Дело № 2-3347/2021
УИД 24RS0032-01-2021-004136-25
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 24 ноября 2021 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.
при секретаре Машинистовой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Красноярский машиностроительный завод» к К. о взыскании затрат за обучение по ученическому договору,
УСТАНОВИЛ:
Истец АО «Красноярский машиностроительный завод» (далее по тексту АО «Красмаш») в лице своего представителя П., действующей на основании доверенности № 5 от 10 декабря 2020 года, обратился в суд с иском к К. о взыскании затрат за обучение по ученическому договору.
Требования мотивированы тем, что 09 апреля 2020 года между АО «Красмаш» и К. заключен трудовой договор № (приказ о приеме на работу № от 17 апреля 2020 года), в соответствии с которым ответчик принят на работу в АО «Красмаш» в цех № Цех механической обработки, сборки, сварки, ЛКП и штамповки мелких деталей – Участок штамповки мелких деталей по профессии «слесарь механосборочных работ». 20 апреля 2020 года между АО «Красмаш» и К. заключен ученический договор №, по условиям которого АО «Красмаш» приняло на себя обязательство обучить ответчика в период с 20 апреля 2020 года по 19 июля 2020 года по профессии «слесарь механосборочных работ», в период обучения выплачивать стипендию в размере 24 000 рублей в месяц. Ответчик во исполнение ученического договора обязался пройти обучение, предусмотренном учебной программой, и сдать квалификационный экзамен, после окончания обучения проработать в АО «Красмаш» не менее трех лет в соответствии с полученной профессией и разрядом (классом, категорией). Приказом от 18 июня 2020 года №п ответчик был переведен в этом же подразделении слесарем механосборочных работ 4 разряда, с ним было заключено соглашение к трудовому договору № от 18 июня 2019 года. С 19 июня 2020 года по 18 июня 2022 года (1095) дней ответчик обязан был отработать в АО «Красмаш» согласно п. 4.2 ученического договора. Приказом от 18 ноября 2020 года №у ответчик уволен 23 ноября 2020 года по п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по собственному желанию. Согласно п.4.3.2 ученического договора № от 20 апреля 2020 года работник (ученик) обязан в полном объеме возместить затраты понесенные АО «Красмаш» в связи с обучением, пропорционально фактически отработанному в АО «Красмаш» времени после окончания обучения в случаях увольнения до истечения срока, установленного п.3.4.2 вышеуказанного соглашения, по соглашению сторон, без уважительных причин или по инициативе АО «Красмаш» по пп.5, 6, 11 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации или по соглашению сторон. Затраты понесенные АО «Красмаш», в связи с обучением ответчика, состоят из сумм стипендий, выплаченных ответчику в размере 39 156 рублей 62 копейки (без учета НДФЛ), в то числе за апрель 2020 года – 8 471 рубль 31 копейка, за май 2020 года – 18 807 рублей 47 копеек, за июнь 2020 года – 11 877 рублей 84 копейки. 14 мая 2021 года в адрес ответчика направлена претензия о возврате затрат на обучение пропорционально фактически отработанному им времени в размере 33 470 рублей 86 копеек /39 156 рублей 62 копейки : 1095 дней х 936 дней = 33 470 рублей 86 копеек/. Поскольку ответчик не возместил истцу затраты на обучение пропорционально фактически отработанному им времени в АО «Красмаш», истец, приводя правовые обоснования исковых требований, просит взыскать с ответчика затраты на обучение пропорционально фактически отработанному им времени в размере 33 470 рублей 86 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 204 рублей 12 копеек.
Представитель истца АО «Красмаш» П., действующая на основании доверенности № 5 от 10 декабря 2020 года, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик К., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. Возражений на исковое заявление, ходатайств об отложении, либо рассмотрении дела в отсутствие в суд не поступало.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Согласно ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Таким образом, суд с учетом положений ст. 167, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при объявленной явке в отсутствие не явившихся лиц, в том числе в порядке заочного производства в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав, проверив и оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим кодексом, иными федеральными законами.
Статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляется работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В силу ст.197 Трудового кодекса Российской Федерации работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
В соответствии с положениями ст.198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Согласно ст.202 Трудового кодекса Российской Федерации ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.
Как следует из ст.204 Трудового кодекса Российской Федерации ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.207 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается. В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы, связанные с ученичеством.
На основании ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
В Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года №1005-О-О, указано, что заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока – возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, поскольку такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с работодателем без уважительных причин.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, К. состоял в трудовых отношениях с АО «Красноярский машиностроительный завод» в период с 09 апреля 2020 года по 23 ноября 2020 года, что подтверждается трудовым договором № от 09 апреля 2020 года, приказом о приеме на работу от 17 апреля 2020 года №.
Ответчик был принят на работу в АО «Красмаш» в Цех № механической обработки, сборки, сварки, ЛКП и штамповки мелких деталей – Участок штамповки мелких деталей по профессии «слесарь механосборочных работ», без испытательного срока, на неопределенный срок.
Протоколом заседания квалификационной комиссии № от 17 июня 2020 года ответчику присвоена профессия «Слесарь механосборочных работ 4 разряда».
Согласно приказу № от 18 июня 2020 года ответчик переведен в цех № механической обработки, сборки, сварки, ЛКП и штамповки мелких деталей – Участок штамповки мелких деталей по профессии слесарь механосборочных работ 4 разряда.
Приказом от 18 июня 2020 года №п ответчик был переведен в этом же подразделении слесарем механосборочных работ 4 разряда, с ним было заключено соглашение № от 18 июня 2019 года к трудовому договору№ от 09 апреля 2020 года.
В период работы с К. был заключен ученический договор № от 20 апреля 2020 года на профессиональное обучение работника цеха № за счет средств АО «Красмаш». Согласно п.п. 3.1, 3.2., 3.3.1, 3.3.2 указанного договора, истец обязуется обеспечить ученику возможность обучения в объеме, необходимом для получения профессии и квалификации, доступ к месту обучения, оборудование и материалы, необходимые для обучения (п.3.1). В период обучения выплачивать ученику стипендию в размере 24 000 рублей 00 копеек в месяц (п.3.2). Обязуется оплатить за обучение ученика преподавателю теоретического обучения 2 600 рублей 00 копеек за период обучения (п.3.3.1), а также инструктору производственного обучения 10 500 рублей 00 копеек в месяц за весь период обучения (п.3.3.2) (п.5 положения 9).
Ученик обязуется пройти обучение в объеме, предусмотренном учебной программой, и сдать квалификационный экзамен (п.4.1). После окончания обучения проработать в АО «Красмаш» не менее трех лет в соответствии с полученной профессией и разрядом (классом, категорией) (п.4.2). Возместить АО «Красмаш» затраты, понесенные в связи с обучением ученика (ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации): стипендию, выплаченную за время ученичества, в размере, предусмотренном п. 3.2 настоящего ученического договора. Оплату за обучение ученика в размере, предусмотренном п. 3.3.1., 3.3.2 настоящего Ученического договора (п.4.3)
Полностью в случаях: невыполнения учеником условий настоящего ученического договора; увольнения ученика до окончания срока обучения по собственному желанию без уважительных причин, по инициативе АО «Красмаш» по п.п. 5, 6, 11 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации или по соглашению сторон; не сдачи учеником квалификационного экзамена, отказа ученика после окончания обучения приступить к работе в соответствии с полученной профессией и квалификацией (п. 4.3.1).
Пунктом 4.3.2 ученического договора предусмотрено возмещение затрат, понесенных АО «Красмаш» в связи с обучением ученика, пропорционально фактически неотработанному учеником в АО «Красмаш» времени после окончания обучения в случаях увольнения ученика до истечения срока, установленного п. 4.2 настоящего ученического договора, по собственному желанию без уважительных причин, по инициативе АО «Красмаш» по п.п. 5, 6, 11 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации или по соглашению сторон: стипендию, выплаченную за время ученичества, в размере, предусмотренном п. 3.2 настоящего ученического договора; - оплату за обучение ученика в размере, предусмотренном п.3.3.1, 3.3.2 настоящего Ученического договора.
Срок обучения установлен с 20 апреля 2020 года по 19 июля 2020 года (п.2.1).
Затраты АО «Красмаш» в связи с обучением состоят из сумм стипендий, выплаченных в соответствии с п. 3.2 договора за период с апреля 2020 года по июль 2020 года на общую сумму 39 156 рублей 62 копейки, в том числе: за апрель 2020 год – 8471 рубль 31 копейка, за май 2020 год – 18 807 рублей 47 копеек, за июнь 2020 год – 11 877 рублей 84 копейки, что подтверждается расчетными листками за апрель – июнь 2020 года, платежными поручениями № от 08 мая 2020 года со списком работников, № от 25 мая 2020 года со списком работников, № от 25 мая 2020 года со списком работников, № от 10 июня 2020 года, № от 23 июня 2020 года, № от 10 июля 2020 года со списком работников.
С 19 июня 2020 года по 18 июня 2022 года (1095) дней ответчик обязан был отработать в АО «Красмаш» согласно п. 4.2 ученического договора.
Приказом от 18 ноября 2020 года № К. уволен с 23 ноября 2020 года по собственному желанию (п. 3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
14 мая 2021 года истцом в адрес ответчика К. направлялась претензия о возврате затрат на обучение по вышеуказанному ученическому договору пропорционального отработанному им времени в АО «Красмаш» в размере 33 470 рублей 86 копеек, полученное ответчиком 09 июня 2021 года, что подтверждается почтовым уведомлением. Однако, до настоящего времени указанная претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.
Таким образом, К. нарушил условия ученического договора, в силу которого, а также в соответствии со ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации он должен возместить понесенные работодателем расходы, связанные с ученичеством, пропорционально отработанному им времени в АО «Красмаш».
Представленный истцом расчет затрат на обучение по вышеуказанному ученическому договору пропорционального отработанному им времени в АО «Красмаш» за период с 24 ноября 2020 года по 17 июня 2023 года в размере 33 470 рублей 86 копеек /39 156 рублей 62 копейки : 1095 дней х 936 дней = 33 470 рублей 86 копеек/ произведен арифметически верно, судом проверен, ответчиком таковой не оспорен, доказательств опровергающих размер данной задолженности суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования истца о взыскании с ответчика затрат на обучение по вышеуказанному ученическому договору пропорционального отработанному им времени в АО «Красмаш» за период с 24 ноября 2020 года по 17 июня 2023 года в размере 33 470 рублей 86 копеек подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче искового заявления истцом АО «Красмаш» оплачена государственная пошлина в размере 1204 рубля 12 копеек, что подтверждается платежным поручением № от 18 июня 2021 года.
Учитывая, что исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1204 рубля 12 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь гл. 22, ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Акционерного общества «Красноярский машиностроительный завод» к К. о взыскании затрат за обучение по ученическому договору удовлетворить.
Взыскать с К. в пользу Акционерного общества «Красноярский машиностроительный завод» затраты на обучение по ученическому договору в размере 33 470 рублей 86 копеек, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 1204 рубля 12 копеек, всего: 34 674 рубля 98 копеек /тридцать четыре тысячи шестьсот семьдесят четыре рубля девяносто восемь копеек/.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Шевцова