№2-1057/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благодарный 07 декабря 2015 года
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Ивановой Н.А., с участием: прокурора в лице помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Донцовой К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1057/2015 по исковому заявлению прокурора Благодарненского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александрийского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Благодарненского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Александрийского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края, в обоснование которого указано следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения населенных пунктов объектами уличного освещения и их содержания.
В ходе проверки установлено, что требования отдельных норм законодательства выполняются администрацией села Александрия Благодарненского района ненадлежащим образом.
В соответствии с ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ № 35-Ф3) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют противодействие терроризму.
Частью 4 статьи 3 ФЗ № 35-Ф3 установлено, что одной из мер, осуществляемых органами местного самоуправления в целях противодействия терроризму, является предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
На основании ст. 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано, что элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Приказом Министерства Регионального развития РФ от 27.12.2010 № 783 утвержден свод правил «СНиП 23-05-95» (далее - свод правил) «Естественное и искусственное освещение». В соответствии с пунктом 7.44 свода правил, в ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения улиц, дорог и площадей при нормируемой средней освещенности 4 лк, или средней яркости 0,4 кд/м2 и более путем включения не более половины светильников, исключая при этом выключения двух подряд расположенных, или с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления до уровня не ниже 50 % номинального без отключения светильников.
Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения: на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины; на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины.
На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостикахавтостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебной хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное пли полное отключение освещения в ночное время не допускается.
Аналогичные требования изложены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.
В ч. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляется на финансирование обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Так же в ходе проверки установлено, что в нарушение перечисленных требований действующего законодательства, администрацией села Александрия уличное освещение организовано ненадлежащим образом.
Предоставленной информацией ОГИБДД Отдела МВД России по Благодарненскому району указано, что на <адрес>, <адрес> освещение отсутствовало ДД.ММ.ГГГГ полностью в ночное время <данные изъяты>.
Отсутствие освещения указанных улиц в <адрес> нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, а также в ряде случаев может способствовать совершению преступлений, дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями (наезды на пешеходов, опрокидывание транспортных средств, повреждение элементов дорожной инфраструктуры, причинения иного ущерба), влечет угрозу совершения террористических актов и других проявлений терроризма.
Указанное стало возможным, в связи с ненадлежащим отношением к своим должностным обязанностям лиц, ответственных за обеспечение населенного пункта объектами уличного освещения и их содержание.
Помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Донцова К.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд: обязать администрацию Александрийского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края в течение 1 месяца с момента вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу обеспечить включение наружных осветительных установок, расположенных на территории <адрес> в вечерние сумерки, а отключение в утренние сумерки.
Представитель ответчика – администрации Александрийского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края Мищенко В.Н., будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения участвующих лиц, рассмотрев доводы сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокуратурой Благодарненского района совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Благодарненскому району проведена проверка по факту отсутствия уличного освещения в <адрес>
Согласно акту выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ, на участке <адрес> в ночное время суток в <данные изъяты> не работало наружное уличное освещение.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано, что элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Пунктом 8.8.1 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц.
Таким образом, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п. 4.6.1.); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3); допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п. 4.6.4).
Наличие на момент проверки прокуратурой Благодарненского района Ставропольского края нарушений вышеприведенных требований ГОСТ Р 50597-93 подтверждается материалами дела и не оспаривается стороной ответчика.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александрийского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края удовлетворить.
Обязать администрацию Александрийского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края в течение 1 месяца с момента вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу обеспечить включение наружных осветительных установок, расположенных на территории <адрес> в вечерние сумерки, а отключение в утренние сумерки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.А. Зинец