Мотивированное решение от 01.06.2020 по делу № 3а-1993/2020 от 12.12.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

адрес                                                                                                              25 мая 2020 года                                                                                              

 

Московский городской суд в составе:

председательствующего судьи Павлова А.В.,

при секретаре Ромашове Е.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело  3а-1993/2020 по административному исковому заявлению ООО «ЭНКА ТЦ» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.

 

Руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд 

 

РЕШИЛ:

 

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества общей площадью 14 427 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002016:81, расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости, равной сумма и определенной по состоянию на 01 января 2018 года.

Датой обращения ООО «ЭНКА ТЦ» в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 09 декабря 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский  городской суд.

 

 

Судья 

Московского городского суда                                                                                   А.В. Павлов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

адрес                                                                                                              25 мая 2020 года                                                                                              

 

Московский городской суд в составе:

председательствующего судьи Павлова А.В.,

при секретаре Ромашове Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  3а-1993/2020 по административному исковому заявлению ООО «ЭНКА ТЦ» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «ЭНКА ТЦ» обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества 

общей площадью 14 427 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002016:81, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере сумма

Требования мотивированы тем, что административный истец, являясь собственником указанного имущества, не согласен с его кадастровой стоимостью, считает её завышенной и  несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций.

В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке 
 102/19 от 19.11.2019 года, подготовленный оценщиком ООО «Экспертно-правовой центр».

В ходе рассмотрения дела административный истец ООО «ЭНКА ТЦ» подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит  установить  кадастровую стоимость:

- объекта недвижимости общей площадью 14 427 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002016:81, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере сумма

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Департамента городского имущества адрес, представляющий также интересы Правительства адрес, в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, направил в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с не ознакомлением с заключением эксперта.

Рассмотрев данное ходатайство, суд находит его подлежащим оставлению без удовлетворения, поскольку заключение эксперта было заблаговременно направлено в адрес Департамента 29 апреля 2020 года с уведомлением о дате и времени назначения судебного заседания.

Представитель Управления Росреестра по адрес в судебное заседание также не явился, о дате и времени его проведения уведомлен надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами   доказательства,  суд приходит к следующим  выводам.

Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости  законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является арендатором спорного объекта недвижимости, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец  является плательщиком налога  на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом  2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении спорных нежилых зданий определяется как их  кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода.

По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в адрес, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29 ноября 2018 года  40557, в отношении спорных объектов недвижимости определена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2018 года.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец предоставил отчет об оценке  102/19 от 19.11.2019 года, подготовленный оценщиком ООО «Экспертно-правовой центр».

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца   и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 17 декабря 2019 года назначена оценочная судебная экспертиза.

По заключению оценочной судебной экспертизы  10.02.2020/3а-6577/2019 от 
10 февраля 2020 года, проведенной экспертом АНО «Судебная экспертиза недвижимости и бизнеса»:

- отчет об оценке  102/19 от 19.11.2019 года, подготовленный оценщиком ООО «Экспертно-правовой центр», не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;

 - рыночная стоимость объекта недвижимости общей площадью 14 427 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002016:81, расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 01 января 2018 года составляет сумма

Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной  экспертизы, считает их объективными и достоверными, вследствие чего подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит  установить кадастровую стоимость спорного имущества в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика в отношении выводов оценочной  судебной экспертизы возражений не высказал, письменные замечания на заключение оценочной судебной экспертизы не представил, ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы не заявил.

Суд в соответствии с положениями  статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы  10.02.2020/3а-6577/2019 от 10 февраля 2020 года, проведенной экспертом АНО «Судебная экспертиза недвижимости и бизнеса», соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г.  73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального  стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО 1)», Федерального  стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО  2)», Федерального  стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО  3)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО  7)», утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г.  297, 298, 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года  611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта  относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых  нежилых  зданий основано экспертом  на  исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием  сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г.  73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО 3)», утвержденного приказом  Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г.  299, предусматривают, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

В заключении экспертом проанализированы объект исследования и объекты-аналоги относительно их количественных и качественных характеристик. Принятые экспертом объекты-аналоги по данным характеристикам сопоставимы с объектом исследования. Полученная величина рыночной стоимости объекта исследования в рамках соответствующих подходов соответствует сложившимся условиям рынка коммерческой недвижимости в адрес на дату оценки. Информация в отношении объектов-аналогов указана в экспертом заключении, в подтверждении информации приложены скриншоты предложений.

Доводы стороны ответчика о том, что в заключении отсутствует анализ рынка земельных участков коммерческого назначения и отсутствует анализ фактических данных о ценах сделок и предложений из сегмента рынка объекта исследования, судом отклоняются, как не соответствующие действительности.

Анализ рынка земельных участков присутствует в заключении эксперта на стр. 34-37 в п. 8.5 «Анализ рынка земельных участков коммерческого назначения адрес по итогам 2017 года».  Обоснование отказа от применения сравнительного подхода приведено экспертом в заключении на стр. 53-54.

Предложенные ответчиком в качестве объектов-аналогов объекты  1 и 2 в принципе не могут быть использованы в качестве таковых.

адрес в объявлении  1 является застроенным. А датой создания объявления  2 является 24.04.2020 года, тогда как датой экспертной оценки является 01.01.2018 года. адрес в объявлении  3 также является застроенным. Датой создания объявления указано март 2020 года. По аналогичным причинам не может быть использован в качестве объекта-аналога и объект в объявлении  4.

Доводы ответчика о том, что при определении потенциального валового дохода эксперт не учитывает вспомогательные помещения, также несостоятельны.

На стр. 29 «Справочник оценщика недвижимости  2017. Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов» под редакцией Лейфера Л.А. указывается использование арендопригодной площади. Так как объект исследования представляет собой торговый центр с большими площадями, в подобного рода торговых центрах в аренду предлагаются именно встроенные помещения, что наиболее точно отражает рынок аренды в рассматриваемом районе в целом и принципы доходного подхода, поскольку в аренду как правило сдаются именно внутренние помещения здания, блоки, части зданий, а не здания целиком. Поэтому учитывается, что сдать в аренду отдельно лифтовой холл, лестничную клетку или коридор невозможно. А поскольку в рамках заключения в качестве объектов-аналогов используются встроенные помещения, расположенные в пределах одного этажа, предполагается, что они представляют собой только полезные площади здания.

Ссылаясь на стр. 52 Методических рекомендаций по проведению стоимостных и преобразовательных исследований при производстве судебных строительно-технических экспертиз, ответчик ошибочно трактует фразу о 100/% использовании объекта недвижимости и намеренно приводит неполный скриншот страницы Методических рекомендаций. В расчете потенциального валового дохода используется показатель площади, сдаваемой в аренду. Под 100% использованием понимается сдача в аренду всех помещений, предназначенных для этих целей, без учета коэффициента недозагрузки.

Таким образом, все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертиза назначалась непосредственно судом; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

На основании изложенного, оценивая приведенные выводы оценочной судебной экспертизы,  всесторонне, в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключение оценочной судебной экспертизы,  поскольку выводы  эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и  расчеты величины рыночной стоимости объектов оценки. Экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального  стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО  3)», утвержденного приказом  Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года  299, и статьи 8  Федерального закона от 31 мая 2001 г.  73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден  в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;  оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.

Полномочия и квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности, дипломом о высшем образовании, дипломом о прохождении профессиональной переподготовки в Международной академии оценки и консалтинга, квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности 
 011225-1 от 24 апреля 2018 года по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», свидетельством о членстве в СРОО «Российское общество оценщиков» и др.

На основании изложенного суд считает возможным принять заключение  оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке  102/19 от 19.11.2019 года, подготовленный оценщиком ООО «Экспертно-правовой центр», требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной  оценочной судебной экспертизы.

При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению  требования административного истца об установлении  кадастровой  стоимости спорного объекта недвижимости, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года, определенном в оценочной судебной экспертизе.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 03 июля 2016 года  237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является 
09 декабря 2019 года.

 

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд 

 

РЕШИЛ:

 

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества общей площадью 14 427 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002016:81, расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости, равной сумма и определенной по состоянию на 01 января 2018 года.

Датой обращения ООО «ЭНКА ТЦ» в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 09 декабря 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский  городской суд.

 

 

░░░░ 

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░                                                                                   .. ░░░░░░

 

 

 

 

3а-1993/2020

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 25.05.2020
Истцы
ООО "ЭНКА ТЦ"
Ответчики
Департамент городского иимущества г.Москвы
Суд
Московский городской суд
Судья
Павлов А.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее