№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Дружининой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-1268/2020 по административному иску Меломед Е.С. о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара и возложении осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Меломед Е.С. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: 443056, <адрес> (10 секция), <адрес>.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года №707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, в которую включен вышеуказанный многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и согласно части 2 статьи 168 Жилищного кодекса РФ и включает в себя, в том числе: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ.
Аналогичные нормы закреплены в статье 17 Закона Самарской области от 21.06.2013 года №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области»
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона №-ГД очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта, в том числе, исходя из срока эксплуатации многоквартирного дома. При этом статьей 21 Закона предусмотрено проведение мониторинга технического состояния многоквартирных жилых домов, результаты которого учитываются при формировании и (или) актуализации региональной программы капитального ремонта.
Системный анализ приведенных выше норм федерального и регионального законодательства свидетельствует о том, что в региональную программу капитального ремонта могут быть включены только завершенные строительством, т.е. введенные в установленном порядке в эксплуатацию в соответствии с требованиями статьи 55 Градостроительного кодекса РФ жилые дома, в целях определения сроков проведения их капитального ремонта и определения объемов необходимых работ.
Многоквартирный дом, в котором расположена её квартира, включён в региональную программу капитального ремонта едиными адресом в ноябре 2013 года, соответственно обязанность по оплате взносов в Фонд капитального ремонта Самарской области установлена с 01.08.2014 года.
Однако указанный многоквартирный жилой дом вводился в эксплуатацию поэтапно отдельными пусковыми комплексами, а именно: секции №№1, 2, 3, 4 введены в эксплуатацию 29.12.2008 года; секции №№5, 6 введены в эксплуатацию 29.12.2012 года; секции №№7, 8, 9, 10 введены в эксплуатацию 19.12.2013 года.
Положениями ст.55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на отдельный этап строительства.
Этапом строительства является строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства) согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Так секции 7-10 многоквартирного дома, относятся к третьему пусковому комплексу, строительство которого осуществлялось на основании разрешения на строительство жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. выданному после издания постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Ввод секций 7-10 жилого дома по указанному адресу подтвержден разрешением № RU-63301000-0793 на ввод в эксплуатацию от 19.12.20013 года, согласно которому общая площадь вводимого объекта составляет 19 414,6 кв. м, количество квартир - 245 штук.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что второй пусковой комплекс дома, строительство которого осуществлялось на основании разрешения на строительство жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, и которому впоследствии также присвоен адрес: <адрес>, не мог быть включен в региональную программу капитального ремонта при её первоначальном утверждении постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку,действующее законодательство не предусматривает возможности включения в региональную программу капитального ремонта объектов, строительство которых на дату ее утверждения еще не начато.
Таким образом, при формировании региональной программы капитального ремонта в неё включён многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, с теми характеристиками (количеством секций (подъездов) и квартир, а также определенным составом общего имущества), которые были введены в эксплуатацию на указанную дату, который в силу вышеуказанных норм градостроительного законодательства представляли собой законченный строительством объект недвижимости, пригодный к эксплуатации.
Учитывая, что данный жилой дом строился и вводился в эксплуатацию по секциям, подготовка технических планов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию в силу требований статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, а также дальнейшая постановка объектов на кадастровый учет осуществлены в разное время, при этом секциям 1-4, 5-6 и 7-10 соответственно присвоены различные кадастровые номера.
Согласно разрешениям на ввод в эксплуатацию, выданным Главой г.о. Самара общая площадь жилого дома по адресу: г.о. Самара, <адрес>, на момент утверждения региональной программы капитального ремонта составляла 31 163,9 кв. м, а количество квартир - 379 (254 квартиры в секциях 1-4 и 125 в секциях 5,6).
Ввиду того, что в региональную программу по капитальному ремонту жилой дом внесен единым объектом, а не секционно, взносы на капитальный ремонт начисляются неправомерно, что ставит в неравное положение жильцов многоквартирного дома, секции которого введены в эксплуатацию в различные временные промежутки.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном жилом доме по оплате взносов за капитальный ремонт законодатель связывает с фактом включения соответствующего жилого дома в региональную программу капитального ремонта в установленном действующем законодательством порядке.
Статья 18 Закона №-ГД устанавливающая порядок подготовки (актуализации) и утверждения региональной программы капитального ремонта, предусматривает, что региональная программа капитального ремонта формируется органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в порядке, установленном настоящей статьей, и утверждается постановлением <адрес>. При этом в целях формирования (актуализации) ввода в эксплуатацию новых отдельных этапов действующее законодательство не предусматривает. Таким образом, после ввода в эксплуатацию секций 7-10 многоквартирного дома, требуется актуализация региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном Законом №-ГД, в рамках которой должны быть актуализированы сведения о характеристиках жилого дома (количестве секций (подъездов), общем количестве квартир, и составе общего имущества многоквартирного жилого дома), а также определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающем вновь введенные секции, и плановый период проведения капитального ремонта с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ. При этом основанием для подготовки Министерством энергетики ЖКХ <адрес> соответствующих изменений в региональную программу должны служить направленные органом местного самоуправления сведения о вводе в эксплуатацию в соответствии со статьей 18 Закона №-ГД.
В свою очередь, обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт возникнет у собственников помещений во вновь введенных секциях исключительно после актуализации региональной программы капитального ремонта в предусмотренные законом сроки.
Положения ст.170 Жилищного кодекса РФ устанавливают право собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
На органы местного самоуправления возложена обязанность информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Однако Администрацией г.о. Самара предусмотренные действующим жилищным законодательством действия по актуализации региональной программы в связи с вводом в эксплуатацию на отдельного пускового комплекса (секции 7-10) многоквартирного дома, не выполнены, необходимые сведения в Министерство ЖКХ <адрес> не направлены.
Соответствующая информация до собственников помещений секций 7-10 жилого дома по адресу не доводилась, общее собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не проводилось.
Фонд капитального ремонта, указывая на включение жилого дома в региональную программу капитального ремонта единым объектом, в сентябре 2019 года направил собственникам помещений секций 7-10 платежные поручения об оплате взносов за капитальный ремонт, рассчитав размер задолженности, исходя из даты утверждения региональной программы капитального ремонта постановлением №.
Согласно ст.9 Закона №-ГД в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора оплата взносов на капитальный ремонт осуществляется собственниками помещений на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Однако до сентября 2019 года платежные документы для оплаты взносов за капитальный ремонт собственникам секций 7-10 жилого дома, в отличие от остальных секций данного жилого дома, фондом не направлялись.
Таким образом, неисполнение Администрацией г.о. Самара обязанности по направлению в установленном порядке сведений для актуализации региональной программы капитального ремонта в связи с вводом в эксплуатацию на отдельного пускового комплекса (секции 7-10) многоквартирного жилого дома, нарушает её права как собственника жилого помещения в секции 10, поскольку, фонд капитального ремонта выставляет ей счета по оплате взносов за капитальный ремонт с августа 2014 года именно по причине включения жилого дома единым объектом и непринятия мер к ее актуализации в установленном порядке, что лишает её права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, а также нарушает требования действующего законодательства, устанавливающего статьями 168, 170 Жилищного кодекса РФ и статьи 18 Закона №-ГД обязанность по актуализации программы капитального ремонта.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать бездействие Администрации г.о. Самара, выразившиеся в не направлении в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона №-ГД и разделом V региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № сведений о введенном в эксплуатацию после ДД.ММ.ГГГГ объекте капитального строительства: «Жилая застройка в границах <адрес> (второй пусковой комплекс, второй этап, жилой <адрес>, секции 7, 8, 9, 10)» (разрешение на ввод от ДД.ММ.ГГГГ), которому присвоен адрес: <адрес>, в целях включения вновь введенных секций 7-10 в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации незаконным, обязать Администрацию г.о. Самара в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в установленном статьей 18 Закона №-ГД и разделом V региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о введенном после утверждения региональной программы капитального ремонта объекта (секции 7-10 жилого дома по адресу: <адрес>) в отношении которого Главой г.о. Самара выдано разрешение на ввод в эксплуатацию №RU- 63301000-079э от 19.12.20013 года и которому присвоен кадастровый № в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в целях актуализации региональной программы капитального ремонта в соответствии с требования действующего законодательства и обязать Администрацию г.о. Самара в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в установленном статьей 18 Закона №-ГД и разделом V региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № сведения в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по МКД по адресу: <адрес> по поэтапно введенным секциям в соответствии с кадастровыми номерами.
В судебное заседание ни административный истец, ни её представитель не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика, а также представитель Министерства энергетики и ЖКХ <адрес> и Регионального оператора <адрес> «Фонд капитального ремонта» возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Меломед Е.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>. В указанную программу включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, с периодом проведения капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома - 2049-2055 годы.
Материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, вводился в эксплуатацию поэтапно, а именно: секции №№,2, 3,4 введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; секции №№, 6 введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; секции №№, 8, 9, 10 введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст.168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что секции жилого дома по адресу: <адрес> являются отдельно стоящими и самостоятельными объектами капитального строительства, с учетом того, что в программе указанный жилой дом значится под единым адресом.
Согласно письму Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-обр вышеуказанному жилому дому, состоящему из секций №№, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 присвоен единый адрес: <адрес>, соответственно секции 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 указанного многоквартирного дома являются единым объектом с единой нумерацией квартир и общими инженерными коммуникациями.
Действующее жилищное законодательство не предусматривает возможности разделения жилых домов в зависимости от очередности его строительства, в связи с чем, наличие документации на каждую очередь дома в отдельности не влечёт изменение его статуса как общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Установлено, что многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истицы, в соответствии с положениями ст.55 Градостроительного кодекса РФ поочередно вводился в эксплуатацию, при этом первая очередь дома введена в эксплуатацию и многоквартирному дому присвоен адрес до принятия региональной программы, соответственно дом правомерно включён в региональную программу.
То обстоятельство, что дом строился в три этапа, не свидетельствует о том, что каждая секция представляет собой отдельный многоквартирный дом. Все секции многоквартирного дома являются единым объектом недвижимого имущества с единым почтовым адресом.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, а также учитывая, что сведения о многоквартирном жилом доме уже включены в Региональную программу после введения в эксплуатацию секций №, 2, 3, 4, суд приходит к выводу о том, что направление сведений в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по многоквартирному дому по адресу: <адрес> по поэтапно введенным секциям не представляется возможным, в связи с чем, требования, заявленные административным истцом, не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом учтено, что включение объекта в региональную программу действующим законодательством не поставлено в зависимость от очерёдности его ввода (секций дома) в эксплуатацию.
С учётом изложенного, доводы административного истца о том, что многоквартирный жилой дом внесён в региональную программу по капитальному ремонту единым объектом, а не секционно, то взносы на капитальный ремонт начисляются неправомерно, что ставит в неравное положение жильцов многоквартирного дома, секции которого введены в эксплуатацию в различные временные промежутки, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Меломед Е.С. о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара и возложении осуществить действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья