Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2016 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Долгинцевой Т.Е.,
при секретаре Кужель К.С.,
с участием представителей истца Афанасьевой Т.В., Пчелиной Т.А.,
представителя ответчиков Министерства лесного хозяйства Тверской области, ГКУ Тверской области «Тверское лесничество Тверской области» Белоусова А.П.,
представителя третьего лица – ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Тверской области Виноградовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подгорецкого М. Ф. к Министерству лесного хозяйства Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области «Тверское лесничество Тверской области», Территориальному управлению Росимущества в Тверской области, Новикову М. А., администрации МО «Тургиновское сельское поселение» Калининского района Тверской области, ООО «Тверская лесохозяйственная компания» об определении границ земельного участка, признании недействительными результатов межевания, установлении кадастровой ошибки, исключении сведений из государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ПодгорецкийМ.Ф. обратился в суд к Министерству лесного хозяйства Тверской области, ГКУ Тверской области «Тверское лесничество Тверской области» с иском о признании недействительными результатов межевания, исправлении кадастровой ошибки.
Требования мотивировал тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, который поставлен на ГКУ предыдущим собственником в 2003 году. Границы земельного участка установлены его межеванием, которое производилось ЧП Г.М.Л., закреплены на местности. В целях уточнения границ земельного участка кадастровым инженером Д.Ю.Ф. был изготовлен межевой план, однако границы земельного участка истца не были согласованы собственником смежного земельного участка с КН №, относящегося к землям лесного фонда, в связи с выявленным наложением (пересечением) границ указанных земельных участков.
Во внесудебном порядке Министерство лесного хозяйства Тверской области, ГКУ Тверской области «Тверское лесничество Тверской области» уклоняются от подачи заявления об устранении кадастровой ошибки.
Ссылаясь на то, что земельный участок истца определен в границах, право владения и пользования указанным земельным участком никто не оспаривал, его границы (забор) не переносились, на земельном участке имеются объекты недвижимости, зарегистрированные на праве собственности за истцом, учитывая наличие препятствий для внесения сведений об участке истца в ГКН, Подгорецкий М.Ф. просил суд признать кадастровой ошибкой наличие сведений в ГКН в описании местоположения границ земельного участка из земель лесного фонда площадью <данные изъяты> кв.м с КН №, расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительными результаты межевания указанного земельного участка; исключить сведения из ГКН о местоположении границ земельного участка с КН №.
В ходе рассмотрения дела исковые требования неоднократно уточнялись и дополнялись. В окончательной редакции иска, принятого к производству суда протокольным определением от 18.03.2016г., истец просил суд:
- установить границы своего земельного участка с КН № согласно каталогу координат характерных точек границ, установленных экспертом М.А.А.;
- признать кадастровой ошибкой наличие сведений в ГКН в описании местоположения границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с КН № из земель лесного фонда;
- признать недействительными результаты межевания в контуре № 5 земельного участка из земель лесного фонда с КН №;
- исключить из ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с КН №.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 28.09.2015 года, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены владельцы смежных земельных участков - Новиков М. А. и администрация МО «Тургиновское сельское поселение» Калининского района Тверской области.
Протокольным определением суда от 28.01.2016г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен арендатор, по инициативе которого осуществлялось межевание земель лесного фонда – ООО «Тверская лесохозяйственная компания».
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тверской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика протокольным определением суда от 18.04.2016г.
Истец Подгорецкий М.Ф. в судебном заседании участия не принял, передав полномочия по представлению своих интересов в суде доверенным лицам. Представители истца по доверенности Афанасьева Т.В., Пчелина Т.А. исковые требования поддержали по изложенным в нём доводам.
Представитель ответчиков Министерства лесного хозяйства Тверской области, ГКУ Тверской области «Тверское лесничество Тверской области» Белоусов А.П. пояснил, что поскольку собственником земель лесного фонда является Российская Федерации, то полномочия по постановке земель на государственный кадастровый учет осуществляет Территориальное управление Росимущества в Тверской области. Министерство лесного хозяйства при согласовании границ действует по доверенности как уполномоченное лицо. Лесничество является держателем первоначальной документации по лесоустройству, осуществляет контроль за использованием земель, поэтому по сложившейся практике акты согласования границ подписываются Тверским лесничеством. Земельный участок с КН № – это леса. Ранее этот земельный участок находился в ведении колхоза им.Кирова, числился в составе сельскохозяйственных земель, занятых лесной растительностью. В 2007 году эти земли постановлением Губернатора Тверской области были переведены в земли лесного фонда. Их межевание производилось в 2010-2011 г. ВИСХАГИ с помощью аэрофотосъемки картометрическим методом с учетом первичных данных лесоустройства. Документов о переводе части земель колхоза в населенный пункт в лесничестве не было. Оставил решение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Тверской области Виноградова М.С. возражала против удовлетворения требований истца, поддержала письменный отзыв на иск, сославшись на ненадлежащий способ защиты права, избранного истцом. Дополнительно указала, что арендатор земельного участка при долгосрочной аренде (свыше 5 лет) на основании ст. 20 Закона о кадастре вправе самостоятельно межевать арендуемый земельный участок.
Остальные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не приняли.
Ответчик Новиков М.А. ранее в судебном заседании от 28.09.2015г. пояснял, что является собственником смежного со спорным (принадлежащим истцу) земельного участка. Указал, что земельный участок истца огорожен со всех сторон забором с 2007-2008г., на нем ведется хозяйство, расположены объекты недвижимости – жилой дом, баня, гараж, навес для техники. Изначально эта земля была сельскохозяйственной, которая потом была «заброшена». После расширения границ населенного пункта, этот участок земли стал выделяться «отставникам» Госкомплекса «Завидово». Смежные с участками истца и Новикова М.А. – это земли общего пользования, поскольку и по фасаду и по задней части участков проходят дороги.
Представитель ответчика Новикова М.А., а также ответчика ООО «Тверская лесохозяйственная компания» адвокат Сапожников Н.Ю., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, просил суд отложить рассмотрение дела, ссылаясь на занятость в уголовном деле. Указанное ходатайство судом рассмотрено и отклонено, о чем вынесено мотивированное протокольное определение.
Ранее в судебном заседании от 18.04.2016г. представитель Сапожников Н.Ю. ссылался на то, что ООО «Тверская лесохозяйственная компания» - ненадлежащий ответчик, поскольку является всего лишь арендатором земельного участка лесного фонда. Также указывал на возможность исправления кадастровой ошибки в сведениях о границах земельного участка с КН № во внесудебном порядке с учетом допустимой погрешности. Однако Министерством лесного хозяйства Тверской области арендатору было отказано в исправлении такой ошибки без решения суда.
Неявка в судебное заседание ряда участников процесса не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы, суд приходит к следующим выводам.
Земельный участок является объектом недвижимости и в соответствии со ст. 128 ГК РФ - объектом гражданских прав. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ, земельный участоккак объект права представляет собой часть земной поверхности, имеющую границы, которые описаны и удостоверены в установленном законом порядке. Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
Установление границ, наряду с местоположением, является средством индивидуализации земельного участка. Установление границ производится в определенном порядке, в частности межеванием. В соответствии с действующим законодательством объектом земельных, гражданских, иных правоотношений земельный участок может быть при условии, что в установленном порядке определены (описаны и удостоверены) его границы. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Как следует из материалов дела, истцу Подгорецкому М.Ф. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером с КН № из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.06.2007 серии №.
Земельный участок с КН № приобретен истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с С.Н.Н. (Т.1 л.д. 130-132), которому указанный земельный участок был предоставлен в собственность из земель населенных пунктов постановлением администрации Калининского района Тверской области № 1197 от 11.11.2004г. (Т.1 л.д. 129).
Как установлено на указанном земельном участке имеется объект индивидуального жилищного строительства площадью 140,5 кв.м, принадлежащий Подгорецкому М.Ф. на праве собственности (Т.1 л.д.21-22).
Согласно данным государственного кадастра недвижимости земельный участок истца поставлен на кадастровый учет 27.09.2004 года, является ранее учтенным объектом недвижимости, границы земельного участка установлены в условной системе координат и требуют пересчета в местную систему координат МСК-69 (Т.1 л.д. 41-42).
Из материалов землеустроительного дела видно, что земельный участок с КН № межевался в 2004 году, в материалах дела имеется план его границ с отображением координат характерных точек местоположения границ участка, утвержденный руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Калининскому району 16.12.2004 года.
Согласно межевому плану указанного земельного участка от 20.05.2015г., с учетом пересчета координат границ земельного участка истца в систему координат МСК-69, площадь и конфигурация земельного участка соответствуют материалам межевания 2004г.
Законность возникновения права на указанный земельный участок с КН №, а также законность его межевания никем не оспаривалась.
Вместе с тем, органом государственного учета приостановлено осуществлении государственного учета земельного участка истца в силу наличия пересечения границ его земельного участка с границами контура 5 многоконтурного земельного участка с КН №.
Как следует из материалов кадастрового дела, а также кадастрового паспорта, земельный участок с КН № относится к землям лесного фонда, предназначен для ведения лесного хозяйства, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположен на территории Калининского района и г. Твери в границах колхоза им. Кирова, Красногорское лесничество, кварталы 1,2,3.
В состав данного земельного участка входят леса, ранее находившиеся в ведении Колхоза ордена Ленина имени Кирова в пределах кадастрового (условного) номера №, площадью <данные изъяты> га. Право собственности Российской Федерации на указанные земли лесного фонда было зарегистрировано 07.10.2008г. (Т.1 л.д. 194).
Указанные леса были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда на основании распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 г. № 542-ра.
В октябре 2012 года, в результате проведения кадастровых работ были определены границы земельного участка земель лесного фонда, с видом разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства общей площадью <данные изъяты> кадастровый №. Данный лесной участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Граница указанного земельного участка состоит из 16 контуров. В составе участка имеется спорный контур № 5 общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Контур № 5 многоконтурного земельного участка земель лесного фонда кадастровый № располагается в границах населенного пункта - <адрес>.
Границы сельского населенного пункта - <адрес> (в настоящее время кадастровый квартал №) сформированы в период 1991 - 1993 годов на основании решения исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов № 5-12 от 23.01.1991 г., решения исполнительного комитета Калининского районного Совета народньгх депутатов № 67-14 от 18.06.1991 г., постановления Главы администрации Калининского района Тверской области № 177 от 07.04.1992 г., решения Малого Совета Калининского районного Совета народных депутатов № 198-7 от 24.08.1993 г. (Т.1 л.д.189-192).
Указанными актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, часть земель колхоза ордена Ленина имени Кирова была изъята и передана в ведение Тургиновского сельского совета (в настоящее время Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области) под строительство индивидуальных жилых домов, в том числе в деревне <адрес>.
Как видно из решения Малого Совета Калининского районного Совета народных депутатов № 198-7 от 24.08.1993 г. из состава земель колхоза ордена Ленина имени Кирова для расширения границ деревни <адрес> было изъято <данные изъяты> га лесов, находившихся в ведении колхоза.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, в связи с чем в собственности граждан не могут находиться земельные участки из состава земель лесного фонда, в том числе и с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков как ограниченных в обороте объектов производятся только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" лесоустройство проводится на землях лесного фонда и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Согласно ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 6 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен особый порядок внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, согласно которому проведение согласования местоположения границ участка лесного фонда не требуется.
Вместе с тем, при разрешении заявленного спора суд учитывает, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении спорного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Истец Подгорецкий М.Ф., ссылаясь на наложение (пересечение) принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № на лесной участок, являющийся собственностью Российской Федерации, обратился в суд с настоящими требованиями.
При уточнении местоположения границ и площади земельного участка истца с кадастровым номером № согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером Д.Ю.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено наложение (пересечение) границ земельного участка № на контур 5 многоконтурного земельного участка лесного фонда с КН №.
Для установления факта наложения границ спорных земельных участков и установления возможных способов разрешения настоящего спора судом проведена землеустроительная экспертиза.
В заключении судебной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ экспертом С.А.А. подтверждено, что фактические границы земельного участка с КН № со всех сторон определены забором из металлического профиля. Площадь в пределах существующих границ составляет <данные изъяты> кв.м, что соответствует правоустанавливающим документам, а также материалам межевания 2003-2004г. Фактические границы земельного участка с КН № на местности ничем не закреплены, в связи с чем установить их соответствие сведениям государственного кадастра недвижимости и правоустанавливающим документам невозможно.
Экспертом воспроизведены координаты земельного участка истца в системе координат МСК-69 согласно материалам межевания 2004г. и сделан вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером № практически полностью пересекается с земельным участком с кадастровым номером №, а площадь пересечения составляет <данные изъяты> кв.м. (Приложение 3). Наложение земельных участков произошло по причине ошибочного определения координат земельного участка с кадастровым номером № на основании материалов лесоустройства 1994 года (планшет 9 – Т.1 л.д. 172). В материалах землеустройства 2007 года (планшет № – Т.1 л.д. 171) конфигурация земельного участка с кадастровым номером № совсем другая.
По вопросу о причинах возникновения пересечения эксперт пришел к выводу о том, что согласно решению № 198-7 от 24.08.1993 года Калининского районного Совета народных депутатов были переданы земли в ведение Тургиновского сельского совета для строительства жилых домов и расширения личных подсобных хозяйств местных жителей из земель колхоза им. Кирова, в том числе было предано в д. <адрес> <данные изъяты> га леса. Констатировать, что именно этот лесной участок был передан, графическими документами подтвердить невозможно. В то же время администрация Тургиновского сельского совета разрабатывает генплан и формирует выделение земельных участков с передачей их гражданам с учетом спорного лесного участка. Кадастровой ошибкой, послужившей основанием для внесения в ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером №, явилось использование материалов лесоустройства 1994 года, а не уточненные данные 2007 года. Согласно материалам лесоустройства 2007 года контур леса № составляет площадь <данные изъяты> га, а контур леса № по материалам лесоустройства 1994 года и согласно сведений ГКН - <данные изъяты> га. Контуры № и № это один и тот же контур, поэтому способ исправления один, уточнение границ и их согласование с собственниками смежных границ.
В приложении 4 экспертного заключения экспертом предложен вариант устранения пересечения, в соответствии с которым земельный участок с № и его координаты характерных точек местоположения границ совпадают с фактом использования земельного участка, а земельный участок с КН № и его координаты корректируются по установленным координатам земельного участка с КН №. При этом площадь земельного участка с КН № уменьшается до <данные изъяты> кв.м.
Оснований не доверять заключению эксперта, выполненного на основании определения суда квалифицированным специалистом, имевшим возможность при производстве экспертизы на месте ознакомиться с местом расположения спорных земельных участков и их фактическими границами, произвести их замеры, сопоставить полученные данные с правоустанавливающими, землеотводными документами и материалами ранее проведенного межевания, у суда не имеется.
Анализ совокупности исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что при формировании земельного участка с кадастровым номером с КН № не было учтено произведенное в 1993 году изъятие из земель колхоза им.Кирова части лесных земель в целях предоставления их под строительство индивидуальных жилых домов и расширения личных подсобных хозяйств местных жителей.
Наличие препятствий для разрешения спора во внесудебном порядке подтверждено соответствующими отказами уполномоченных органов в области управления лесными ресурсами, лесоустройства.
Так, отказ заявителю Подгорецкому М.Ф. в согласовании границ его земельного участка со ссылкой на факт наложения таких границ на земли гослесфонда со стороны ГКУ Тверской области «Тверское лесничество Тверской области» подтвержден актом согласования с записью об этом, датированной ДД.ММ.ГГГГ. (Т.1 л.д. 86).
Министерство лесного хозяйства Тверской области отказало Подгорецкому М.Ф. во внесудебном исправлении кадастровой ошибки, сославшись на то, что земельный участок с КН № входит в состав земель лесного фонда (Т.1 л.д. 143).
Также отказано Министерством лесного хозяйства Тверской области и арендатору ООО «Тверская лесохозяйственная компания» в исправлении кадастровой ошибки уже в период судебного разбирательства после проведения экспертизы (Т.2 л.д. 122).
Истец в целях защиты своих прав землепользователя избрал одновременно несколько способов защиты права.
Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает, что споры об исправлении кадастровой ошибки и споры о границах различаются, в связи с чем в спорах о границах требование об исправлении кадастровой ошибки является ненадлежащим способом защиты нарушенных прав.
В данном случае возникла ситуация с наложением границ участка истца на границы земельного участка, относящегося к землям лесного фонда (земли федеральной собственности). Причиной наложения является то, что при постановке на государственный кадастровый учет выезд на лесной участок и его измерение на местности не осуществлялись и в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, содержащиеся в материалах лесоустройства, полученных в результате проведения камеральных работ без учета уточненных данных об изъятии части сельскохозяйственных земель.
В результате границы 5 контура многоконтурного земельного участка с КН № были определены неправильно, без учета ранее отмежеванного и находящегося в пределах кадастровых границ населенного пункта – <адрес> земельного участка с КН № (собственник Подгорецкий М.Ф.).
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Абзацем 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иски об установлении границ земельного участка отнесены к искам о правах на недвижимое имущество.
В данном случае вопрос о правах истца на земельный участок с определенным местоположением и площадью разрешается в рамках соответствующего спора с участием на стороне ответчиков заинтересованных владельцев всех смежных земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком истца, а также ответчиков, в результате действий которых, возник указанный спор по границам.
Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные сторонами доказательства, в том числе заключение эксперта, при невозможности во внесудебном порядке уточнить местоположение границ своего земельного участка в действующей системе координат МСК-69, права истца, владеющего земельным участком с кадастровым номером № на законных основаниях и являющегося добросовестным землепользователем, могут быть защищены путём установления границ принадлежащего ему земельного участка в соответствии с заключением эксперта С.А.А. по точкам №-№-№-№-№, обозначенным в координатах в приложении № 4 к экспертному заключению, что в свою очередь является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об уникальных характеристиках указанного земельного участка и как следствие изменение сведений о местоположении границ и площади земельного участка из земель лесного фонда с КН №, с учетом установленной судом смежной границы земельного участка с КН №.
Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учёте изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Как следует из кадастрового дела заказчиком работ по межеванию земельного участка из земель лесного фонда, в результате проведения которого возник спор, являлся арендатор - ООО «Первая лесохозяйственная компания», в связи с чем указанный ответчик по заявленному спору, наряду с Министерством лесного хозяйства Тверской области, ГКУ Тверской области «Тверское лесничество Тверской области», Территориальным управлением Росимущества в Тверской области, является надлежащим.
Также, с учетом заявленного истцом требования об установлении границ своего земельного участка, на стороне ответчиков обоснованно привлечены владельцы смежных с участком истца земельных участков - Новиков М. А. и администрация МО «Тургиновское сельское поселение» Калининского района Тверской области.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером КН № относится к землям лесного фонда, является ранее учтенным и межевой план составлялся по материалам лесоустройства без установления границ на местности для постановки на государственный кадастровый учет, согласования с истцом не требовалось, поэтому результаты межевания данного земельного участка не могут быть оспорены по мотиву отсутствия такого согласования.
Кроме того, заявляя требования о признании недействительными результатов межевания земельного участка ответчика, истец выбрал ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку удовлетворение указанного требования само по себе не может повлечь восстановления права в случае его нарушения.
Таким образом, иск Подгорецкого М.Ф. в части требования о признании недействительными результатов межевания спорного участка лесного фонда не подлежит удовлетворению.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В статье 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, в качестве которых в части первой указаны: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, то есть кадастровая ошибка в сведениях.
Исходя из смысла и содержания приведенной нормы материального права, к таким ошибкам относятся ошибки, которые не порождают спора между владельцами земельных участков по границам земельных участков.
Учитывая, что спор о праве не может быть разрешен путем исправлением кадастровой ошибки, оснований для установления (исправления) кадастровой ошибки у суда не имеется, поскольку в данном случае истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Исключение из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границ названного земельного участка прекратит его существование как объекта земельных и гражданско-правовых отношений, в связи с чем данное исковое требование является несоразмерным допущенному нарушению, а потому в удовлетворения такого требовании истцу следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░ №-№-№-№-№, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ № 4 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░ ░░░░░░:
░░░░░ |
░░░░░░░░░░░░ |
░░░░░ |
X |
Y |
|
░░░░░ |
░░░░ |
(░) |
|||
№ |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
|||
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
||||
№ |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
|||
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
||||
№ |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
|||
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
||||
№ |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
|||
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
||||
№ |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░ 2016░.