Дело № 2-471/2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камешково 07 сентября 2015 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего, судьи Стеций С.Н.,
при секретаре судебного заседания Михеевой Т.И.,
с участием:
заявителей Калашникова А.Е., Сметанкина Н.А., Конина С.А., Калашниковой Т.А., Ульяновой Т.П., Устюжаниной Н.Г., Ионовой С.В., Макаровой Р.П.,
представителя заявителей адвоката Черникова Е.С., действующего на основании доверенности № от Дата обезл. года, ордера № от Дата обезл. года,
представителя заинтересованного лица ОМВД РФ по Камешковскому району Виноградовой Ю.Р., действующей на основании доверенности от Дата обезл. года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по заявлению Калашникова А.Е., Сметанкина Н.А., Конина С.А., Калашниковой Т.А., Ульяновой Т.П., Устюжаниной Н.Г., Ионовой С.В., Макаровой Р.П. о признании незаконными действий ОМВД РФ по Камешковскому району,
УСТАНОВИЛ:
Калашников А.Е., Сметанкин Н.А., Конин С.А., Калашникова Т.А., Ульянова Т.П., Устюжанина Н.Г., Ионова С.В., Макарова Р.П. через своего представителя Черникова Е.С. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконными действия ОМВД РФ по Камешковскому району Владимирской области, должностных лиц отдела ОМВД РФ по Камешковскому району Владимирской области Виноградова Ю.Р., Ахмадуллина А.Р., Апряткина В.А., выразившиеся в прекращении проведения богослужения Дата обезл. в помещении по адресу: ...., что повлекло срыв богослужения и нарушение прав заявителей на свободу совести и вероисповедания, гарантированных ст. 28 Конституции РФ и ст. 9,10,11,14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В обоснование заявления указано, что все заявители исповедуют христианское вероучение ФИО4. Дата обезл. между членом религиозного объединения Свидетелей Иеговы в г. Камешково Калашниковым А.Е. и Муниципальным учреждением культуры «Камешковский районный дом культуры «13 Октябрь» (Дале по тексту МУК РДК «13 Октябрь») был заключен договор № возмездного оказания услуг на проведение мероприятия, которое должно состоятся Дата обезл. с .... до .... часов по адресу: .....
Дата обезл. около .... час. в помещении МУК Камешковский РДК «13 Октябрь», в котором религиозное объединение Свидетелей Иеговы в г. Камешково проводило свое богослужение, сотрудник полиции Виноградова Ю.Р. в сопровождении сотрудников полиции Ахмадуллина А.Р., Апряткина В.А. и ещё одного сотрудника полиции в гражданской одежде, отказавшегося представиться, грубым образом потребовала прекратить проведение религиозного мероприятия и стали осуществлять административные действия - опрос присутствующих лиц и изъятие их личного имущества - печатных изданий. При таких обстоятельствах, дальнейшее проведение богослужения было невозможно.
Дата обезл. в кабинет № ОМВД РФ по Камешковскому району были приглашены: Калашникова Т.А., Калашников А.Е., а также ранее опрошенные Макарова Р.П., К.Л.Н. , К.Е.Т., которых повторно принудили опросу, используя методы психологического давления. Также им было отказано в возможности воспользоваться своим Конституционным правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ, доведя до эмоционального расстройства.
В судебном заседании Калашников А.Е., Сметанкин Н.А., Конин С.А., Калашникова Т.А., Ульянова Т.П., Устюжанина Н.Г., Ионова С.В., Макарова Р.П. настаивали на требованиях, при этом пояснили, что для проведения богослужения членам религиозного объединения Свидетелей Иеговы было предоставлено помещение в МУК Камешковском РДК «13 Октябрь» на основании договора возмездного оказания услуг на организацию совместного мероприятия №. Проведение богослужения началось Дата обезл. в .... час. Однако в .... час. .... мин. сотрудник полиции Виноградова Ю.Р. в сопровождении Ахмадуллина А.Р., Апряткина В.А. и ещё одного сотрудника полиции в гражданской одежде, отказавшегося представиться, зашли в помещение, где проводилось богослужение. Один из сотрудников в форменной одежде Апряткин В.А. встал в проеме входной двери в зал, другой сотрудник в форменной одежде Ахмадуллин А.Р. прошел дальше и остановился в середине зала. Сотрудник полиции в гражданской одежде и Виноградова Ю.Р. прошли дальше к сцене. Виноградова Ю.Р. на вытянутой руке предъявила стоящему на сцене Калашникову А.Е. удостоверение сотрудника полиции и спросила: что здесь происходит?. Калашников А.Е. вынуждено прервался и ответил, что здесь проходит богослужение и добавил, что они ответят на все вопросы после окончания богослужения. На что Виноградова Ю.Р. сказала, что она прекращает их богослужение. Сотрудник полиции в гражданской одежде добавил, что богослужение следует проводить в церкви. Виноградова Ю.Р. потребовала от Калашникова А.Е. сойти со сцены и пройти в конец зала для дачи объяснений. Также Виноградова Ю.Р. отдала приказ сотрудникам полиции в форменном обмундировании опросить присутствующих в зале лиц.
При таких обстоятельствах дальнейшее богослужение проводить было невозможно.
Срыв богослужения произвел на них сильное эмоциональное потрясение. Они испытывали глубокое разочарование и унижение.
По мнению заявителей, в результате, незаконных действий сотрудников полиции, было нарушено их право на свободу совести и вероисповедание, гарантированное ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 28 Конституции Российской Федерации.
Представитель заявителей адвокат Черников Е.С. требования заявителей поддержал, указав, что молитвенное собрание - богослужение не может являться публичным мероприятием, порядок проведения которого регулируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Полагает, что действия сотрудников полиции ОМВД РФ по Камешковскому району противоречат позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении № 30-П от Дата обезл. года.
Представитель заинтересованного лица ОМВД РФ по Камешковскому району Владимирской области Виноградова Ю.Р. требования заявителей не признала, пояснив, что она работает в должности инспектора ИАЗ ОМВД РФ по Камешковскому району. В её обязанности входит пресечение административных правонарушений, а так же осуществление производства по делам об административном правонарушении.
В ОМВД РФ по Камешковскому району поступила информация о том, что Дата обезл. в МУК Камешковский РДК «13 Октябрь» будет проводиться богослужение религиозной организацией Свидетели Иеговы, без уведомления органов местного самоуправления г. Камешково и Камешковского района.
С целью проверки данной информации, пресечения административного правонарушения, Дата обезл. она совместно с сотрудниками полиции Апряткиным В.А., Ахмадуллиным А.Р. прибыла в здание МУК Камешковский РДК «13 Октябрь», где ими был выявлен факт организации публичного массового мероприятия в форме богослужения, проводимого Калашниковым А.Е.
Для установления возможного совершения административного правонарушения возникла необходимость в беседе с Калашниковым А.Е., проводившим публичное богослужение и находившимся на тот момент на сцене малого зала ДК «13 Октябрь» г. Камешково.
Каких-либо требований с её стороны о прекращении проведения богослужения не поступало. Проведение богослужения было прекращено самими членами религиозного общества Свидетели Иеговы. Каких-либо нарушений прав заявителей на свободу совести и вероисповедания, гарантированных ст.28 Конституции Российской Федерации и ст.ст.9,10,11,14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с её стороны не было.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, представленным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
Согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, для проведения публичных мероприятий на территории РФ установлен уведомительный порядок - организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Данные требования организатором публичного мероприятия Калашниковым А.Е. выполнены не были, что по её мнению, образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ.
В связи с чем действия сотрудников полиции считает законными. Просила в удовлетворении требований заявителей отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статьей 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Положениями статьи 28 Конституции Российской Федерации продекларировано, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Как следует из пояснений заявителей, они являются членами религиозного объединения Свидетелей Иеговы.
Данная религиозная организация зарегистрирована в Министерстве юстиции Дата обезл. года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №.
Согласно Уставу религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы» целями и задачами Центра Свидетелей Иеговы в России являются совместное исповедание и распространение веры, удовлетворение духовных потребностей. Осуществление служения Богу, основанного на Священном Писании. Ознакомление людей со Священным Писанием, библейскими учениями, принципами и нормами, проповедь благой вести о Царстве Бога (миссионерская деятельность) по примеру Иисуса Христа и апостолов. Обучение религии и религиозное воспитание. Поддержка деятельности религиозных объединений Свидетелей Иеговы.
Судом установлено, что Дата обезл. в здании МУК Камешковский РДК «13 Октябрь» членами религиозного объединения Свидетелей Иеговы проводилось богослужение религиозной организации Свидетелей Иеговы.
Указанное публичное мероприятие проводилось в здании МУК Камешковский РДК «13 Октябрь» на основании договора № на возмездное оказание услуг на организацию совместного мероприятия, заключенного между Калашниковым А.Е. и директором МУК Камешковский РДК «13 Октябрь».
Во время проведения религиозного мероприятия в задание МУК Камешковский РДК «13 Октябрь» прибыли сотрудники полиции ОМВД РФ по Камешковскому району с целью выявления и пресечения возможного совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривалось и подтверждаются показаниями свидетелей Д.В.А., К.Е.Т., Б.И.Н. , допрошенных в ходе судебного заседания.
В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, представленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организацией, на кладбищах в крематориях, а также в жилых помещениях.
В силу ч.5 ст. 16 указанного Федерального закона в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Федеральным законом от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона.
Частью 1 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, МУК Камешковский РДК «13 Октябрь» не относится к культовым зданиям и сооружениях, специально предназначенным для богослужений, и не предоставлялось религиозной организации для проведения богослужения.
Доводы заявителей о том, что помещение в МУК Камешковский РДК «13 Октябрь» было специально предоставлено для проведения богослужения, являются не состоятельными. Калашников А.Е., заключая договор № возмездного оказания услуг на организацию совместного мероприятия, не указал цель, проводимого мероприятия. В п.1.1 договора, предусмотрено, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению комплекса услуг в целях организации совместного мероприятия, которое состоится Дата обезл. с .... до .... по адресу: ..... О том, что в помещении МУК Камешковский РДК «13 Октябрь» Дата обезл. с .... до .... час. будет проводится богослужение религиозной организацией Свидетели Иеговы, Калашников А.Е. ни кого не уведомил.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона № 3 от 07.02.2011 года «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности: принимать заявление и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремисткой деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан.
Согласно должностной инструкции инспектора направления по исполнению административного законодательства ОМВД России по Камешковскому району Владимирской области ст.лейтенанта полиции Виноградовой Ю.Р., она осуществляет подготовку дел об административном правонарушении для рассмотрения уполномоченными должностными лицами ОМВД России по Камешковскому району и их направления на рассмотрение судьям либо должностным лицам заинтересованных федеральных органов исполнительной власти; непосредственно осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, пресечение административных правонарушений, требующих проведения административного расследования, и др.
В должностные обязанности полицейского отделения патрульно-постовой службы ОМВД России по Камешковскому району входит: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, участие в раскрытии преступлений и задержании преступников и др.
Таким образом, сотрудник полиции Виноградова Ю.Р., получив информацию о планируемом проведении публичного религиозного мероприятия в МУК Камешковский РДК «13 Октябрь» без уведомления органов местного самоуправления г. Камешково и Камешковского района иусмотрев факт предполагаемого совершения организатором собрания административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ, действовала в рамках предоставленных ей законом полномочий с целью выполнения возложенных на неё обязанностей по предупреждению и пресечению административных правонарушений.
При этом каких-либо неправомерных действий со стороны органов власти по отношению к заявителям, влекущих нарушение их прав на свободу совести и вероисповедание, гарантированных ст. 28 Конституции РФ и ст. 9,10,11,14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судом не установлено.
Доводы представителя заявителей о том, что действия сотрудников полиции противоречат позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении N 30-П от 05.12.2012 г., являются не обоснованными исходя из следующего.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который, согласно его статье 1, регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в статье 16 закрепляет право религиозных организаций основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), и беспрепятственно совершать там, а также в местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах, в крематориях и в жилых помещениях богослужения и другие религиозные обряды и церемонии (пункт 1и 2); кроме того, религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в других местах, специально для этого не отведенных, - лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей, и с соблюдением требований законодательства (пункт 3); командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях (пункт 4).
По смыслу названных законоположений, проведение указанных в них религиозных мероприятий в местах, специально отведенных для этих целей, или в помещениях, предоставленных для этих целей администрацией соответствующих учреждений, а также в жилых помещениях не предполагает какого бы то ни было вмешательства органов публичной власти и не требует согласования с ними, что уже само по себе свидетельствует о наличии у граждан, реализующих свое право на свободу вероисповедания, достаточно широких возможностей для удовлетворения потребностей в проведении такого рода публичных мероприятий религиозного характера.
Что касается публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в иных, помимо указанных в пунктах 1-4 ст.16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», местах (в том числе на открытом воздухе или в нежилых помещениях), то в соответствии с пунктом 5 той же статьи они осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, демонстраций и шествий, который в настоящее время определяется Федеральным законом от Дата обезл. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вводя процедуру предварительного уведомления органов публичной власти о проведении таких публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, федеральный законодатель имел целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на свободу собраний в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, и исходил из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан (как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих), а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Приведенная правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от Дата обезл. N 12-П, равно как и аналогичная ей позиция Европейского Суда по правам человека, который полагает, что требование подать уведомление о проведении публичного мероприятия не нарушает сущность права на свободу собраний и не только позволяет примирить это право с правами и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков или преступлений, в полной мере могут быть распространены на порядок проведения публичных мероприятий религиозного характера.
Последствия проведения без предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления публичного религиозного мероприятия, если оно доступно восприятию другими гражданами (даже если проводится в помещении), сопоставимы с последствиями проведения несогласованного публичного мероприятия общественного характера, поскольку открытая демонстрация религиозных убеждений может раздражать или оскорблять тех, кто исповедует иную религию или не исповедует никакой религии, а проходящие вне культовых зданий и сооружений, а также специально отведенных для этого мест либо жилых помещений отдельные религиозные мероприятия в силу своей массовости - помешать нормальной работе транспорта, государственных или общественных организаций. Тем самым при определенных обстоятельствах независимо от намерений их организаторов и участников не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.
Распространение на проведение таких публичных религиозных мероприятий правового регулирования порядка проведения митингов, шествий и демонстраций (а не собраний и одиночных пикетов) - поскольку оно направлено на достижение баланса конституционно защищаемых прав и свобод верующих, принимающих участие в публичном религиозном мероприятии, и граждан, которые по каким-либо причинам не желают его проведения в данном, специально не предназначенном для этого месте, т.е. на защиту как самих участников мероприятия, так и иных лиц, - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан, а установление обязанности уведомления органов публичной власти об их проведении, как и ответственности за ненадлежащее исполнение данной обязанности - как чрезмерное вмешательство государства в дела религиозных организаций. (Постановление Конституционного Суда РФ от Дата обезл. N 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Калашникова А.Е., Сметанкина Н.А., Конина С.А., Калашниковой Т.А., Ульяновой Т.П., Устюжаниной Н.Г., Ионовой С.В., Макаровой Р.П. о признании незаконными действий ОМВД РФ по Камешковскому району, должностных лиц ОМВД РФ по Камешковскому району, выразившихся в прекращении проведения богослужения Дата обезл. в помещении по адресу: ...., оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Стеций
Решение суда в окончательной форме изготовлено Дата обезл..