РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 года с. Красный Яр
Судья Красноярского районного суда Ключникова И.А.,
при секретаре Карповой Н.М.,
с участием представителя административного ответчика КУМС ФИО8,
представителя заинтересованного лица - Администрации сельского поселения Красный Яр м.р.Красноярский Самарской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2181/2019 по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО2 к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО2 обратились в Красноярский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Свои требования мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ они подали заявление о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность молодой семье постоянно проживающей в сельском населенном пункте. Земельный участок они просили предоставить для индивидуального жилищного строительства, площадью 1000 кв.м. в <адрес>, кадастровый квартал №. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1. К данному заявлению они приложили копии документов и паспортов, подтверждающих факт постоянного проживания в сельском населенном пункте, факт создания семьи. К данному заявлению они приложили схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ ответчикам отказано в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Полагали приведенные в распоряжении доводы необоснованными, распоряжение вынесено с нарушением требований ст.39.16 ЗК РФ
С учетом изложенного просят суд признать Распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, нарушающим права и свободы истцов и создающим препятствия к осуществлению их прав и свобод и обязать КУМС муниципального района Красноярский Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов истцов и продолжить работу по заявлению истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В судебное заседание представитель административных истцов по доверенности ФИО7 не явился, согласно переданной телефонограммы просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает.
Представитель административного ответчика КУМС муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления, поскольку в предоставлении земельного участка отказано обоснованно, т.к. земельный участок, на который претендуют истцы, по информации главы поселения, накладывается на земли общего пользования - грунтовую дорогу. Также представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, просил суд в иске отказать. Согласно ответа администрации с.п.Красный Яр м.р.Красноярский Самарской области испрашиваемый истцами земельный участок накладывается на земли общего пользования.
Представитель заинтересованного лица - администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления, поскольку в предоставлении земельного участка отказано обоснованно, т.к. земельный участок, на который претендуют истцы, накладывается на земли общего пользования - грунтовую дорогу.
Выслушав в судебном заседании представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, изучив письменный отзыв Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования ФИО3, ФИО2 по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.5 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность. Согласно ч.7 указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.
Согласно п. «з» ч.3 ст.9 Закона Самарской области №94-ГД от 11.03.2005 «О земле» земельные участки, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек, семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в КУМС м.р.Красноярский с заявлением о предварительном согласовании предоставления им в собственность земельного участка, расположенного: <адрес>, площадью 1000 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Административный ответчик отказал истцам в удовлетворении данного заявления, сославшись на основание, предусмотренное п.12 ст.85 ЗК РФ и п.3 ст.10.10 Закона Самарской области от 11.03.2005 №94-ГД «О земле», в связи с тем, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным органов государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями ЗК РФ при подготовке и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно сведениям администрации с.п.Красный Яр, полученных в порядке межведомственного взаимодействия, формирование испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, т.к. данный земельный участок накладывается на земли общего пользования. В связи с чем согласовать его не представляется возможным. Схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Вместе с тем, изложенные в распоряжении КУМС от ДД.ММ.ГГГГ №-з обстоятельства, послужившие основанием к отказу в предоставления земельного участка, проверялись судом, однако не нашли своего подтверждения в материалах дела. При этом суд исходит из следующего.
В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений.
Согласно ч.ч.9, 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания того обстоятельства, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).
В силу п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст.62, 226 КАС РФ административным ответчиком в материалы дела не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих данное обстоятельство.
В обжалуемом распоряжении не содержится конкретных сведений о земельных участках общего пользования, на которые накладывается спорный земельный участок. В возражениях на исковое заявление ответчик не приводит доводов, подтверждающих наличие основания, предусмотренного п.12 ст.85 ЗК РФ и ссылается на информацию, полученную из Администрации сельского поселения Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области о том, что испрашиваемый истцами земельный участок накладывается на земли общего пользования - грунтовую дорогу. Иные сведения о наличии данных земель общего пользования, их границах, расположении, ответчиком не представлено.
Согласно ответа администрации сельского поселения Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, представленного ответчиком, формирование испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, так как испрашиваемый земельный участок накладывается на земли общего пользования.
Между тем, ни в карте градостроительного зонирования с.п.Красный Яр, ни в инвентаризации земель с.Белозерки испрашиваемый земельный участок как земли общего пользования не обозначен.
Таким образом, ответчиком не представлено суду достоверных сведений о том, что земельный участок, на который претендует истец, накладывается на земли общего пользования.
Следовательно, отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу по указанному выше основанию не основан на законе.
Учитывая изложенное, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные ФИО3, ФИО2 исковые требования о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
В целях устранения нарушения прав истца суд обязывает Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области возобновить рассмотрение заявления ФИО3, ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176 -180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3, ФИО2 к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з - удовлетворить.
Признать Распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным.
Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области возобновить рассмотрение заявления ФИО3, ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья И.А.Ключникова