Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
25 июня 2015 года Ленинский районный суд г. Красноярска
в составе: судьи Шестаковой Н.Н.
при секретаре Потаповой А.А.
с участием:
представителя истца Быковой Ю.С. (доверенность от 22.02.2014 г.)
представителей ответчика Денисовой О.Н. (доверенность № 25 от 03.02.2015 г.) и Свистуновой О.Ю. (доверенность № 3 от 09.01.2014 г.)
представителя третьего лица Поляковой Н.В. (доверенность от 30.10.2014 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малькович В.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска о возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, суд
УСТАНОВИЛ:
Истица М обратилась в суд с иском о возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, мотивируя требование тем, что она является матерью военнослужащего М, который проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период прохождения военной службы он получил заболевание – хронический гломерулонефрит, в связи с чем был признан не годным к военной службе с исключением с воинского учета, с момента увольнения с <данные изъяты> признан инвали<адрес> группы. ДД.ММ.ГГГГ М умер, причиной смерти является заболевание - хронический гломерулонефрит. ДД.ММ.ГГГГ истице, как матери М, родителю умершего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, была назначена вторая пенсия по случаю потери кормильца. Однако ДД.ММ.ГГГГ ГУ пенсионного фонда <адрес> прекратило выплату пенсии по случаю потери кормильца, мотивируя это тем, что причиной смерти М послужило заболевание, полученное в период прохождения военной службы и смерть его наступила после увольнения с военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ бюро медико-социальной экспертизы по вопросу установления причины смерти инвалида М установило, что его смерть наступила в результате заболевания, полученного в период военной службы. На основании акта медико-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком с сентября 2013 г. ей (М) повторно назначена пенсия по случаю потери кормильца, однако впоследствии данная выплата была прекращена. Истица просила признать за М (инвали<адрес> группы) – инвалидность вследствие военной травмы. Назначить истцу вторую пенсию по случаю потери кормильца. Обязать УПРФ по <адрес> выплатить М пенсию по случаю потери кормильца за последние три года.
В ходе рассмотрения дела М исковые требования уточнила, просила признать за М (инвали<адрес> группы) инвалидность вследствие военной травмы от ДД.ММ.ГГГГ Возобновить выплаты второй пенсии по случаю потери кормильца с февраля 2003 г., установив её пожизненно.
Истец М в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежаще, доверила представлять интересы Б
Представитель истца Б в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда в <адрес> С исковые требования не признала, указав на то, что истец не имеет права на получение одновременно двух пенсий, поскольку не представлено доказательств того, что смерть М наступила именно вследствие военной травмы, он умер от заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Просила в иске отказать.
Третье лицо - представитель отдела военного комиссариата <адрес> Б оставила разрешение спора нп усмотрение суда.
Выслушав объяснения участвующих лиц, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 8 названного Федерального закона, в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются: родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу пп. 1 и 2 п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы: при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы. Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В соответствие с п. «з» ч 1. ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы, в том числе, в случае нахождения на лечении. Частью 2 ст. 37 того же Закона предусмотрено, что военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи; б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным. Аналогичные положения о категории инвалидов содержатся и в ст. 21 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно п. 32 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 12.03.2010), действовавшего на момент первоначального обращения истицы по вопросу назначения пенсии по случаю потери кормильца, причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждалось заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.
Как следует из материалов дела М, ДД.ММ.ГГГГ рождения является получателем трудовой пенсии по старости пожизненно.
М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся сыном М, умер ДД.ММ.ГГГГ г., на момент его смерти его матери было более 50 лет.
Согласно сведениям, содержащимся в военном билете № на имя М, призывной комиссией при Ленинском военном комиссариате М был признан годным к военной службе по категории «строевой» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву.
Как следует из свидетельства о болезни №1761, ДД.ММ.ГГГГ комиссией <данные изъяты>. Б, М признан негодным к военной службе, в связи с заболеванием – хронический гломерулонефрит, смешанная форма, быстропрогрессирующие течение, с исходом в сморщенную почку, хроническая почечная недостаточность, терминальная стадия программный гемодиаллиз, анемия средней тяжести. Также установлено, что указанное заболевание получено М в период прохождения военной службы.
Согласно выписке из акта освидетельствования во <данные изъяты> ему подтверждалась первая группа инвалидности по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ решением медико-социальной экспертизы в результате повторного освидетельствования М установлена 1 группа инвалидности бессрочно, инвалидность установлена в связи заболеванием, полученным в период военной службы, что подтверждается справкой <данные изъяты>
Управлением пенсионного фонда РФ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ М, была назначена вторая пенсия по случаю потери кормильца, как родителю погибшего военнослужащего. Указанное решение отменено решением комиссии по назначению перерасчету и выплаты пенсии ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ М вновь назначена вторая пенсия по случаю потери кормильца, как родителю погибшего военнослужащего, однако указанное решение также отменено.
Согласно справке № о результатах медико-социальной экспертизы по вопросу установления смерти инвалида, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Бюро медико-социальной экспертизы № ДД.ММ.ГГГГ г., экспертным решением установлено, что причиной смерти инвалида М является заболевание, приведшее его к инвалидности, полученное в период военной службы.
Допрошенная в суде в качестве свидетеля В.И. подтвердила выводы экспертизы, пояснив при этом, что даже при наличии у М заболевания, полученного до его призыва на военную службу, с учетом условий прохождения военной службы, оно могло развиться до такой степени, что это привело к инвалидности. Сомнений в достоверности свидетельства о болезни № в отношении М при проведении медико-социальной экспертизы в 2013 году не имелось. Согласно действующему законодательству в области медико-социальной экспертизы заболевание вследствие военной травмы устанавливается при наличии достоверных сведений о получении в период прохождения военной службы травмы (ранения, контузии), таких сведений в отношении М не имелось. Его смерть наступила в результате приведшего к инвалидности заболевания, полученного в период военной службы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, применяя к спорным правоотношениям приведенные выше нормы пенсионного законодательства, а так же закона "О воинской обязанности и военной службе", суд приходит к выводу о том, что инвалидность сына истицы - М - военнослужащего по призыву, наступившая после увольнения с военной службы, связана с военной травмой, поскольку заболевание получено им при исполнении обязанностей военной службы, смерть наступила вследствие заболевания, которое находится в прямой зависимости от прохождения М военной службы. Доказательств того, что заболевание М получено не при исполнении обязанностей военной службы, а получено при обстоятельствах, указанных в ч.2 ст. 37 Закона "О воинской обязанности и военной службе", ответчиком не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что состоявшимся в 2003 году решением суда по жалобе М на отказ в выплате пенсии по случаю потери кормильца, решение пенсионного органа было признано законным, суд находит несостоятельными, поскольку указанное решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не является преюдицией, т.к. при рассмотрении жалобы М не устанавливались фактические обстоятельства.
Доводы представителя ответчика, о том, что М не имеет право на получение одновременно двух пенсий, суд так же находит несостоятельными, поскольку, все необходимые условия для назначения второй пенсии, предусмотренные законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" соблюдены.
Статьей 53 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что родителям, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, пенсия по случаю потери кормильца устанавливается со дня обращения за пенсией.
При несвоевременном обращении, пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Судом установлено, что истица первично обратилась в пенсионный орган за назначение пенсии по случаю потери кормильца в <данные изъяты>
Анализируя представленные доказательства, суд считает, что истице М оспариваемая пенсия после смерти сына была назначена в <данные изъяты> года нарушает право истицы, выплата пенсии подлежит возобновлению с момента прекращения такой выплаты – с ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая положения ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.20 ч. 2 НК РФ, согласно которым если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме 300 рублей (за требование имущественного характера, не подлежащего оценки, на момент обращения истца с иском).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Малькович В.И. удовлетворить.
Признать наступление у Мальковича А.Н. инвалидности вследствие военной травмы.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска возобновить выплату Малькович В.И.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня провозглашения, с подачей жалобы в Ленинский районный суд г. Красноярска.
Копия верна:
Судья: Н.Н. Шестакова