Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3194/2018 ~ М-3305/2018 от 15.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2018 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Орловой И.А.,

при секретаре Свечниковой А.В.,

с участием представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3194/2018 по иску Смирнова Владимира Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательно пенсионное страхование,

установил:

Смирнов В.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательно пенсионное страхование. В обоснование заявленных требований указал, что в период с 09.02.1999г. по 11.07.2017г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За период осуществления предпринимательской деятельности им были произведены перечисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд РФ в г. Туле. Являлась плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и налога на доходы (НДФЛ) в 2014-2015г.г. производил исчисление и уплату страховых взносов с суммы дохода свыше 300000 руб. исходя из суммы полученного дохода без учета произведенных расходов, что привело к излишней уплате страховых взносов. Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2014г., с учетом суммы полученных доходов за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, налоговая база для исчисления подлежащих уплате страховых взносов составляет 1706644,70 руб. Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленный исходя из 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб., составляет 14066,45 руб. (1706644,70 - 300000 =1406644,70 руб.; 1406644,70 х 1%=14066,45).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2014г. уплачены им в бюджет Пенсионного фонда РФ платежным поручением №50 от 29.03.2015г. в сумме 65956,56 руб. и в составе платежного №229 от 07.12.2015г. в сумме 5040 руб., что в общей сумме составило 70996,56 руб. Размер страховых взносов был исчислен из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных доходов. Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014г. составила 56930,11 руб. (70996,56-14066,45).

Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2015г., с учетом суммы полученных доходов за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, налоговая база для исчисления подлежащих уплате страховых взносов составляет 1777132,10 руб. Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленный исходя из 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб., составляет 14771,32 руб. (1777132,10 - 300000 =1477132,10 руб.; 1477132,10 х 1%=14771,32).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2015г. уплачены им в бюджет Пенсионного фонда РФ платежным поручением №234 от 09.12.2015г. в сумме 45000 руб. и в составе платежного №89 от 28.03.2016г. в сумме 21732 руб., что в общей сумме составило 66732 руб. Размер страховых взносов был исчислен из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных доходов. Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015г. составила 51960,68 руб. (66732-14771,32).

Общая сумма излишне уплаченных на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015г.г. составила 108890,79 (56930,11+51960,68).

Ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П и полагая, что ему неверно исчислена сумма страховых взносов, подлежащая уплате за 2014-2015 г.г., что привело к излишней уплате страховых взносов. Сумма в размере 108890,79 руб. не должна была им уплачиваться, в связи с чем подлежит возврату. 15.08.2018г. он (истец) обратился к ответчику с требованием о перерасчете страховых взносов. Однако получил отказ. В соответствии, с которым ему указано на то, что перерасчет обязательств по уплате страховых взносов может быть произведен на основании судебного решения.

На основании изложенного просил обязать ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 108890,79 руб. Взыскать в его пользу расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, предоставив расчет сумм, подлежащих взысканию в его пользу по уточненным данным, полученным из УФНС Тульской области. За 2014г. его доход составил 1746 733, в том числе 3-НДФЛ - 303121 (доход 6766636 - расход 6463 515); ЕНВД -1433612. Страховые взносы превышающие 300000 руб. составляют 1746733-300000 = 1446733 х 1% =14467,33 руб. Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 65956,56 руб. Оплата взносов произведена п/п №50 от 29.03.2015г. в сумме 65956,56 руб. Излишне уплаченная сумма 51492,23 руб. (65956,56-14467,33).

За 2015г. его доход составил 1798 684, в том числе 3-НДФЛ - 267832 (доход 6877557- расход 6609725); ЕНВД -1530852. Страховые взносы превышающие 300000 руб. составляют 1798684 -300000 = 1498684 х 1% =14986,84 руб. Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 81084,09 руб. Оплата взносов произведена на сумму 71722 руб.: п/п №229 от 07.12.2015г. -5040 руб., п/п №234 от 09.12.2015г. -45000 руб., п/п №89 от 28.03.2016г. -21732 руб. Излишне уплаченная сумма 56785,16руб. (71772,00-14986,84). Общая сумма излишне уплаченных на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015г.г. составила 108274,39 (56785,16 + 51492,23).

Истец Смирнов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, предоставив свой расчет сумм, подлежащих взысканию, согласно которому общая сумма излишне уплаченных Смирновым В.А. денежных средств за 2014-2015г.г. составила 108274,39 руб.

Представитель третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тульской области по доверенности Подшивалова В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, в письменном заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом рассмотрено дело в отсутствие неявившся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя ответчика ГУ-УПФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И., изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает требования истца Смирнова В.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физически лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о страховых взносах, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориями плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательно социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Статьей 18 Закона о страховых взносах (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов зарасчетный периодне превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведениеминимального размера оплатытруда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленногопунктом 1 части 2 статьи 12настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленногопунктом 1 части 2 статьи 12настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленногопунктом 1 части 2 статьи 12настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно п.п. 1 и 4,6 ч. 8 ст. 14 Закона о страховых взносах в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом, в частности, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации. Для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии состатьей 346.29Налогового кодекса Российской Федерации. Для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.

В соответствии со ст.346.29 Налогового кодекса Российской Федерации. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведениебазовой доходностипо определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

В свою очередь, подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ определено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 221 НК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из материалов дела следует, что Смирнов В.А. будучи индивидуальным предпринимателем в 2014-2015 г.г. производил исчисление и уплату страховых взносов с суммы дохода свыше 300 000 руб. исходя из суммы полученного дохода без учета произведенных расходов.

Данное обстоятельство привело к тому, что истцом за 2014-2015 г.г. были излишне уплачены страховые взносы в общей сумме 108274 руб. 39 коп. Расчет произведен истцом исходя из разницы между размерами фактически уплаченных и подлежащих уплате за 2014-2015 годы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом величины произведенных расходов, связанных с извлечением дохода (подробный расчет страховых взносов приведен истцом в заявлении с учетом представленных уточнений, приведенных выше).

Суд отмечает, что возражений относительно произведенного истцом расчета ответчиком не заявлено, а напротив подтверждено представленным расчетом.

Согласно которому, по уточненным данным, полученным из УФНС Тульской области, доход Смирнова В.А. за 2014г. составляет 1746 733, в том числе 3-НДФЛ -303121 (доход 6766636- расход 6463515); ЕНВД - 1433612. Страховые взносы превышающие 300000 руб. составляют 1746733 - 300000 = 1446733 х 1% =14467,33 руб. Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 65956,56 руб. Оплата взносов произведена п/п №50 от 29.03.2015г. в сумме 65956,56 руб. Излишне уплаченная сумма 51489,23 руб. (65956,56-14467,33). За 2015г. доход составил 1798 684, в том числе 3-НДФЛ -267832 (доход 6877557- расход 6609725); ЕНВД -1530852. Страховые взносы, превышающие 300000 руб. составляют 1798684-300000 = 1498684 х 1% =14986,84 руб. Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 81084,09 руб. Оплата взносов произведена на сумму 71722 руб.: п/п №229 от 07.12.2015г. -5040 руб., п/п №234 от 09.12.2015г. - 45000 руб., п/п №89 от 28.03.2016г. - 21732 руб. Излишне уплаченная сумма 56785,16 руб. (71772,00-14986,84). Общая сумма излишне уплаченных на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015г.г. составила 108274,39 (56785,16 + 51489,23).

На основании ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительного того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде 7 Российской Федерации» содержащиеся в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства являются обязательными и учитываются судами при рассмотрении споров, вытекающих их применения соответствующих законов.

Применительно к статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации являются одним из источников права. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П вступило в силу 02.02.2016. Таким образом, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П, являются обязательными и подлежат учету судом. Учитывая вышеизложенное, ответчик неправомерно отказал истцу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015г.г., в связи с чем решение ГУ-УПФР в г.Туле, Тульской области (межрайонное) изложенное в письме от 27.08.2018г. №03-11/11221 подлежит признанию недействительным. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст.20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы должно быть принято ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное). При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить на ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) обязанность по принятию решения о возврате Смирнову В.А. излишне уплаченных страховых взносов за отчетный (расчетный период), истекшие до 1 января 2017 года.

Определяя сумму, подлежащую возврату истцу Смирнову В.А., как излишне уплаченную за 2014-2015г.г., суд исходит из расчетов представленных истцом и ответчиком, определяет сумму к возврату в размере 108274,39 =(56785,16 + 51489,23).

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат отнесению на ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) и, соответственно, возмещению Смирнову В.А.

На основании изложенного и руководствуясь положениями статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Смирнова Владимира Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательно пенсионное страхование, удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) принять решение о возврате Смирнову Владимиру Александровичу излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 г.г. в размере 108274,39 руб.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) в пользу Смирнова Владимира Александровича в возмещение расходов по уплате государственной пошлины - 300 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Орлова

2-3194/2018 ~ М-3305/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Смирнов Владимир Александрович
Ответчики
ГУ УПФ РФ по ТО
Другие
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 о ТО
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Орлова Ирина Александровна
Дело на странице суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
15.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2018Передача материалов судье
19.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2018Судебное заседание
19.12.2018Судебное заседание
21.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2019Дело оформлено
24.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее