Дело № 2-5383/2021 Строка 2.169
УИД 36RS0004-01-2021-006670-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Е.И.Калининой
при секретаре А.А.Тимиревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кондренко Владимира Анатольевича к Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская, 35» о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Кондренко В.А. обратился в суд с иском к Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации морального вреда и штрафа. В обоснование заявленных требований истец указывает, что он обратился с письменным обращением в Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» 27.02.2021 г. о предоставлении полной и объективной информации – сведения о заключении договоров между собственниками и (или) арендаторами нежилых помещений и товариществом собственников недвижимости «ТСЖ Плехановская 35» на содержание общедомового имущества ( строка в платежном документе «Плата за жилое помещение») и плате за жилое помещение, включая содержание общедомового имущества (ХВС, ЭЭ, отведение сточных вод), взносы в резервный фонд и оплате собственниками и арендаторами нежилых помещений многоквартирного <адрес> за содержание общедомового имущества в многоквартирном <адрес> за период с 01.12.2019 г. по 28.02.2021 г. включительно, содержащей информацию на основании реестра собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного <адрес>, заверенного печатью и подписью председателя правления ТСН «ТСЖ Плехановская,35» от 25.02.2020 г. ( с учетом изменений на 01.03.2021 г.) в табличной форме со следующими данными: 1. Номер по порядку 2.Наименование и ОГРН юридического или физического лица и нежилого помещения (магазин, ателье, аптека, салон и др.) 3. Наименование реквизиты документа, подтверждающего право собственности на нежилое помещение. 4.Регистрационный номер и дата договора на содержание общедомового имущества (строка в платежном документе «Плата за жилое помещение») в многоквартирном <адрес> между собственниками и (или) арендаторами нежилых помещений и ТСН « ТСЖ Плехановская, 35». 6.сумма платы собственника и (или) арендатора на содержание общедомового имущества в многоквартирном <адрес>, поступившей на расчетный счет ТСН «ТСЖ Плехановская,35», раздельно за декабрь 2019 г., 12 месяцев 2020 г., январь 2021 г.
Как указывает истец, ответчиком нарушены требования п.36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. №416, в срок не более 10 рабочих ней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).
01.02.2021 г. истец направил в адрес ответчика обращение посредством почтового отправления заказным письмом.
Ответчик указанные в заявлении требования истца не исполнил и официального письменного ответа на запрос от 27.02.2021 г. представил 17.05.2021 г., чем нарушил право истца как потребителя на получение информации о предоставляемых исполнителем в установленный срок.
В результате пережитых истцом нравственных страданий, у него развилась дисциркулярная энцефалопатия II степени с вестибулоатактическими нарушениями на фоне гипертонической болезни II, сахарный диабет II стадии, стенокардия ФК II, кардиосклероз диффузный атеросклеротический, риск ССО 4, церебральный атеросклероз, ремиссии с резким обострение остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника по поводу которых истцу приходилось обращаться в медицинские учреждения. Заболевания сопровождались острыми головными болями, резким снижением остроты зрения и утратой аппетита. Таким образом, проявления заболеваний привели к физическим и нравственным страданиям.
На основании изложенного, считая свои права нарушенными, Кондренко В.А. обратился в суд с настоящим иском и просит признать незаконными бездействия Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35», выразившиеся в не направлении ответа на обращение от 27.02.2021 г. (вх. без регистрационного номера от 27.02.2021г.; взыскать с Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» в свою пользу компенсацию морального вреда размере 2 000 руб., штрафа.
Истец Кондренко В.А., его представитель по устному ходатайству ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить их.
Представитель ответчика председатель Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кондренко В.А. принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.2000 г. (л.д.11)
В качестве способа управления многоквартирным домом по указанному адресу избрано ТСН «ТСЖ Плехановская 35».
27.02.2021 г. Кондренко В.А. обратился в Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» с обращением о предоставлении полной и объективной информации – сведений о заключении договоров между собственниками и (или) арендаторами нежилых помещений и товариществом собственников недвижимости «ТСЖ Плехановская 35» на содержание общедомового имущества ( строка в платежном документе «Плата за жилое помещение») и плате за жилое помещение, включая содержание общедомового имущества (ХВС, ЭЭ, отведение сточных вод), взносы в резервный фонд и оплате собственниками и арендаторами нежилых помещений многоквартирного <адрес> за содержание общедомового имущества в многоквартирном <адрес> за период с 01.12.2019 г. по 28.02.2021 г. включительно, содержащей информацию на основании реестра собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного <адрес>, заверенного печатью и подписью председателя правления ТСН «ТСЖ Плехановская,35» от 25.02.2020 г. ( с учетом изменений на 01.03.2021 г.) в табличной форме со следующими данными: 1. Номер по порядку 2.Наименование и ОГРН юридического или физического лица и нежилого помещения (магазин, ателье, аптека, салон и др.) 3. Наименование реквизиты документа, подтверждающего право собственности на нежилое помещение. 4.Регистрационный номер и дата договора на содержание общедомового имущества (строка в платежном документе «Плата за жилое помещение») в многоквартирном <адрес> между собственниками и (или) арендаторами нежилых помещений и ТСН « ТСЖ Плехановская, 35». 6.сумма платы собственника и (или) арендатора на содержание общедомового имущества в многоквартирном <адрес>, поступившей на расчетный счет ТСН «ТСЖ Плехановская,35», раздельно за декабрь 2019 г., 12 месяцев 2020 г., январь 2021 г.
Указанное обращение получено ответчиком 27.02.2021 г.
Однако, ответ на указанное обращение был предоставлен ответчиком только 17.05.2021 г. (л.д.24)
В соответствии со ст.2 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании п.4 ч.1 ст.10 №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Согласно ч.10.1 ст.161 ЖК РФ, которая применяется в соответствии с п. 5 Федерального закона от 21.07.2014 №263-ФЗ на территории Воронежской области с 01.07.2017, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждена Приказом Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
П. п. "ж" п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290 предусмотрено предоставление потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информации, связанной с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
Согласно п. п. "з" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе: раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731.
К спорным правоотношениям подлежит применению стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731, в редакции от 27.03.2018.
Перечень сведений, которые должны быть раскрыты управляющей компанией, содержится в пунктах 3, 8 - 11, 13, 14 Стандарта.
В силу п.2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В пункте 3 Стандарта перечислены виды информации, которую обязаны раскрывать управляющая организация, товарищество и кооператив:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Пунктом 5 Стандарта предусмотрено, что управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (пп. «а»).
В пункте 6 Стандарта установлено, что информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Постановлением Правительства от 27.03.2018 №331 в Стандарт раскрытия информации №731 внесены изменения, согласно которым признаны утратившими силу: подпункты "б" - "г" пункта 5, подпункты "б" и "в" пункта 5(1), пункты 7, 15, подпункты "б" и "в" пункта 16, пункты 17 - 23 стандарта, а Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, дополнены разделом VIII «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом».
Согласно п.34 названного Порядка управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информацию в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (п.35).
Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36).
Таким образом, порядок, способы и сроки предоставления управляющей компанией информации определены исключительно Стандартом раскрытия информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731, в связи с чем, истец, как собственник жилого помещения, имеет право на получение информации о деятельности управляющей компании в определенном объеме, установленном законодателем.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» по ненаправлению в установленный срок ответа на обращение Кондренко В.А. от 27.02.2021 г.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В силу части 1 статьи 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты>, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в том числе, в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как усматривается из "Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 февраля 2012 г.), если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. При решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Оценивая приведенные доказательства в их совокупности, учитывая достоверно установленный в ходе рассмотрения дела факт нарушения прав истца как потребителя, выразившийся в не предоставлении в установленный срок истцу информации, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 руб. с учетом характера нарушенных прав, исходя из требований разумности, справедливости и применительно к конкретным обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Из пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Учитывая принятое по существу спора решение, а также то, что товарищество собственников недвижимости ТСЖ "Плехановская-35" не удовлетворило требование Кондренко В.А. в установленный срок, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца штрафа в размере 150 руб.
Государственная пошлина на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивается в бюджет с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондренко Владимира Анатольевича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская, 35» по ненаправлению в установленный срок ответа на обращение Кондренко Владимира Анатольевича от 27.02.2021 г.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская, 35» в пользу Кондренко Владимира Анатольевича компенсацию морального вреда в размере 300руб., штраф в размере 150руб.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская, 35» госпошлину в доход бюджета 300руб.
В удовлетворении остальных исковых требований Кондренко Владимира Анатольевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И.Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 29.11.2021г.
Дело № 2-5383/2021 Строка 2.169
УИД 36RS0004-01-2021-006670-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Е.И.Калининой
при секретаре А.А.Тимиревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кондренко Владимира Анатольевича к Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская, 35» о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Кондренко В.А. обратился в суд с иском к Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации морального вреда и штрафа. В обоснование заявленных требований истец указывает, что он обратился с письменным обращением в Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» 27.02.2021 г. о предоставлении полной и объективной информации – сведения о заключении договоров между собственниками и (или) арендаторами нежилых помещений и товариществом собственников недвижимости «ТСЖ Плехановская 35» на содержание общедомового имущества ( строка в платежном документе «Плата за жилое помещение») и плате за жилое помещение, включая содержание общедомового имущества (ХВС, ЭЭ, отведение сточных вод), взносы в резервный фонд и оплате собственниками и арендаторами нежилых помещений многоквартирного <адрес> за содержание общедомового имущества в многоквартирном <адрес> за период с 01.12.2019 г. по 28.02.2021 г. включительно, содержащей информацию на основании реестра собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного <адрес>, заверенного печатью и подписью председателя правления ТСН «ТСЖ Плехановская,35» от 25.02.2020 г. ( с учетом изменений на 01.03.2021 г.) в табличной форме со следующими данными: 1. Номер по порядку 2.Наименование и ОГРН юридического или физического лица и нежилого помещения (магазин, ателье, аптека, салон и др.) 3. Наименование реквизиты документа, подтверждающего право собственности на нежилое помещение. 4.Регистрационный номер и дата договора на содержание общедомового имущества (строка в платежном документе «Плата за жилое помещение») в многоквартирном <адрес> между собственниками и (или) арендаторами нежилых помещений и ТСН « ТСЖ Плехановская, 35». 6.сумма платы собственника и (или) арендатора на содержание общедомового имущества в многоквартирном <адрес>, поступившей на расчетный счет ТСН «ТСЖ Плехановская,35», раздельно за декабрь 2019 г., 12 месяцев 2020 г., январь 2021 г.
Как указывает истец, ответчиком нарушены требования п.36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. №416, в срок не более 10 рабочих ней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).
01.02.2021 г. истец направил в адрес ответчика обращение посредством почтового отправления заказным письмом.
Ответчик указанные в заявлении требования истца не исполнил и официального письменного ответа на запрос от 27.02.2021 г. представил 17.05.2021 г., чем нарушил право истца как потребителя на получение информации о предоставляемых исполнителем в установленный срок.
В результате пережитых истцом нравственных страданий, у него развилась дисциркулярная энцефалопатия II степени с вестибулоатактическими нарушениями на фоне гипертонической болезни II, сахарный диабет II стадии, стенокардия ФК II, кардиосклероз диффузный атеросклеротический, риск ССО 4, церебральный атеросклероз, ремиссии с резким обострение остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника по поводу которых истцу приходилось обращаться в медицинские учреждения. Заболевания сопровождались острыми головными болями, резким снижением остроты зрения и утратой аппетита. Таким образом, проявления заболеваний привели к физическим и нравственным страданиям.
На основании изложенного, считая свои права нарушенными, Кондренко В.А. обратился в суд с настоящим иском и просит признать незаконными бездействия Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35», выразившиеся в не направлении ответа на обращение от 27.02.2021 г. (вх. без регистрационного номера от 27.02.2021г.; взыскать с Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» в свою пользу компенсацию морального вреда размере 2 000 руб., штрафа.
Истец Кондренко В.А., его представитель по устному ходатайству ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить их.
Представитель ответчика председатель Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кондренко В.А. принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.2000 г. (л.д.11)
В качестве способа управления многоквартирным домом по указанному адресу избрано ТСН «ТСЖ Плехановская 35».
27.02.2021 г. Кондренко В.А. обратился в Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» с обращением о предоставлении полной и объективной информации – сведений о заключении договоров между собственниками и (или) арендаторами нежилых помещений и товариществом собственников недвижимости «ТСЖ Плехановская 35» на содержание общедомового имущества ( строка в платежном документе «Плата за жилое помещение») и плате за жилое помещение, включая содержание общедомового имущества (ХВС, ЭЭ, отведение сточных вод), взносы в резервный фонд и оплате собственниками и арендаторами нежилых помещений многоквартирного <адрес> за содержание общедомового имущества в многоквартирном <адрес> за период с 01.12.2019 г. по 28.02.2021 г. включительно, содержащей информацию на основании реестра собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного <адрес>, заверенного печатью и подписью председателя правления ТСН «ТСЖ Плехановская,35» от 25.02.2020 г. ( с учетом изменений на 01.03.2021 г.) в табличной форме со следующими данными: 1. Номер по порядку 2.Наименование и ОГРН юридического или физического лица и нежилого помещения (магазин, ателье, аптека, салон и др.) 3. Наименование реквизиты документа, подтверждающего право собственности на нежилое помещение. 4.Регистрационный номер и дата договора на содержание общедомового имущества (строка в платежном документе «Плата за жилое помещение») в многоквартирном <адрес> между собственниками и (или) арендаторами нежилых помещений и ТСН « ТСЖ Плехановская, 35». 6.сумма платы собственника и (или) арендатора на содержание общедомового имущества в многоквартирном <адрес>, поступившей на расчетный счет ТСН «ТСЖ Плехановская,35», раздельно за декабрь 2019 г., 12 месяцев 2020 г., январь 2021 г.
Указанное обращение получено ответчиком 27.02.2021 г.
Однако, ответ на указанное обращение был предоставлен ответчиком только 17.05.2021 г. (л.д.24)
В соответствии со ст.2 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании п.4 ч.1 ст.10 №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Согласно ч.10.1 ст.161 ЖК РФ, которая применяется в соответствии с п. 5 Федерального закона от 21.07.2014 №263-ФЗ на территории Воронежской области с 01.07.2017, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждена Приказом Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
П. п. "ж" п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290 предусмотрено предоставление потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информации, связанной с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
Согласно п. п. "з" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе: раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731.
К спорным правоотношениям подлежит применению стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731, в редакции от 27.03.2018.
Перечень сведений, которые должны быть раскрыты управляющей компанией, содержится в пунктах 3, 8 - 11, 13, 14 Стандарта.
В силу п.2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В пункте 3 Стандарта перечислены виды информации, которую обязаны раскрывать управляющая организация, товарищество и кооператив:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Пунктом 5 Стандарта предусмотрено, что управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (пп. «а»).
В пункте 6 Стандарта установлено, что информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Постановлением Правительства от 27.03.2018 №331 в Стандарт раскрытия информации №731 внесены изменения, согласно которым признаны утратившими силу: подпункты "б" - "г" пункта 5, подпункты "б" и "в" пункта 5(1), пункты 7, 15, подпункты "б" и "в" пункта 16, пункты 17 - 23 стандарта, а Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, дополнены разделом VIII «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом».
Согласно п.34 названного Порядка управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информацию в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (п.35).
Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36).
Таким образом, порядок, способы и сроки предоставления управляющей компанией информации определены исключительно Стандартом раскрытия информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731, в связи с чем, истец, как собственник жилого помещения, имеет право на получение информации о деятельности управляющей компании в определенном объеме, установленном законодателем.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская 35» по ненаправлению в установленный срок ответа на обращение Кондренко В.А. от 27.02.2021 г.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В силу части 1 статьи 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты>, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в том числе, в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как усматривается из "Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 февраля 2012 г.), если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. При решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Оценивая приведенные доказательства в их совокупности, учитывая достоверно установленный в ходе рассмотрения дела факт нарушения прав истца как потребителя, выразившийся в не предоставлении в установленный срок истцу информации, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 руб. с учетом характера нарушенных прав, исходя из требований разумности, справедливости и применительно к конкретным обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Из пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Учитывая принятое по существу спора решение, а также то, что товарищество собственников недвижимости ТСЖ "Плехановская-35" не удовлетворило требование Кондренко В.А. в установленный срок, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца штрафа в размере 150 руб.
Государственная пошлина на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивается в бюджет с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондренко Владимира Анатольевича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская, 35» по ненаправлению в установленный срок ответа на обращение Кондренко Владимира Анатольевича от 27.02.2021 г.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская, 35» в пользу Кондренко Владимира Анатольевича компенсацию морального вреда в размере 300руб., штраф в размере 150руб.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Плехановская, 35» госпошлину в доход бюджета 300руб.
В удовлетворении остальных исковых требований Кондренко Владимира Анатольевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И.Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 29.11.2021г.