Дело №2-1483/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря2017 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Грачевой Н.Л., при секретаре Кузьминой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фадеева Вячеслава Сергеевича, Фадеевой Светланы Павловны, в том числе и в интересах Фадеева Михаила Вячеславовича, Фадеевой Ксении Вячеславовны о признании объекта незавершенного строительства – жилой дом, соответствующим требованиям закона ; сохранении объекта незавершенного строительства -жилой дом в реконструированном виде, признании права общей долевой собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, просят :
Признать объект незавершенного строительства – жилой дом, общей площадью 171.1 кв. м, по адресу : <адрес скрыт>, соответствующим требованиям закона ;
- сохранить объект незавершенного строительства- жилой дом общей площадью 171.1 кв. м, по адресу : <адрес скрыт> в
Реконструированном виде согласно техническому плану от 08.06.2017 г, выполненному кадастровым инженером "Э.А.В.".;
-признать право общей долевой собственности на объект незавершенного строительства –жилой дом общей площадью 171.1 кв. м, по адресу : <адрес скрыт> за Фадеевым Вячеславом Сергеевичем, Фадеевой Светланой Павловной, Фадеевой Ксенией Вячеславовной, Фадеевым Михаилом Вячеславовичем в равных долях.
Требование истцы мотивировали тем, что истцам предоставлен земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства. В 2016 году истцы начали строительство жилого дома. Разрешение на строительство получено не было, поскольку согласно градостроительному плану земельного участка № RU 76302000-0102121727 от 08.04.2015 года земельный участок включен в единственный государственный реестр объектов культурного наследия – культурный слой ХII –XVIIв.в. ( памятник археологии), представить заключение историко-культурной экспертизы для получения разрешения на строительство, ввиду того, что строительство уже произведено. Между тем, при строительстве жилого дома культурный слой не был нарушен, земляные работы не проводились, фундамент выполнен на монолитной плите.
Строительство жилого дома произведено без нарушения строительных норм, требований пожарной безопасности, не нарушает права и законные интересы другие лиц. Истцы полагают, что жилой дом может быть сохранен.
В судебном заседании истцы Фадеев В.С., Фадеева С.П., представляющая интересы Фадеева М.В., <дата скрыта> года рождения, Фадеевой К.В. <дата скрыта> года рождения, требования поддержали, пояснили, что им предоставлен земельный участок бесплатно для строительства жилого дома, так как они имеет двоих детей инвалидов. В договоре аренды какого либо обременения нет. Градостроительный план получала Фадеева С.П., ей не объяснили о необходимости согласования, проведения экспертизы. Экспертиза строит 300000 рублей, если участок предоставлен бесплатно под строительство, то экспертиза должна уже быть проведена.
Несовершеннолетняя Фадеева К.В., <дата скрыта> о дате и месте судебного заседания судом извещалась в установленном порядке, конверт вернулся по истечение срока хранения, законные представители в судебном заседании участвовали.
Представители ответчиков администрации города Переславля-Залесского, УМС города Переславля-Залесского Казанова Ю.В., Косарева А.К., Казьмина А.И. в судебном заседании возражали удовлетворению иска, представили отзывы в письменном виде ( л д 112, 126, 147-148, 166). Дополнительно пояснили, что в Градостроительном плане земельного участка имеется отметка о принадлежности данного земельного участка к памятникам археологии, соответственно должно было быть согласование с департаментом культуры, а также заключение археологической экспертизы. При получении ГПЗУ в 2015 году было об этом разъяснено, также разъяснено, что это затратно. При этом истцы не отказались от участка.
Ответчик департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, ответчик представил отзыв в письменном виде, из которого следует, что иск не признает ( л д 120-121 ).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требование не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением администрации города Переславля-Залесского № 1068 от 20.07.2011 года истцам предоставлен в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 862 кв м, с кадастровым номером <номер скрыт> по адресу : <адрес скрыт> ( л д 9).
01.2011 года с истцами - Фадеевой С.П., Фадеевым В.С., Фадеевой К.С., Фадеевым М.В. заключен договор аренды земельного участка сроком на пять лет ( л д 10- 12).
Согласно ст 51 ГрК РФ 1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Градостроительный план земельного участка утвержден 15.04.2015 года ( л д 149).
Согласно п 3.2 ГПЗУ объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации весь, культурный слой XII-XVII в.в.( памятник археологии). Решение малого Совета Ярославской области Совета народных депутатов от 09.04.1993 г № 99. Охранная зона памятника Федерального значения XII в. « городской вал», установленный Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г ( л д 149-151).
То есть, ГПЗУ информировало застройщиков земельного участка о расположении земельного участка на особо охраняемой территории. В данном случае довод истца об отсутствии обременения в договоре аренды не имеет правового значения, судом не принимается во внимание, вопрос не стоит об оспаривании договора аренды.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 « О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию » утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию.
Согласно ч 3 ст 36 ФЗ РФ « Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры ) народов Российской Федерации»
3. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно ст 93 РСФСР землями историко-культурного назначения признаются земли, на которых ( и в которых) располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками ( музеями –заповедниками),. Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, устанавливаемом в соответствии с законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В период действия названной правовой нормой Решением малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва № 99 от 29.04.1993 года утвержден список памятников археологии Ярославской области, куда вошел административный центр города Переславля, культурный слой 12-17 веков, центр города ограниченный ул Кузнецова, Трудовая, М.Протечная, Кардовского и Ветеринарный переулок ( л д 122—124, 127-145, 153).
На памятник истории и культуры СССР « культурный слой города Переславля-Залесского» оформлен паспорт, из которого следует, что улица Гагарина в границы Культурного слоя ( л д 123-124).
Согласно ст3 ФЗ РФ « Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» -Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
Статья 3.1. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия
1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
3. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований
4. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).
5. Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно ст 9.2 Закона
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;
9) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (далее - исторические поселения регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;
Согласно ст 10 Закона
Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют:
3. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865.
Исходя из смысла названных правовых норм, суд находит, что Решение малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва № 99 от 29.04.1993 года, которым утвержден список памятников археологии Ярославской области, не противоречит положениям Федерального закона.
Согласно ст 3 Закона Ярославской области № 25-з от 05.05.2008 года
1. Правительство Ярославской области непосредственно или через орган исполнительной власти Ярославской области, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее - областной орган охраны объектов культурного наследия), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
3. Приказы и предписания областного органа объектов культурного наследия обязательны для исполнения в Ярославской области органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.
(часть 3 введена Законом ЯО от 21.05.2015 N 37-з)
Согласно статьи 6 названного закона, действовавшей на 20.02.2012 г,
3. Граница территории выявленного объекта культурного наследия устанавливается областным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.
Приказом Департамента культуры Ярославской области № 7 от 20.02.2012 года « Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия» утверждены прилагаемые границы территорий объектов культурного наследия федерального значения:
- Городской вал, XII в. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский);
Культурный слой, XII - XVII вв. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, центр города, ограниченный ул. Кузнецова, Трудовая, М. Протечная, Кардовского и Ветеринарным пер.);
- Селище, X в. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, северная окраина);
Согласно ст 6<2> Закона Ярославской области от24.11.2009 № 64-з
1. Установление границ территории выявленного объекта культурного наследия (далее - границы территории) осуществляется путем их утверждения приказом областного органа охраны объектов культурного наследия в соответствии с разработанным проектом границ территории.
В силу положений статьи 35 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры"
В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или РСФСР.
В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР. Разрешение на проведение работ в пределах указанных зон выдается по представлениям Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Исходя из смысла названных правовых норм, для осуществления земляных, строительных, иных работ на спорном земельном участке истцу необходимо было представить на согласование в департамент план проведения спасательных археологических полевых работ, включающий оценку воздействия проводимых работ на указанный объект археологического наследия, либо проект или раздел проектной документации об обеспечении сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Культурный слой, XII-XVII в.в.», прошедшие историко-культурную экспертизу и включающие оценку воздействия проводимых работ на данный объект археологического наследия.
В соответствии с ч 12 ст 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в частности, документация, предусмотренная федеральными законами.
Согласно ст 222. ГК РФ
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" было разъяснено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В данном случае земельный участок предоставлен истцам с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст 218 ГК РФ ч 1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Истцами не соблюден порядок согласования проекта строительства жилого дома, освоения земельного участка, спорный объект возведен с нарушением федерального закона, соответственно нет оснований для признания права собственности на спорный объект. Довод, что земляные работы не проводились, противоречит материалам дела. Из фототаблицы видно, что строение возведено на земле ( л д 157-159 ).
Заключение кадастрового инженера "Э.А.В." о соответствии объекта капитального строительства строительным нормам и правилам не содержит оценку воздействия проводимых работ на указанный объект археологического наследия, либо проект об обеспечении сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Культурный слой, XII-XVII в.в.», прошедшие историко-культурную экспертизу и включающие оценку воздействия проводимых работ на данный объект археологического наследия.
Поскольку нет оснований для признания права собственности, то нет оснований для удовлетворения требования о признании объекта незавершенного строительством - жилым домом, а также сохранения спорного объекта в реконструированном виде.
Довод истцов о обязанности администрации выполнить экспертизу, так как земельный участок предоставлен бесплатно, не основан на законе. Расходы по экспертизе об оценке обеспечения сохранности объекта археологического наследия не являются платой за землю, экспертиза не выполняется сотрудниками администрации. При этом указанные экспертные учреждения есть и в других регионах и с меньшими предлагаемыми тарифами.
Истцом Фадеевым В.С. при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 12970 руб ( л д 4) с цены иска – стоимости объекта 977000 руб. ( л д 67). Из материалов дела видно, что земельный участок предоставлен в аренду в том числе и несовершеннолетним детям, являющимися инвалидами ( 64,65). Иск заявлен и в интересах детей. Суд полагает возможным в силу положений ст 333-36, ч1 п 15, ст 333-40 НК РФ вернуть истцу государственную пошлину в сумме 6485 рублей, как излишне уплаченную за детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
МИФНС России № 1 вернуть Фадееву Вячеславу Сергеевичу из соответствующего бюджета излишне уплаченную 16.10.2017 года государственную пошлину в сумме 6485 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18. 12.2017 года.
Судья Грачева Н.Л.