РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 года Савеловский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Королевой О.М.
при помощнике (секретаре) фио
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-480/2022
по иску Зубкова Андрея Владимировича к ПАО Вымпел-Коммуникации о демонтаже базовой станции сотовой связи,
установил:
истец Зубков А.В. обратился в суд с иском к ответчику ПАО Вымпел-Коммуникации об обязании демонтировать базовую станцию сети радиотелефонной связи ПАО Вымпелком в Южном регионе СК, строительство БС № 62226 «СтК_ЖЛВД-Горная 24» стандартов GMS-900, UMTS-900, DCS-1800, IMT-2000/UMTS, LTE-1800, узел связи TNN00RUSTA300442, опора ПАО Вымпелком, расположенной по адресу: адрес, 20 м юго-западнее.
Свои требования истец мотивирует тем, что распоряжением администрации Предгорного адрес № 127-р от 25.03.2020 для ПАО Вымпелком согласовано размещение сооружения связи на землях площадью 40 кв.м, государственная собственность на которые не разграничена. На основании вышеуказанного распоряжения ответчиков на земельном участке по адресу: адрес, юго-западнее – установлена базовая станция сети сотовой связи ПАО Вымпелком в Южном регионе СК, строительство БС № 62226 «СтК_ЖЛВД-Горная 24» стандартов GMS-900, UMTS-900, DCS-1800, IMT-2000/UMTS, LTE-1800, узел связи TNN00RUSTA300442, опора ПАО Вымпелком. При строительстве указанной вышки сотовой связи жильцы домов, расположенных на адрес, неоднократно обращались в компетентные органы с целью остановки строительства данной вышки, поскольку на момент строительства рядом была расположена иная базовая станция сотовой связи, возводимая вышка прилегает к рядом находящимся жилым домам. Для размещения базовой станции на конкретной территории оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения, что в установленном порядке исполнено не было. Более того, при размещении передающих радиотехнических объектов в непосредственной близости к жилым домам и общественным зданиям, на объектах общего имущества (кровля, тех.подполье) граждане имеют право запретить их установку. Однако при строительстве вышки права жильцов прилегающих жилых домов были нарушены.
В судебном заседании представитель истца по доверенности фио доводы и требования иска поддержал.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании против удовлетворении исковых требований возражал.
Третье лицо фио, представитель администрации Предгорного адрес, представитель Роспотребнадзора по адрес в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом судебными извещениями по правилам и в порядке ст. 113 ГПК РФ по известным адресам, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением администрации Предгорного адрес № 127-р от 25.03.2020 для ПАО Вымпелком согласовано размещение сооружения связи на землях площадью 40 кв.м, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании вышеуказанного распоряжения ответчиков на земельном участке по адресу: адрес, юго-западнее – установлена базовая станция сети сотовой связи ПАО Вымпелком в Южном регионе СК, строительство БС № 62226 «СтК_ЖЛВД-Горная 24» стандартов GMS-900, UMTS-900, DCS-1800, IMT-2000/UMTS, LTE-1800, узел связи TNN00RUSTA300442, опора ПАО Вымпелком.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, сторона истца указывала, что при строительстве указанной вышки сотовой связи жильцы домов, расположенных на адрес, неоднократно обращались в компетентные органы с целью остановки строительства данной вышки, поскольку на момент строительства рядом была расположена иная базовая станция сотовой связи, возводимая вышка прилегает к рядом находящимся жилым домам. Для размещения базовой станции на конкретной территории оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения, что в установленном порядке исполнено не было. Более того, при размещении передающих радиотехнических объектов в непосредственной близости к жилым домам и общественным зданиям, на объектах общего имущества (кровля, тех.подполье) граждане имеют право запретить их установку. Однако при строительстве вышки права жильцов прилегающих жилых домов были нарушены.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи, включая размещение сетей связи в многоквартирных домах. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи, а также вправе участвовать в реализации иных мероприятий, направленных на создание, развитие, эксплуатацию сетей связи и сооружений связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Оператором связи в силу пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи (пункт 27 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи").
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные, так и гражданские правоотношения.
Согласно ст. 91 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно положениям статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, к числу которых отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что башня не является потенциально опасным объектом для окружающей местности и населения и расположена на некатегорируемой территории вне зон возможного разрушения и зон возможного катастрофического затопления согласно СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны". Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при возведении вышки подтверждено представленными в материалы дела заключением от 30.07.2020 и документацией о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам № 158-рег от 20.02.2021, выданной Управлением Роспотребнадзора по адрес.
Вышка связи возведена в соответствии с вышеизложенной правовой процедурой на основании распоряжения органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии приведенными нормами Градостроительного кодекса РФ, принимать решения в рамках компетенции, распоряжение администрации Предгорного адрес № 127-р от 25.03.2020 не оспорено в установленном законом порядке и не отменено.
Вопреки доводам стороны истца возведение конструкции данного вида не требует соответствующего разрешения.
Так, в соответствии с положениями ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 17.08.2019 N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство", так и действующего в настоящее время постановления Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816, не требуется разрешение на строительство линий связи и сооружения связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Между тем, действующее законодательство, а именно п. 14.1 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", относит к виду особо опасных, технически сложных объектов связи - сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Как следует из представленной в отношении вышки связи технической документации характеристиками, приведенными в п. 14.1 ст. 2 названного закона, станция связи не соответствует, что обуславливает отсутствие необходимости в получении специализированного разрешение на ее строительство.
При таких обстоятельствах, доказательств нарушения требований действующего законодательства при возведении вышки связи в ходе рассмотрения дела не выявлено, в связи с чем суд трактует выраженную истцом позицию по иску в качестве субъективного несогласия с местом расположения вышки, не обусловленную фактическим нарушением установленных правовых норм. Заявляя о нарушении его прав и свобод фактом возведения вышки связи, истцом не сообщено суду обстоятельств такого нарушения и не представлено доказательств в обоснование заявленных доводов, что влечет отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░ 2022 ░░░░.
1