Дело № 2-573/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 22 апреля 2019 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Яковенко Т.И.
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Пономаревой А.А.
при секретаре Шматкове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Стехиной М.А., к Муниципальному казенному учреждению «Служба заказа Енисейского района» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Стехиной М.А., обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Служба заказа Енисейского района» (далее – МКУ «Служба заказа Енисейского района») о взыскании недоначисленной заработной платы.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с трудовым законодательством РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом оплата труда работника, выполняемого свою работу в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 года № 421-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в размере 9489 руб. в месяц, с 1 мая 2018 года в размере 11 163 рублей в месяц, а г. Енисейск и Енисейский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, где оплата труда работников должна осуществляться с применением районного коэффициента в размере 1,3 и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях – 50%, заработная плата таких работников при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении нормы труда должна составлять с 1 января 2018 года не ниже 17080,20 руб. в месяц, а с 1 мая 2018 года – не ниже 20093,40 руб. Между тем, Стехина М.А., состоящая в трудовых отношениях с МКУ «Служба заказа Енисейского района», в период с февраля по август 2018 года получила заработную плату менее установленного минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и северной надбавки. По изложенным основаниям прокурор просил взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за указанный период в сумме 14826,2 руб., в том числе за февраль 2018 года – 396,2 руб., за март 2018 года – 396,2 руб., за апрель 2018 года – 396,2 руб., за май 2018 года – 3409,4руб., за июнь 2018 года – 3409,4 руб., за июль 2018 года – 3409,4 руб., за август 2018 года – 3409,4 руб.
Представителем ответчика – начальником МКУ «Служба заказа Енисейского района» Яричиной И.И. представлен отзыв на исковое заявление, в котором она указала, что система оплаты труда работников Учреждения включает в себя оклады, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера и устанавливается в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края, содержащими нормы трудового права, правовыми актами Енисейского района, а так же положением об оплате труда Учреждения. Стехина М.А. работает в должности сторожа МКУ «Служба заказа Енисейского района» и заработная плата начисляется на ставку с учетом районного коэффициента и надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу. Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно постановлению администрации Енисейского района Красноярского края от 14.10.2013 № 1130-п «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений района, учредителем которых является администрация Енисейского района Красноярского края», МРОТ в Енисейском районе составляет 16684 рубля. В связи с тем, что МКУ «Служба заказа Енисейского района» является муниципальным казенным учреждением, финансирование его расходов осуществляется на основании бюджетной сметы, таким образом возможность выплаты минимальной заработной платы в размере, превышающем размер, установленный муниципальными правовыми актами и предусмотренный бюджетной сметой, у учреждения отсутствует. По изложенным основаниям ответчик просил отказать в удовлетворении требований.
В дальнейшем заявленные прокурором требования были увеличены путем добавления сумм недоначисленной истцу заработной платы за период с январь 2018 года, а также недоначисленной заработной платы за указанный в иске период с учетом сверхурочной работы, в связи с чем сумма, предъявляемая к взысканию с МКУ «Служба заказа Енисейского района» в пользу Стехиной М.А., составила 25801,86 руб.
В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора Пономарева А.А.поддержала уточненные требования по изложенным в иске основаниям.
Истец Стехина М.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в суд не явилась, дело просила рассматривать в свое отсутствие, о чем указала в заявлении.
Представитель ответчика – начальник МКУ «Служба заказа Енисейского района» Яричина И.И., извещенная о разбирательстве дела своевременно и надлежащим образом, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представила соответствующее заявление.
Третье лицо администрация Енисейского района Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, представителя в суд не направило.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 7, 37 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.ст. 148, 315–317 Трудового кодекса РФ оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. В противном случае, включение указанных компенсационных выплат в минимальную заработную плату работника приведет к равной минимальной оплате труда работников равной квалификации, выполняющих одинаковую работу по одной и той же профессии, должности в разных климатических условиях, что, исходя из норм международного права и требований законодательства Российской Федерации, не допускается.
Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2018 года в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 9489 руб. в месяц, с 1 мая 2018 года в размере 11 163 рублей в месяц.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12 (в ред. от 24 апреля 2007 г.) г. Енисейск и Енисейский район Красноярского края отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г., Указом Президиума ВССССР от 26 сентября 1967 г. № 1980-VII, Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 установлено, что в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, к заработной плате работников начисляется надбавка в размере 50%.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. № 380/П-18 для г. Енисейска и Енисейского района установлен районный коэффициент к заработной плате работников в размере 1,3.
Приведенные нормативные правовые акты действуют и в настоящее время.
В силу вышеизложенных правовых норм заработная плата работника, осуществляющего трудовую деятельность на территории Енисейского района (при наличии у работника права на получение северной надбавки в полном объеме) с 01 января 2018 года не может быть ниже 17080,2 рублей в месяц, а с 01 мая 2018 года - 20093,4 руб. при условии полной выработки работником нормы рабочего времени.
Как установлено в судебном заседании, истец состоит в трудовых отношениях с МКУ «Служба заказа Енисейского района» с ДД.ММ.ГГГГ в должности сторожа на 1,0 ставку, что подтверждается копией трудовой книжки и справкой о доходах №ДД.ММ.ГГГГ год, представленными в материалы дела.
Исходя из положений приведенного трудового законодательства, заработная плата истцу должна быть определена работодателем с 01 января 2018 года не менее 17080,2 руб. (9489 х 1,8) в месяц, с 01 мая 2018 года не менее 20093,4 руб. (11163 х 1,8) в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда.
Между тем, согласно представленным сведениям о начислении истцу заработной платы, последнему с учетом установленных доплат в виде компенсационных выплат (30% - районный коэффициент, 50% - северная надбавка) в указанный в исковом заявлении период заработная плата выплачивалась в меньшем размере, чем это предусмотрено нормами действующего трудового законодательства.
В соответствии с положениями ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Таким образом, норма рабочего времени, установленная производственным календарем, является единой для всех категорий работников, вне зависимости от режима их рабочего времени.
Как следует из материалов дела, утвержденными Правилами внутреннего трудового распорядка для работников МКУ «Служба заказа Енисейского района», для работников учреждения устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов (для женщин 36 часов).
В соответствии с приказом № 16 от 30.06.2017 года о внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка для работников МКУ «Служба заказа Енисейского района» пункт 4.1 раздела 4 дополнен следующим содержанием: «Для отдельных категорий работников трудовым договором может быть предусмотрен иной режим рабочего времени. По приказу руководителя учреждения при наличии производственной необходимости по докладной начальника отдела, согласованной с работником, к отдельным работникам может применяться суммированный учет рабочего времени, с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (год) не превышала нормального числа рабочих часов».
Согласно справочной информации, отраженной в производственном календаре на 2018 год, норма рабочего времени при пятидневной 36 часовой неделе составляла: в январе 2018 года 122,4 ч., в феврале 135,8 ч., в марте 2018 года 143 ч., в апреле 2018 года 150,2 ч., в мае 2018 года 143 ч., в июне 2018 года 143 ч.
Из представленных в материалы дела сведений о начислении заработной платы установлено, что истцом фактически отработано в январе 2018 года 168 ч., в феврале 148 ч., в марте 2018 года 152 ч., в апреле 2018 года 156 ч., в мае 2018 года 144 ч., в июне 2018 года 168 ч., что свидетельствует о том, что в указанные месяцы имело место выполнение истцом сверхурочной работы. За июль и август 2018 года сверхурочно отработанного времени не имеется.
В соответствии с положениями ст. 99 ТК РФ, сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Как следует из уточнения к исковому заявлению, прокурор просит оплатить отработанные Стехиной М.А. часы, в том числе сверхустановленной нормы, в одинарном размере, что не противоречит вышеприведенным правовым нормам, требований об оплате сверхурочной работы в полуторном или двойном размере истцом не заявлялось.
Расчет заработной платы произведен исходя из фактически отработанного рабочего времени, с учетом того, что к истцу применяется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом календарный год, который на день рассмотрения дела судом не истек.
Довод представителя ответчика о том, что при оплате труда им правомерно применяется размер МРОТ в размере 16684 рубля согласно постановлению администрации Енисейского района Красноярского края от 14.10.2013 № 1130-п «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений района, учредителем которых является администрация Енисейского района Красноярского края», поскольку МКУ «Служба заказа Енисейского района» является муниципальным казенным учреждением, и финансирование его расходов осуществляется на основании бюджетной сметы, в связи с чем возможность выплаты минимальной заработной платы в размере, превышающем размер, установленный муниципальными правовыми актами и предусмотренный бюджетной сметой, у учреждения отсутствует, суд признает несостоятельным, поскольку данный размер не соответствует размеру оплаты труда, предусмотренному Трудовым кодексом РФ, имеющим большую юридическую силу по отношению к вышеуказанному акту.
В соответствии с положениями вышеприведенных норм трудового законодательства, исходя из фактически отработанного рабочего времени, размер недоначисленной Стехиной М.А. заработной платы за указанный в иске период должен составлять 25829,08 руб., в том числе:
- в январе 2018 года – 17080,2/122,4*168–18449,51=4993,9 руб.,
- в феврале 2018 года – 17080,2/135,8*148 – 16684=1930,65 руб.,
- в марте 2018 года – 17080,2/143*152 – 16684=1471,18 руб.,
- в апреле 2018 года – 17080,2/150,2*156–16684=1055,75 руб.,
- в мае 2018 года – 20093,4/143*144 – 16684=3549,91 руб.,
- в июне 2018 года – 20093,4/143*168 – 16684=6922,23 руб.,
- в июле 2018 года – 20093,4/158,4*151,2–16684=2496,06 руб.,
- в августе 2018 года – 20093,4/165,6*165,6–16684=3409,4 руб.
С учетом установленных обстоятельств суд находит требования прокурора о взыскании в пользу истца разницы между установленным минимальным размером оплаты труда (с учетом районного коэффициента, северной надбавки) и начисленной истцу заработной платой, а также сумм недоначисленной заработной платы за сверх нормы отработанное работником время, обоснованными и подлежащими удовлетворению, согласно произведенному судом расчету.
Таким образом, с целью восстановления нарушенных прав Стехиной М.А., в ее пользу с МКУ «Служба заказа Енисейского района» подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с января по август 2018 года включительно в сумме 25829,08 руб.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, размер которой в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет
974,87 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Стехиной М.А., удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Служба заказа Енисейского района» в пользу Стехиной М.А. недоначисленную заработную плату за период с января по август 2018 года включительно в сумме 25829 (двадцать пять тысяч восемьсот двадцать девять) рублей 08 копеек.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Служба заказа Енисейского района» в доход бюджета муниципального образования Енисейский район государственную пошлину в размере974 рубля87 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение составлено 13 мая 2019 года