Дело № 2-691/17
Решение в окончательной форме изготовлено 01 марта 2017 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Гедымы О.М.,
при секретаре Волошиной Б.В.
с участием:
представителя истца Коваль О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска в защиту прав Зайковой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Мурманска, действуя в интересах истца Зайковой Н.В., обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» (далее – ООО «Севжилсервис») о защите прав потребителя.
В обоснование требований указано, что в администрацию города Мурманска обратилась Зайкова Н.В., проживающая по адресу: <адрес>, на бездействие управляющей организации ООО «Севжилсервис». МКУ «Новые формы управления» проведено обследование общего имущества многоквартирного дома, в результате которого установлено ненадлежащее исполнении обязательство по содержанию многоквартирного дома. Просит обязать ответчика в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту кровли в районе квартиры № и лестничной клетки пятого этажа подъезда № 3 дома № по улице *** в городе Мурманске в объемах, исключающих залитие.
Истец Зайкова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась судом надлежащим образом, как простой, так и заказной корреспонденцией, о причинах неявки суде не сообщила.
Представитель администрации города Мурманска и МКУ «Новые формы управления» - Коваль О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика ООО «Севжилсервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений по иску не представил.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством истец свободен в выборе способа защиты своих прав.
Статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Учитывая, что администрация города Мурманска обратилась в суд с иском в интересах потребителя Зайковой Н.В., суд приходит к выводу, что заявление подано администрацией города Мурманска в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (статья 39 ЖК РФ).
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в частности, принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя среди прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», он регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при … оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, … а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу статьи 4 Закона, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил).
В соответствии с п.п. «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, управление многоквартирным домом № по улице *** в городе Мурманске на основании договора управления от 11 июля 2014 года, зарегистрированного в реестре за №, осуществляет ООО «Севжилсервис» (ИНН 5190000855), срок действия договора - 5 лет (л.д. 16-28).
Учитывая, что между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание за плату собственникам жилых помещений услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, данный договор не расторгнут, недействительным не признан, заявлений о прекращении его действия не представлено, суд приходит к выводу, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Из материалов дела видно, что Зайкова Н.В., являющаяся собственником квартиры № дома № по улице *** в городе Мурманске, направила в администрацию г. Мурманска заявление с просьбой обратиться в суд с иском к ООО «Севжилсервис» о понуждении к выполнению текущего ремонта кровли в районе квартиры № и лестничной клетки пятого этажа подъезда № 3 в объемах, исключающих залитие (л.д. 29).
МКУ «Новые формы управления» (далее МКУ «НФУ»), представляя интересы администрации города Мурманска, организовало комиссионное обследование общего имущества многоквартирного дома № по улице *** в городе Мурманске.
Согласно акту № 19/28 от 25 января 2017 года, составленному комиссией в составе инспектора ОТН МКУ «НФУ, представителя ООО «Севжилсервис», при обследовании технического состояния общего имущества многоквартирного дома № по улице *** в городе Мурманске и квартиры № по указанному адресу установлено: при обследовании квартиры № (расположена на верхнем пятом этаже, двухкомнатная) – наличие сухих следов залития на отделочном слое потолка и стен в помещениях комнат, кухни и ванной; при обследовании лестничной клетки подъезда № 3 – наличие следов залития на отделочном слое стеновых и потолочной панели; техническое состояние кровельного покрытия не обследовано в связи с наличием снежного покрова.
По результатам обследования управляющей компании ООО «Севжилсервис» (ИНН 5190000855) необходимо организовать работы по текущему ремонту кровли в районе квартиры № и лестничной клетки пятого этажа подъезда № 3 дома № по улице *** в городе Мурманске в объемах, исключающих залитие (л.д. 32).
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела представитель ООО «Севжилсервис» участвовал при проведении комиссионного обследования.Определением о подготовке дела к судебному разбирательству ответчику предлагалось в случае возражений относительно требований истца представить акт комиссионного обследования кровли многоквартирного дома № по улице *** в городе Мурманске. Копия данного определения направлялась ответчику простой корреспонденцией, сведений о том, что оно ООО «Севжилсервис» не получено у суда не имеется. Между тем собственный акт ответчиком не представлен.
Поскольку представленный истцом акт не оспорен, недействительным не признан, суд принимает его в качестве надлежащего доказательства по делу для определения перечня работ, необходимых для приведения общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 2) крыши и помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы относятся к общему имуществу дома, и находятся в зоне ответственности управляющей компании, обслуживающей жилой дом.
Пункт 2.1 договора управления многоквартирным домом предусматривает, что управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока и в объеме поступающих денежных средств от собственников помещений многоквартирного дома обязуется осуществлять управление многоквартирным домом, включающее в себя: услуги и работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность (л.д. 16).
Из анализа п. 2.2. и приложения № 1 договора, следует, что определенный договором перечень имущества, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, соответствует перечню, приведенному в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
В силу пункта 2.3 договора его цель - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержания общего имущества в многоквартирном доме в объеме поступающих от собственников многоквартирного дома денежных средств, а также предоставление коммунальных услуг собственнику помещений в многоквартирном доме и пользующимися его помещениями в многоквартирном доме лицам.
Пунктом 3.1.2.1 установлено, что управляющая организация обязана оказывать собственнику услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем и периодичностью, указанных в приложении № 2 и № 3 к договору управления в объеме поступающих от собственников помещений дома денежных средств при соблюдении утвержденных настоящим договором условий.
Приложением № 2 к договору определен перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, приложением № 3 - состав и периодичность работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, согласно которым управляющая компания проводит 2 раза в год общий осмотр крыш и фасадов (л.д. 28).
Вместе с тем данные приложения не содержат указание на необходимость выполнения работ по заявленным исковым требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, который включает: проверку кровли на отсутствие протечек, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 7 перечня). Также указанный перечень включает: выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 4 перечня).
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170.
В указанных Правилах и Перечне перечислено то, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор управления с управляющей компанией.
С учетом изложенного, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома, как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли они в договоре и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах невключение в перечень обязательных работ, выполняемых управляющей компанией за установленную плату, размер которой установлен собственниками жилых помещений, работ по текущему ремонту кровли, не является основанием для освобождения управляющей организации от выполнения этих работ.
Согласно Приложению № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда в Перечень работ по текущему ремонту относятся: крыши - усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции; внутренняя отделка – восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования (п.4.6.1.1).Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение 1 суток (п. 4.6.1.10).
При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, в числе прочего, обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов (п. 2.6.2).
Содержание лестничных клеток может включать в себя, помимо прочего, техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования) (п.3.2.1).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках(п. 3.2.2).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (пункт 4.2.1.1).
Кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован) (п. 4.6.1.13).
Неудовлетворительное состояние кровли дома в районе квартиры истца подтверждено материалами дела, доказательств выполнения работ по устранению неисправностей кровли в ходе рассмотрения дела суду сторонами не представлено, а судом не добыто.
При таких обстоятельствах, исковые требования о возложении на ООО «Севжилсервис» обязанности по организации и выполнению работ по текущему ремонту кровли, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание климатические условия, в которых проживает истица, наступление зимнего периода, тогда как жилое помещение истца подвергается систематическому залитию в течение длительного периода времени, суд устанавливает срок исполнения решения суда в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу, полагая, что установленный срок является разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Мурманска в защиту прав Зайковой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» о защите прав потребителя – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» (ИНН 5190000855) в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту кровли в районе квартиры № и лестничной клетки пятого этажа подъезда № 3 дома № по улице *** в городе Мурманске в объемах, исключающих залитие.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» (ИНН 5190000460) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме 300 рублей.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.М. Гедыма