Дело № 2а-7586/2019 78RS0002-01-2019-008204-57
15 августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Никандровой С.А.,
при секретаре Филипповой Г.В.,
с участием прокурора Ильина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермиловой Е. Н. к Территориальной избирательной комиссии № 22 об оспаривании решения о регистрации Максимова Р. И. кандидатом в депутаты,
У С Т А Н О В И Л:
Ермилова Е.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии № 22, в котором просила признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 06.08.2019 № 92-2 о регистрации Максимова Р.И. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что кандидатом представлена незаверенная ксерокопия платежного поручения об оплате подписных листов; не представлено достаточное количество достоверных подписей избирателей, из 16 представленных подписей (при необходимом минимальном количестве - 12), семь подписей содержат недостоверные сведения об избирателе. Поскольку названные обстоятельства являлись основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Представитель административного истца Ермиловой Е.Н. - Миронов М.А. в судебное заседание явился, требования, изложенные в административном иске, поддержал, просил их удовлетворить.
Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии № 22 - Стацура Ф.И. и Ткаченко О.В. в судебное заседание явились, заявленные требования не признали.
Заинтересованное лицо Максимов Р.И. в судебное заседание явился, заявленные административным истцом требования полагал необоснованными.
Заинтересованное лицо Санкт-Петербургская избирательная комиссия в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, изучив представленные документы, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего что административный иск подлежит удовлетворению, приходит к следующему.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что 25.06.2019 Максимов Р.И. подал в Территориальную избирательную комиссию № 22 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета ВМО Санкт-Петербурга МО Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться представил имеющиеся у него документы, подлежащие представлению в избирательную комиссию, а именно: копию документа, подтверждающего наличие у заявителя гражданства Российской Федерации (копия паспорта); сведения об основном месте работы (копия справки); сведения о размере и источниках его доходов, а также о принадлежащем ему имуществе на праве собственности, о счетах (вкладах), ценных бумагах. Также, 06.07.2019 Максимовым Р.И. были представлены в ТИК № 22 подписные листы с подписями избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей; документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов; данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию; первый финансовый отчет кандидата; выписка из лицевого счета и справка об открытии счета; электронный носитель информации.
Первоначально, решением Территориальной избирательной комиссии № 22 от 15.07.2019 № 85-1 отказано в регистрации Максимова Р.И. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235.
На вышеуказанное решение ТИК № 22 Максимовым Р.И. была подана жалоба в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 02.08.2019 № 126-58 решение Территориальной избирательной комиссии № 22 от 15.07.2019 № 85-1 отменено; на ТИК № 22 возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235 Максимова Р.И. не позднее чем через пять дней после принятия настоящего решения; ТИК № 22 предписано при повторном рассмотрении руководствоваться выводами, изложенными в настоящем решении.
Решением Территориальной избирательной комиссии № 22 от 06.08.2019 № 92-2 осуществлена регистрация Максимова Р.И. выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты муниципального совета ВМО Санкт-Петербурга МО Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235, на основании статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.14 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» в 19 часов 50 минут 06.08.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, - также при наличии решения о выдвижении, указанного в пункте 7 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга), иных документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при условии поддержки выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в статье 35.1 Федерального закона, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Основания отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.14 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», в том числе: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом.
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный настоящим пунктом, является исчерпывающим.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из представленных в материалы дела документов, при принятии первоначального решения об отказе в регистрации заинтересованного лица кандидатом в депутаты, основанием для признания 7 подписей избирателей, из 16 содержащихся в подписных листах, представленных Максимовым Р.И., недействительными послужил тот факт, что 5 из них содержат недостоверные сведения об избирателе, а в 1 подписном листе, содержащем 1 подпись, указаны недостоверные сведения о кандидате.
Аналогичные доводы изложены административным истцом в административном исковом заявлении.
Пунктом 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» предусмотрено, что в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному либо многомандатному избирательному округу, должны быть собраны подписи избирателей в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей.
Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно (пункт 7 названной статьи).
В силу положений пунктов 1 – 3 статьи 28 указанного закона окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверке подлежат все представленные подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, собранные в поддержку всех кандидатов
Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов окружной избирательной комиссии и привлеченных экспертов и специалистов.
К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В соответствии с пунктом 10 данной статьи Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной.
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами «ж» и «з» пункта 4 статьи 29 настоящего Закона Санкт-Петербурга, кандидат вправе получить в окружной избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия окружной избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с подпунктами «б», «в» и «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Такие же положения предусмотрены в подпункте «б», «в» и «з» пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».
Решением избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Сампсониевское № 2-10 от 18.06.2019 определено, что при проведении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатному избирательному округу № 235 необходимо представить 12 подписей избирателей.
Из исследованных судом оригиналов подписных листов, итогового протокола проверки подписей избирателей, документов, свидетельствующих о регистрации избирателей и решения № 1-63 от 20.02.2014 об утверждении схемы избирательных округов, и приобщенных к материалам дела копий указанных документов, следует, что в подписном листе № 6 строки 1 и 2 содержат недостоверные сведения об избирателях, поскольку адрес их регистрации указан неверно, что подтверждается справкой из СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» от 09.07.2019; в подписном листе № 9 в строках 1 и 2, в подписном листе № 10 в строке 1 также содержаться недостоверные сведения, поскольку в адресе места жительства избирателей содержатся недостоверные сведения, в частности указана литера А, в то время, как согласно решения № 1-63 от 20.02.2014 об утверждении схемы избирательных округов, во внутригородском муниципальном образовании Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское по многомандатному избирательному округу № 235 по улице Боткинская – дом 15 корпус 2 под литерой А, по Большому Сампсониевскому проспекту – дом 81 литера А, по Выборгской набережной дом 59 корпус 1 литера А, отсутствуют.
Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Требования, изложенные в пункте 7 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», применительно к указанию в подписных листах сведений об избирателях обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных.
Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому указание в подписных листах № 6, 9 и 10 недостоверных сведений об избирателях следует признать существенным нарушением действующего избирательного законодательства.
Кроме того, подписной лист № 5 содержит недостоверные сведения о кандидате, так, указан адрес его регистрации: <адрес>, тогда как, согласно копии паспорта, заинтересованное лицо Максимов Р.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Поскольку внесение в подписной лист недостоверных сведений о кандидате не позволяет установить действительное волеизъявление избирателей, в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все подписи избирателей, имеющиеся в таком подписном листе, являются недействительными.
Так как шесть подписей избирателей в подписных листах, представленных в поддержку Максимова Р.И., являлись недействительными, количество представленных заявителем подписей избирателей в Территориальную избирательную комиссию № 22 составило 10 штук, тогда как необходимо было представить минимум 12 подписей избирателей, то есть одно из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», необходимое для регистрации кандидата отсутствовало, следовательно, требования административного истца Ермиловой Е.Н. о признании незаконным и отмене решения административного ответчика от 06.08.2019 № 92-2 о регистрации Максимова Р.И. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235.
Доводы заинтересованного лица Максимова Р.И., изложенные в ходе рассмотрения административного дела, сводящиеся к тому, что недостатки подписных листов являются несущественными и не влекут за собой отмену решения ТИК № 22 о регистрации кандидата, что установлено решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии, судом отклоняются как несостоятельные.
Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется только в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения. Установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению, так как государство от гражданина, претендующего в данном случае на должность депутата муниципального совета МО МО Сампсониевское, вправе требовать строгого соблюдения всех предписаний избирательного законодательства.
В своей предвыборной компании Максимов Р.И. в первую очередь должен был руководствоваться требованиями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», содержащего единые правила регулирования вопросов оформления подписных листов на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Ермиловой Е. Н. к Территориальной избирательной комиссии № 22 об оспаривании решения о регистрации Максимова Р. И. кандидатом в депутаты удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии № 22 от 06 августа 2019 года № 92-2 о регистрации Максимова Р. И. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 5 дней.
Судья
/Решение изготовлено в окончательной форме 15 августа 2019 года/