Мотивированное решение 25.12.2020
№ 2-1-537/2020
№1-109/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2020 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М., при секретаре Сергеевой Л.А.
с участием
представителя истца Афлитунова В.Р.
представителя ответчика – УПФР в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное), Цивилевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усмановой З. Г. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) о признании права на установление страховой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Усманова З.Г. действуя через своего представителя Афлитунова В.Р. в обратилась в суд с иском, в котором просила признать решение УПФР в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) №1-109/2014 от 20 февраля 2020 года об отказе в назначении пенсии незаконным, включить период работы с 15.10.1990 по 15.12.1998 в стаж, в стаж дающий право на назначении страховой пенсии по старости, обязать УПФР в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) назначить Усмановой З.Г. страховую пенсию по старости с первоначальной даты обращения за ее назначением 31.01.2019.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что в связи с достижением возраста на досрочную пенсию 30.01.2019 (через своего представителя) обратилась в УПФР в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 32 ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». При этом представителю было устно разъяснено, что заявление следует подать через 6 месяцев после достижения возраста 50 лет. 11.11.2019 года повторно (лично) обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. Решением УПФР в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) №1-109/2014 от 20.02.2020в назначении страховой пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа работы. Отказ был обоснован тем, что продолжительность страхового стажа составляет 14 лет 02 месяца 18 дней – менее требуемых 15 лет, а период с 15.10.1990по 15.12.1998 продолжительностью 08 лет 02 месяца 08 дней в страховой стаж не может быть включен из-за отсутствия документов в архивах. Считает, отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку все условия для назначения ей досрочной пенсии по старости ею выполнены: Достигла возраста 50 лет, воспитала 10 детей до возраста 8 лет, имеет страховой стаж более 15 лет и необходимый ИПК более 16,2 и все это подтверждено документально.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке. При этом направила своего представителя.
Представитель истца заявленные исковые требования поддержал, обосновав доводами изложенными в исковом заявлении. Дополнительно суду показал, что спорный стаж истца подтвержден записью в трудовой книжке, и отсутствуют основания для сомнения в достоверности данной записи.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала. Суду показала, что на момент обращения – 19.11.2019 страховой стаж истицы составил 14 лет 02 месяца 18 дней, что менее требуемого 15-летнего стажа. Записи в трудовой книжке истицы вызывают сомнения, поскольку согласно записи №1-109/2014 Усманова З.Г. принята 15.10.1990 техничкой в Троицкую мечеть, а запись об увольнении №1-109/2014 внесена другим работодателем, наименование которого указано на печати: Центральное духовное управление мусульман «Троицкий мусульманский приходный совет», при этом, запись о переводе в указанную организацию трудовая книжка не содержит. В связи с чем у УПФР возникли сомнения в самом факте осуществления трудовой деятельности Усмановой З.Г. в период с 15.10.1990 по 15.12.1998, поэтому указанный период и не был включен в страховой стаж. Также указала и на то обстоятельств, что заявление о назначении пенсии поступило от Усмановой З.Г. 19.11.2019 года, поэтому требование о назначении пенсии ранее указанной даты основано на ошибочном толковании норм материального права.
Заслушав, представителя истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве за страхованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж установлен:
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии», ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» которым, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации граждан в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ – документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ – на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для исчисления размера пенсии необходима информация о стаже и среднемесячном заработке.
В соответствии с ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в ней сведений.
Порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии и представленных документов регулируется Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н.
Согласно п. 22 указанных Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, орган осуществляющий пенсионное обеспечение, дает оценку содержащимся в документах сведениям, проверяет обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений, а также их соответствие сведениям содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. При этом под обоснованностью выдачи документов о заработной плате понимается правомерность выдачи названных документов, под достоверностью сведений, содержащихся в документах, понимается точное соответствие содержащихся в них сведений, сведениям содержащимся в документах первичного бухгалтерского учета, которые находятся в распоряжении организации, выдавшей справку.
Проверка документов и сведений, содержащихся в них, в том числе обоснованность выдачи справки, согласно п. 65 Правил № 884н, может осуществляться путем камеральной или выездной проверки и путем направления запросов в соответствующую организацию.
Как следует из материалов дела решением ГУ УПФР в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) от 20.02.2020 года №1-109/2014 Усмановой З.Г. отказано в назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
Из указанного решения следует, что продолжительность страхового стажа Усмановой З.Г. составляет 14 лет 02 месяца 18 дней, что менее требуемых 15 лет.
При этом, не учтены в страховой стаж периоды, указанные со слов заявителя, сведения о которых отсутствуют как в трудовой книжке, так и в документах архивных организаций, а также не учтен в страховой стаж период с 15.10.1990 по 15.12.1998 продолжительностью 08 лет 02 месяца 08 дней, поскольку на основании справки от <дата>, выданной Местной Мусульманской религиозной организацией Махалля-Мечеть №1-109/2014 г. Троицка Челябинской области, документы не сохранились и в архив не сдавались.
Согласно записи №1-109/2014 в трудовой книжке истицы Усманова З.Г. принята 15.10.1990 года техничкой в Троицкую мечеть, при этом наименование работодателя от имени которого сделана данная запись не указана.
Согласно записи №1-109/2014 в трудовой книжке истицы Усманова З.Г. уволена по собственному желанию 15.12.1998 года. Данная запись сделана председателем духовного управления и заверена печатью Центральное духовное управление мусульман «Троицкий мусульманский приходный совет».
При этом записей о переводе Усмановой З.Г., из Троицкой мечети в Центральное духовное управление мусульман «Троицкий мусульманский приходный совет» в представленной трудовой книжке нет, как нет и сведений о преобразовании (реорганизации) одного юридического лица в другое.
Представленная в материалы дела справка №1-109/2014 от 03.12.2019 выданная местной мусульманской религиозной организацией Махалля Мечеть №1-109/2014 и подписанная Имам-хатыб ММРО Махалля-мечети №1-109/2014 г. Троицка Челябинской области ФИО7 в подтверждения периода работы Усмановой З.Г. в Троицкой мечети, не может быть признана надлежащим доказательством, поскольку согласно справки №1-109/2014 от 25.12.2019 выданной местной мусульманской религиозной организацией Махалля Мечеть №1-109/2014 и подписанная Имам-хатыб ФИО7 подтвердить стаж работы Усмановой З.Г. за период работы с 15.10.1990 по 15.12.1998 не представляется возможным, в виду того, что документы за указанный период не сохранились и в архив не передавались.
Кроме того, при проведении проверки Следственным отделом по городу Троицк СУ СК России по Челябинской области по заявлению начальника ГУ УПФР в г. Красноуфимске был опрошен ФИО8, который показал, что с 2015 года осуществляет трудовую деятельность имам-хатыб Махалля Мечети №1-109/2014 г. Троицка Челябинской области, совместных периодов трудовой деятельности у него с Усмановой З.Г. не имеется. Примерно в декабре 2019 года ему на мобильный телефон позвонил председатель РДУМ Челябинской области – муфтий ФИО9, который сообщил, что к нему (ФИО8) обратиться Усманова З.Г. с документами по поводу ее трудовой деятельности в Махалля Мечети №1-109/2014 г. Троицка Челябинской области. Спустя некоторое время к ФИО8 обратилась лично Усманова З.Г., которая предоставила документы о трудовой деятельности: справку о стаже работы от 03.12.2019 №1-109/2014 и справку о заработной плате от 03.12.2019 №1-109/2014 за период с 1991 по 1995, которые ФИО8 подписал и заверил печатью, однако о подлинности документов он не знал, документы он подписал, поскольку об обращении Усмановой З.Г. его предупредил ФИО9, который фактически является начальником ФИО8
Не может быть признана надлежащим доказательством и справка №1-109/2014 от 08.04.2020 выданная централизованной религиозной организацией «Регионального духовного управления мусульман Челябинской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» подписанная Главным муфтием уральского региона, Председателем РДУМ Челябинской и Курганской областей ФИО16 поскольку, согласно данных, размещенных в свободном доступе в сети интернет на портале Федеральной налоговой службы местная мусульманская религиозная организация Махалля Мечеть №1-109/2014 г. Троицка Челябинской области (ранее Троицкая мечеть) и Централизованная религиозная организация «Региональное духовное управление мусульман ФИО2 <адрес> в составе центрального духовного управления мусульман России» являются разными юридическими лица, имеющими отличные друг от друга ИНН и ОГРН (7418010134, 1027400005930 и 7453041270,1027400005951 соответственно).
Кроме того, в данной справке в качестве свидетелей подтверждающих период работы Усмановой З.Г. в Троицкой мечети техничкой указаны ФИО10, Свидетель №2, Свидетель №3 Данные свидетель были допрошены непосредственно в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела и сообщили суду о том, что действительно видели Усманову З.Г. в Троицкой мечети, но достоверными данными о ее трудоустройстве в мечети не располагают.
Периоды трудовой деятельности Усмановой З.Г. в Троицкой мечети не могут быть подтверждены и справкой о размере заработной платы, так как, как было указано ранее, справку о заработной плате от 03.12.2019 №1-109/2014 за период с 1991 по 1995, ФИО8 подписал и заверил печатью, поскольку об обращении Усмановой З.Г. его предупредил ФИО9 (непосредственный руководитель), а сведения имеющиеся на основании данных наблюдательного дела – отчетности страхователя и актов документальных проверок, подтверждающие начисление заработной платы, не могут быть признаны достоверными, поскольку, суммы начисленной заработной платы указанные в представленных справках, значительно превышают суммы (помесячно) начисленного фонда оплаты труда по страхователю за подтвержденные периоды (Письмо ГУ УПФР в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области (межрайонное).
Кроме того, из пояснений представителя истца следует, что данные о размере заработной платы Усмановой З.Г. были указаны на основании данных о средней заработной плате в РФ на то время.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец обоснованно усомнился в факте осуществления трудовой деятельности Усмановой З.Г. в период с 15.10.1990 по 15.12.1998, о правомерно не включил указанный период в страховой стаж.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Усмановой З.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Усмановой З. Г. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) о признании решения №1-109/2014 от 20.02.2020 об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы с 15.10.1990 по 15.12.1998 в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, и возложении обязанности назначить Усмановой З. Г. страховую пенсию по старости с первоначальной даты обращения за ее назначением 31.01.2019 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Байдин