Решение по делу № 2-1682/2015 ~ 6.1-1668/2015 от 27.10.2015

Дело № 2-1682/2015 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Шира 16 декабря 2015 г.

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Любарских Т.В.,

при секретаре Леглер Г.А.,

с участием помощника прокурора Ширинского района Угдыжекова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ширинского района Республики Хакасия в интересах Курогашева А.В. к администрации муниципального образования Ширинский район, Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора Ширинского района обратился в суд с иском об обязании администрации муниципального образования Ширинский район предоставить Курогашеву А.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда на территории <адрес>. Исковые требования и.о. прокурора мотивированы тем, что Курогашев А.В. <данные изъяты>. Жилой дом, в котором проживали <данные изъяты> Курогашева А.В. <данные изъяты>, на балансе муниципального образования <данные изъяты> сельсовет не числится, согласно сведениям Ширинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Ширинского филиала ГУП «Управление технической инвентаризации» в собственности Курогашева А.В. объектов недвижимого имущества на территории <адрес> не имеется. Курогашев А.В. включен в список <данные изъяты> лиц <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Ширинского района, до настоящего времени жильем не обеспечен. Положениями Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» в отношении Курогашева А.В., <данные изъяты> не имеющего жилья в собственности или по договору социального найма, предусмотрены меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена в данном случае на администрацию муниципального образования Ширинский район.

В судебном заседании помощник прокурора Ширинского района Угдыжеков М.В. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании истец Курогашев А.В. отсутствовал, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчиков - Администрации Муниципального образования Ширинский район и Управления образования Администрации Муниципального образования Ширинский район Таланова Л.Г., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Представила суду письменное ходатайство, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также выразила несогласие с исковыми требованиями без приведения мотивов.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, проанализировав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Поскольку Курогашев А.В. обратился к прокурору Ширинского района с заявлением о защите его жилищных прав, суд считает, что и.о. прокурора Ширинского района выступает в защиту имущественных прав лица <данные изъяты>, чье право на жилье не было своевременно реализовано.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, каждый имеет право на жилище. Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст.ст. 121, 148, 155.3 Семейного Кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Федеральным Законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Из абзаца 4 ст. 1 указанного Федерального закона следует, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, составляет пять лет (п. 6 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ).

В силу п. 7 ст. 8 названного Закона указано, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ.

Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №1 59-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 8 введен Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ).

В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05 декабря 2005 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, регулируется Закон Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа».

Согласно ст. 1 названного Закона право на предоставление жилого помещения имеют в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Включение в список граждан, указанных в ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ, состоявших по состоянию на 01 января 2013 г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится без подачи заявления и документов, предусмотренных ч. 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ, в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в срок до 01 мая 2013 г. (ст. 8 Закон Республики Хакасия от 10 декабря 2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа»).

Жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального района (городского округа) Республики Хакасия (ст. 4 Закона РХ).

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На основании постановления главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ Курогашев А.В., <данные изъяты> включен в список <данные изъяты> лиц <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Ширинского района, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ руководителем управления образования администрации муниципального образования Ширинский район.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Курогашев А.В. обладает правовым статусом <данные изъяты>.

Таким образом, суд находит установленным то обстоятельство, что Курогашев А.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения специализированного жилищного фонда <данные изъяты>.

Однако судом установлено, что до настоящего времени Курогашев А.В. жилым помещением не обеспечен, при этом право на получение его по договору найма, находясь на учете для получения жилья, Курогашев А.В. не утратил.

Данное обстоятельство подтверждается сведениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество из сделок с ним зарегистрированных за Курогашевым А.В. прав на недвижимое имущество, сведениями ГУП РХ «УТИ» об отсутствии у Курогашева А.В. в собственности объектов недвижимости на территории <адрес>, справками Главы <данные изъяты> сельсовета об адресах регистрации <данные изъяты> Курогашева А.В., а также об отсутствии на балансе муниципального образования <данные изъяты> сельсовет жилых домов, где был ранее зарегистрирован Курогашев А.В. и были зарегистрированы <данные изъяты>.

Документы, подтверждающие предоставление Курогашеву А.В. или членам его семьи жилых помещений по договорам социального найма, суду не представлены.

Поскольку обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты> производится органом местного самоуправления, в данном случае Администрацией Муниципального образования Ширинский район, и жилое помещение предоставляется вне очереди, по месту выявления, у администрации Муниципального образования Ширинский район возникла обязанность по внеочередному предоставлению Курогашеву А.В. жилого помещения площадью не ниже установленной социальной нормы на одного человека, предусмотренных на цели обеспечения жильем <данные изъяты>, в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора Ширинского района об обязании Администрации Муниципального образования Ширинский район предоставить Курогашеву А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным, техническим и иным требованиям, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление и.о. прокурора Ширинского района, действующего в интересах Курогашева А.В., к администрации муниципального образования Ширинский район, Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия предоставить Курогашеву А.В., <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным, техническим и иным требованиям, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы через Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Любарских

Мотивированное решение составлено и подписано 21 декабря 2015 г.

Судья Т.В. Любарских

2-1682/2015 ~ 6.1-1668/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Курогашев Александр Владимирович
Прокурор Ширинского района
Ответчики
Администрация МО Ширинский район
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Любарских Т.В.
Дело на странице суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
27.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2015Передача материалов судье
29.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2015Подготовка дела (собеседование)
10.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2015Судебное заседание
16.12.2015Судебное заседание
21.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2016Дело оформлено
27.01.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее