных на территории Томской области, в строительство которых привлечены денежные средства граждан, но строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или приостановлено на срок более шести месяцев (далее - Реестр проблемных объектов). В силу ст.7 Закона 58-О3, исполнительные органы государственной власти Томской области в пределах своей компетенции осуществляют государственную поддержку граждан - участников долевого строительства и их объединений, в том числе в виде:

-предоставления субсидий объединениям граждан - участников долевого строительства для подключения (присоединения) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, благоустройства, ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, оформления необходимой документации; погашения части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами участниками долевого строительства на окончание строительства жилых помещений в многоквартирных домах; частичной компенсации гражданам - участникам долевого строительства затрат, связанных с наймом (арендой) жилых помещений. Приведенный перечень мер поддержки закрытым не является и в рамках государственной поддержки граждан - участников долевого строительства, данным гражданам предоставляются жилые помещения. Административный истец являлась участником долевого строительства в отношении трех жилых помещений в проблемных объектах, находящихся по адресу <адрес>, <адрес>. Ранее административному истцу в рамках государственной поддержки предоставлено жилое помещение по адресу <адрес>. Действующее законодательство не ограничивает право граждан-участников долевого строительства на однократное получение государственной поддержки в сфере долевого строительства. Таким образом, административный ответчик бездействуя не оказывает административному истцу предусмотренной государственной поддержки граждан -участников долевого строительства, чем нарушает права административного истца, в том числе и в части предоставления ей двух жилых помещений.

Дополнительно в судебном заседании представитель Пинчук А.П. пояснил, что включение административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития влечет за собой и оказание мер государственной поддержки, предусмотренных Законом Томской области. Поскольку установлено, что многоквартирные дома, в котором предполагалось строительство квартир истца относились и относятся к проблемным многоквартирным домам, то в соответствии с Законом Томской области № 58-ОЗ имеется право на оказание мер государственной поддержки. Статьей 7 Закона Томской области № 58-ОЗ предусмотрено предоставление гражданам – участникам долевого строительства поддержки в виде субсидий объединениям граждан, погашения части процентной ставки по кредитам, частичной компенсации гражданам-участникам долевого строительства затрат, связанных с наймом (арендой) жилых помещений. Но определенный перечень не является закрытым, в рамках государственной поддержки оказывается предоставление жилых помещений, что было сделано уже единожды для административного истца и в этой части административный ответчик явно бездействует и своим ответом это показывает, что они реализовали свое право в связи с получением одного жилья, однако законодательством не предусмотрено, что данное право реализуется однократно. Административный истец включена в реестры, - в федеральный и в региональный, поскольку её квартира в домах по <адрес> и <адрес> относятся к проблемным объектам. Нежелание административного ответчика оказывать меры поддержки является бездействием, которое нарушает права административного истца. За предоставлением мер государственной поддержки, перечисленных в законе, они обращались устно, в письменном ответе содержится разъяснение, а отказа в предоставлении мер поддержки не имеется. Суть требований состоит в том, чтобы административному истцу были предоставлены в установленном порядке права на весь спектр поддержки. Сейчас имеет место бездействие со ссылкой на то, что было реализовано право. Срок обращения в суд с административным иском, считает не пропущен, его начало полагает необходимо исчислять с получения ответа на устной беседе, - д.м.г., на что указано в ответе на обращение административного истца от д.м.г..

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменное возражение. На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

В письменном возражении представитель Департамента просил в удовлетворении административного иска отказать, по следующим основаниям. Согласно ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан. Из положения о Департаменте, утвержденного постановлением Губернатора <адрес> от д.м.г. , следует, что Департамент уполномочен осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ. Во-первых, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее - Приказ) Департаментом ведется реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Реестр). Решениями Департамента от д.м.г. , истец был включен в Реестр в соответствии с решениями ..... районного суда <адрес>. Согласно п.1 Приложения №1 Приказа №403 критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. На сегодняшний день, меры оказания поддержки гражданам, включенным в данный Реестр, Приказом не предусмотрены. Свои обязательства по включению истца в Реестр Департамент выполнил, нет незаконного бездействия. Во-вторых, законом Томской области от 14.04.2011 №58-О3 «О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области» предусмотрены дополнительные меры поддержки «обманутых» дольщиков. В соответствии со статьей 5-1 указанного закона Департамент организует учет многоквартирных домов, расположенных на территории Томской области, в строительство которых привлечены денежные средства граждан, но строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или приостановлено на срок более шести месяцев. Порядок формирования и ведения Реестра многоквартирных домов устанавливается Департаментом. Согласно приказу Департамента от д.м.г. «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан, в отношении которых строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство либо строительство которых приостановлено на срок более шести месяцев», реестр проблемных объектов состоит из разделов, в которые включается список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта с указанием личных данных (фамилия, имя, отчество), реквизитов договора, заключенного с застройщиком, указанием площади жилого помещения - квартиры (при наличии права на две и более квартир указывается квартира максимальной площади). Истцом было заключено 3 предварительных договора участия в долевом строительстве с ООО «.....» о передаче в последующем трех жилых помещений. В процедуре банкротства ООО «.....» арбитражным судом определениями от д.м.г., за истцом было признано право требования: трехкомнатной квартиры общей площадью ..... кв.м., двухкомнатной квартиры общей площадью ..... кв.м., однокомнатной квартиры общей площадью ..... кв.м., его требования включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «.....». Протоколом от д.м.г. заседания областной Межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства на территории <адрес>, утвержденной распоряжением Губернатора <адрес> от д.м.г. «Об областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области», истец включен в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта по адресу: <адрес>, <адрес>, с указанием одной квартиры максимальной площадью ..... кв.м., согласно предварительному договору участия в долевом строительстве от д.м.г.. В соответствии со сведениями УМП «.....», истцу с целью восстановления прав граждан-участников строительства проблемного объекта по адресу: <адрес>,<адрес> с участием средств областного бюджета в д.м.г. завершено строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес> (I этап), была предоставлена квартира площадью ..... кв.м.. Таким образом, истец воспользовался государственной поддержкой граждан-участников долевого строительства, в частности правом на получение жилых помещений, которое предоставляется на территории Томской области и частично за счет средств местного бюджета, реализовал свое право на получение квартиры, и впоследствии был исключен из списка граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта по адресу: <адрес> и <адрес>. Предоставление второй и третьей квартиры с предоставлением средств из областного бюджета не предусмотрено законодательством Томской области. Таким образом, Департамент и по данному нормативно правовому акту принял все необходимые меры: истец был включен в список граждан, ему была предоставлена квартира с предоставлением средств из областного бюджета, то есть в действиях Департамента нет незаконного бездействия.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Так, указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).

В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченным органом), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2 той же статьи).

Федеральным законом № 214-ФЗ в ч. 4 ст. 23 определено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Согласно ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Во исполнение приведенных положений Федерального закона № 214-ФЗ Министерством регионального развития Российской Федерации издан Приказ от 20 сентября 2013 г. N 403 (далее - Приказ № 403), в приложении № 1 которого определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. В приложении № 2 к Приказу № 403 установлены Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).

В соответствии с п. 17 ч. 9 Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора <адрес> от д.м.г. Департамент осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Решением Департамента архитектуры и строительства Томской области от д.м.г. на основании решения ..... районного суда от д.м.г. Сагитова С.Ш. включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403, в связи с нарушением ее прав, при участии в долевом строительстве, на основании договора от д.м.г., заключенного с ООО «.....», по которому застройщик обязался осуществить строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, и выделить в натуре и передать заявителю двухкомнатную квартиру (строительный номер ) общей площадью ..... кв.м., расположенную на ..... этаже в ..... подъезде ..... этажной части ..... этажного ..... подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: <адрес>, 1 очередь.

Аналогично решением Департамента архитектуры и строительства Томской области от д.м.г. на основании решения ..... районного суда от д.м.г. Сагитова С.Ш. включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403, в связи с нарушением ее прав, при участии в долевом строительстве, на основании договора от д.м.г., заключенного с ООО «.....», по которому застройщик обязался осуществить строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, и выделить в натуре и передать заявителю однокомнатную квартиру (строительный номер ) общей площадью ..... кв.м., расположенную на ..... этаже в ..... подъезде ..... этажной части ..... этажного ..... подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: <адрес>, 1 очередь.

    Из ответа на запрос Департамента архитектуры и строительства Томской области следует, что Сагитова С.Ш. по настоящее время числится в Реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, который ведется в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ № 403.

Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области, регулируются также Законом Томской области №58-ОЗ от 14.04.2011 «О защите прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области» (далее – Закон Томской области №58-ОЗ от 14.04.2011).

В соответствии со статьей 5-1 Закона Томской области №58-ОЗ от 14.04.2011 уполномоченный орган организует учет многоквартирных домов, расположенных на территории Томской области, в строительство которых привлечены денежные средства граждан, но строительство которых не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или приостановлено на срок более шести месяцев (далее – Реестр проблемных объектов). Реестр проблемных объектов формируется и ведется для объединения всей имеющейся информации по проблемным объектам на соответствующей территории. Порядок формирования и ведения Реестра многоквартирных домов устанавливается уполномоченным органом.

Согласно подпункту 18 пункта 9 Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора <адрес> от д.м.г. , Департамент архитектуры и строительства Томской области реализует, в том числе, полномочия, указанные в Законе Томской области №58-ОЗ от 14.04.2011.

Пунктом 2 приказа Департамента архитектуры и строительства Томской области от д.м.г. утвержден Порядок формирования и ведения Реестра проблемных объектов (далее - Порядок), действовавший на момент включения административного истца в Реестр.

В соответствии с п. 3 Порядка целями формирования и ведения Реестра проблемных объектов является формирование единой информационной системы учета сведений о строящихся проблемных объектах на территории Томской области.

Ведение Реестра проблемных объектов обеспечивает: получение информации о ходе строительства многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области с привлечением денежных средств граждан - участников долевого строительства; выявление нарушений прав граждан - участников долевого строительства; эффективный контроль за деятельностью застройщиков, в том числе незамедлительное направление предписаний об устранении нарушений законодательства при привлечении денежных средств граждан - участников долевого строительства, а также привлечение виновных лиц к ответственности.

В соответствии с п. 14.1 Порядка список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, составляется на основании решения Комиссии о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разделах Реестра проблемных объектов, при предоставлении необходимых документов.

При этом согласно п. 14.4 Порядка при наличии права на две и более квартир указывается квартира большей площади. При наличии у гражданина права на квартиру площади большей, чем имеется в проектной документации проблемного объекта, в Реестр проблемных объектов включается квартира с максимальной площадью, предусмотренной проектной документацией.

Протоколом заседания областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства на территории Томской области от д.м.г. внесены изменения в сведения, содержащиеся в разделах реестра объектов, строительство которых осуществляется с нарушением прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства, а именно, в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта по адресу: <адрес>, <адрес> (приложение 3).

Согласно данному приложению, в список граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта по адресу: <адрес>, <адрес>, включена Сагитова С.Ш., площадь жилого помещения (квартиры) которой составляет ..... кв.м.

В силу ч. 1 ст. 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 N 58-ОЗ "О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области" исполнительные органы государственной власти Томской области в пределах своей компетенции осуществляют государственную поддержку граждан - участников долевого строительства и их объединений, в том числе в виде: предоставления субсидий объединениям граждан - участников долевого строительства для подключения (присоединения) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, благоустройства, ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, оформления необходимой документации; погашения части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами - участниками долевого строительства на окончание строительства жилых помещений в многоквартирных домах; частичной компенсации гражданам - участникам долевого строительства затрат, связанных с наймом (арендой) жилых помещений.

Порядок предоставления государственной поддержки граждан - участников долевого строительства и их объединений определяется Администрацией Томской области (часть 2 названной статьи).

Во исполнение приведенного положения Администрацией Томской области приняты постановления, которыми утверждены: Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий объединениям граждан для подключения (присоединения) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, благоустройства, ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, оформления необходимой документации (постановление от 31 октября 2016 № 347а), Порядок осуществления государственной поддержки граждан - участников долевого строительства в виде погашения части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами - участниками долевого строительства на окончание строительства жилых помещений в многоквартирных домах (постановление от 20 января 2012 № 13а), Порядок осуществления государственной поддержки граждан - участников долевого строительства в виде частичной компенсации затрат, связанных с наймом (арендой) жилых помещений (постановление от 30 декабря 2011 г. № 447а).

Вместе с тем перечисленный в ч. 1 ст. 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 N 58-ОЗ список мер государственной поддержки не является закрытым.

Как установлено в судебном заседании Сагитова С.Ш. заключила договор участия в долевом строительстве с новым застройщиком УМП «.....» на определенных льготных условиях, то есть доплата за строительство квартиры ею осуществлена за квадратный метр площади по цене, значительно ниже рыночной, и составила ..... рублей.

Так, из ответа на запрос УМП «.....» от д.м.г. следует, что решением заседания областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства на территории Томской области от д.м.г. утвержден перечень многоквартирных домов, включенных в Реестр проблемных объектов, и определено, что объект по адресу: <адрес>, <адрес> строиться не будет, а решение проблем граждан-участников строительства планируется путем предоставления квартир в многоквартирных домах по <адрес>. Договоры долевого участия в строительстве многоквартирного дома УМП «.....» заключает с дольщиками ООО «.....» в порядке, определенном Решениями заседания рабочей группы областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства на территории Томской области.

Действительно, как следует из договора от д.м.г., между Сагитовой С.Ш. и УМП «.....» заключен договор долевого строительства многоквартирного дома, предметом которого является строительство застройщиком .....-этажного жилого здания по <адрес> (1 этап), с привлечением денежных средств участника долевого строительства и передача, после ввода в эксплуатацию, многоквартирного жилого дома, Участнику долевого строительства объекта долевого строительства. Согласно данному договору, общая проектная площадь квартиры для целей статистического наблюдения, оплаты жилья и коммунальных услуг составляет ..... кв.м., для целей кадастрового учета и государственной регистрации права площадь квартиры составляет ..... кв.м.. Общая цена договора составляет ..... рублей, из которых участник вносит в кассу УМП «.....» ...... рублей.

Согласно акту приема-передачи от д.м.г. УМП «.....» в соответствии с указанным договором от д.м.г., застройщик передал, а Сагитова С.Ш. приняла ..... комнатную квартиру , расположенную в ..... подъезде, на ..... этаже жилого дома по адресу: <адрес>.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от д.м.г. Сагитова С.Ш. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, площадью ..... кв.м..

Протоколом заседания областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства на территории Томской области от д.м.г. рассмотрен вопрос о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разделах Реестра объектов, строительство которых осуществляется с нарушением прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства (о формировании списка граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта по адресу: <адрес>, и <адрес>). В связи с вводом объекта по <адрес> (1 этап) и подписанием актов приема-передачи объектов долевого строительства, из реестра исключены из списка ..... граждан (Приложение ) – в том числе Сагитова С.Ш..

д.м.г. Сагитова С.Ш. обратилась в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением, в котором просила разъяснить ей, на какие меры поддержки граждан, включенным в Реестр, она имеет право (л.д. 9).

В ответ на указанное обращение Департаментом архитектуры и строительства Томской области д.м.г. разъяснено, что в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 Департаментом ведется реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Решениями Департамента от д.м.г. , Сагитова С.Ш. включена в Реестр в соответствии с решением ..... районного суда <адрес> от д.м.г.. На сегодняшний день Приказ регламентирует порядок ведения реестра и учета граждан. Меры оказания поддержки гражданам, включенным в реестр, не предусмотрены. Вместе с тем, на территории региона осуществляется финансирование достройки объектов, включенных в реестр многоквартирных домов, строящихся на территории Томской области, с привлечением денежных средств граждан, строительство которых не начато в течение 6 месяцев с момента выдачи разрешения на строительство, либо строительство которых приостановлено на срок более 6 месяцев, согласно приказу Департамента от д.м.г. . С целью восстановления прав граждан – участников строительства проблемного объекта по адресу: <адрес>, <адрес> УМП «.....» с участием средств областного бюджета в д.м.г. завершено строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес> (1 этап), в котором Сагитовой С.Ш. предоставлена квартира, площадью ..... кв.м. (л.д. 10).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Таким образом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Вопреки требованию закона о распределении бремени доказывания административным истцом и его представителем не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием административного ответчика по неоказанию мер государственной поддержки граждан-участников долевого строительства.

Так, в судебном заседании установлено, что Сагитова С.Ш. являлась участником долевого строительства трех квартир в <адрес>, по договору с ООО «.....», площадями ..... кв.м., ..... кв.м., ..... кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>. Впоследствии в отношении ООО «.....» введена процедура банкротства, строительство квартир не завершено.

Сагитова С.Ш. Решениями Департамента от д.м.г. и включена в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в отношении квартир площадью ..... кв.м., ..... кв.м., в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403, и не исключена до настоящего времени.

Кроме того, из анализа частей 1 и 4 ст. 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", следует, что данный закон не содержит положений, обязывающих субъекты Российской Федерации предоставлять всем гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, меры финансовой, социальной и иной поддержки.

Однако, в рамках мер государственной поддержки по восстановлению прав граждан-участников долевого строительства в отношении квартиры наибольшей площадью - ..... кв. м., включенной в реестр, в соответствии с Приказом Департамента от д.м.г. Сагитова С.Ш. заключила договор участия в долевом строительстве с новым застройщиком УМП «.....», с привлечением средств областного бюджета, на льготных условиях, то есть доплата за строительство квартиры ею осуществлена за квадратный метр площади по цене, значительно ниже рыночной, и составила ..... рублей. В настоящее время УМП «.....» свои обязательства по договору выполнило, истцу передана в собственность квартира по адресу: <адрес>, площадью ..... кв.м., что в судебном заседании не оспаривалось.

С заявлением об оказании мер государственной поддержки, перечисленных в ст. 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 N 58-ОЗ, как и иных мер, предусмотренных законодательством Томской области, и не указанных в Законе, в том числе, о предоставлении ей права заключения иного договора участия в долевом строительстве на условиях софинансирования, Сагитова С.Ш, как пояснили истец и ее представитель в судебном заседании, к административному ответчику не обращалась, в реализации указанных прав Сагитовой С.Ш. отказано не было, что также прямо следует из обращения Сагитовой С.Ш. к ответчику от д.м.г., с просьбой разъяснить, на какие меры поддержки она имеет право, так и из ответа ответчика на поставленную просьбу получить ответ-разъяснение.

В то же время, со стороны административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела, представлены вышеперечисленные доказательства, свидетельствующие о том, что Сагитовой С.Ш. были оказаны меры по восстановлению ее прав, как участника долевого строительства проблемных объектов, в отношении одной из квартир наибольшей площади, в соответствии с положениями действующего на момент оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства, чьи права нарушены, Приказа Департамента от д.м.г. (п. 14.4).

Факт исключения административного истца из списка граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта по адресу: <адрес>, <адрес>, как и отсутствие информации о многоквартирных домах, в которых расположены жилые помещения, принадлежащие Сагитовой С.Ш. в Реестре проблемных объектов в соответствии с действующим в настоящее время Приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от д.м.г. , предметом рассмотрения настоящего административного дела не являются, поскольку оспаривается бездействие ответчика по неоказанию мер государственной поддержки истцу, как участнику долевого строительства.

Пункт 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязывает суд проверить соблюдение административным истцом установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд. В рассматриваемом случае суд полагает возможным согласиться с доводом представителя истца о начале исчисления срока с момента получения административным истцом устных разъяснений в Департаменте д.м.г., на что указано в письменном ответе на обращение Сагитовой С.Ш. от д.м.г., и в настоящем случае, принимая во внимание, что административный иск поступил в суд д.м.г., срок обращения в суд не пропущен.

При таких обстоятельствах, учитывая, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия административного ответчика требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца в судебном заседании не установлена, оснований для удовлетворения административных исковых требований Сагитовой С.Ш. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Сагитовой С.Ш. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным бездействия по неоказанию мер государственной поддержки граждан-участников долевого строительства и их объединений оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд Томской области.

Судья:                                     Н.В. Бакулина

Мотивированный текст решения составлен 19 апреля 2017 года.

Судья:                                     Н.В. Бакулина

2а-263/2017 ~ М-202/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сагитова Сания Шакуровна
Ответчики
Департамент архитектуры и строительства Томской области
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Бакулина Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
28.03.2017Регистрация административного искового заявления
28.03.2017Передача материалов судье
30.03.2017Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2017Судебное заседание
19.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2017Дело оформлено
14.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее