дело № 2а-553/2020
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2020 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Коваленко Т.К., при секретаре судебного заседания Фаргер А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к Минееву Сергею Анатольевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре обратилась в суд с административным иском к Минееву С.А. о взыскании в доход бюджета ХМАО-Югры задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 84 551,00 руб., в том числе налог – 65 295 руб. и пени - 19 256,25 руб.
Требования мотивированы тем, что Минеев С.А. является собственником транспортных средств: автомобиля (иные данные), государственный регистрационный знак №; автомобиля (иные данные), государственный регистрационный знак № и автомобиля (иные данные), государственный регистрационный знак №, в связи с чем обязан своевременно уплачивать транспортный налог; вместе с тем, со стороны Минеева С.А. ненадлежащим образом исполнена обязанность по уплате транспортного налога, что привело к образованию задолженности за 2016 год, которая до настоящего времени не погашена (л.д. 4-5).
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2014 год в размере 49 318,26 руб., том числе налог в размере 31 760 руб., пени в размере 17 558,26 руб.; по транспортному налогу за 2016 год в размере 35 232,99 руб., в том числе налог – 33 535 руб., пени в размере 1 697,99 руб., ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по уплате налога за 2014 и 2016 годы (л.д. 51-53).
В судебном заседании стороны, при надлежащем извещении (л.д. 84,86), участия не принимали; с учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к следующим выводам.
В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 45 названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1); неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных данным Кодексом (пункт 6).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (часть первая статьи 357); сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362).
Согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно сведениям регистрирующих органов, Минеев С.А. является собственником транспортных средств:
- грузового автомобиля (иные данные), VIN: №, государственный регистрационный знак №, мощность двигателя 320 л.с., с (дата);
- легкового автомобиля (иные данные), VIN:№, государственный регистрационный знак №, мощность двигателя 51 л.с., с (дата);
- легкового автомобиля (иные данные), VIN:№, государственный регистрационный знак №, мощность двигателя 152 л.с., с (дата) (л.д. 66,67,68,81,82,83); то есть в налоговом периоде 2014 и 2016 годы, будучи собственником указанного имущества, Минеев С.А. являлся плательщиком транспортного налога.
Налоговым периодом по транспортному налогу согласно п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
С (дата) порядок и сроки уплаты налога налогоплательщика-физическими лица Закон ХМАО-Югры от (дата) № «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» не установлены.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 363 Налогового Кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до (дата), налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, в ныне действующей редакции, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2014 год истёк (дата); за 2016 год - (дата).
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты полученного налогового уведомления.
Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Из материалов дела следует, что (дата) в адрес Минеева С.А. заказным письмом направлено налоговое уведомление № от (дата) о начислении транспортного налога за 2014 год в сумме 31 760,00 руб. (автомобили (иные данные) и (иные данные)) с указанием срока уплаты не позднее (дата) (л.д. 71-72,73).
(дата), через сервис «Личный кабинет» на официальном сайте ФНС России, Минееву С.А направлено налоговое уведомление № от (дата) о начислении транспортного налога за 2016 год в сумме 33 535,00 руб. (автомобили (иные данные), (иные данные) и (иные данные)), с указанием срока уплаты не позднее (дата) (л.д 10, 16-17, 88-89).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок административному ответчику направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на (дата), в соответствии с которым в срок до (дата) налогоплательщику предложено оплатить задолженность по транспортному налогу в сумме 65 295,00 руб. (за 2014 – 31 760,00 руб., за 2016 – 33 535,00 руб.) и пени в общей сумме 19 256,25 руб. (л.д. 49, 50).
В соответствии с ч. 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно положениям ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Требование МИФНС России № по ХМАО-Югре административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который был выдан (дата) и отменен в связи с поступившими возражениями должника – (дата) (л.д. 14, 30-33, 34, 35-36).
Настоящее административное исковое заявление предъявлено в суд (дата) (л.д. 4), то есть в пределах срока, установленного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что процедура принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2016 годы соблюдена; налоговым органом принимались меры к взысканию задолженности по налогу, в адрес налогоплательщика своевременно направлялось уведомление и требование, также административный истец обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа. Поскольку каких-либо доказательств уплаты недоимки по транспортному налогу с физических лиц в спорные периоды, а также возражений по существу административного искового заявления административным ответчиком не представлено, суд находит административный иск в части взыскания задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2014 год в размере 31 760 руб. и задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 33 535 руб. подлежащим удовлетворению.
Исковые требования в части взыскания с административного ответчика суммы пени как за 2014 года, так и за 2016 года суд находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, пеней, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно требованию №, направленному в адрес административного ответчика (дата), сумма пени указана в размере 8 303,93 руб. и 10 952,32 руб., всего к взысканию 19 256,25 руб. (л.д. 49, 50).
В заявлении о вынесении судебного приказа, поступившем мировому судье, содержится ссылка на наличие задолженности налогоплательщика по оплате суммы пени в размере 19 256,25 руб., исходя из выставленного требования от (дата) № (л.д. 30-33).
Вместе с тем, из представленного налоговым органом требования № достоверно можно установить только период и размер образования недоимки по транспортному налогу, однако не усматривается сведений о ставке и периоде начисления пеней, а также недоимку, в связи с неуплатой которой начислены пени в размере 8 303,93 руб. и 10 952,32 руб., учитывая, что согласно расчету сумм пени, включенной в требование по уплате № от (дата), и представленному налоговым органом в рамках настоящего административного дела, по транспортному налогу за 2014 год сумма пени начислена в размере 17 558,26 руб., а по транспортному налогу за 2016 год – в размере 1 697,99 руб. (л.д. 90-91).
Кроме того, судом установлено отсутствие доказательств выставления административному ответчику с учетом вышеуказанных норм закона требования об уплате пени в сумме 17 558,26 руб. (по транспортному налогу за 2014 год) и в сумме 1 697,99 руб. (по транспортному налогу за 2016 год), что расценивается судом как нарушение положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, истец освобожден от уплаты государственной пошлины; на основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 159 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░: (░░░░░)) ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 31 760 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░: (░░░░░)) ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ 33 535 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 159 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░ 2016 ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 05 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ (░░░░ ░░░░░░)
(░░░░ ░░░░░░)
(░░░░ ░░░░░░)
(░░░░ ░░░░░░)
(░░░░ ░░░░░░)
(░░░░ ░░░░░░)