дело № 2а-363/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2018 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия к Субач Наталье Ильиничне о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 9 по РК обратилась в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что Субач Н.И. является собственником транспортных средств, за 2011, 2012, 2013, 2014 г.г. ей направлялись налоговые уведомления с указанием расчета налога, поскольку транспортный налог в установленные законом сроки добровольно уплачен не был, в адрес ответчика налоговый орган направлял требования от 07.12.2012, от 16.12.2014, 06.11.2015. Задолженность по налогу и пени ответчиком не оплачена. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Медвежьегорского района от 26.10.2017 административному истцу отказано в вынесении судебного приказа о взыскании образовавшейся налоговой недоимки. Административный истец просит восстановить срок обращения в суд с административным иском, взыскать с Субач Н.И. задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 366 руб., пени 3 руб. 12 коп.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
Административный ответчик Субач Н.И. в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайств не заявила. В телефонограмме сообщает о намерении уплатить задолженность по налогу.
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассматривается в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Положения ст. 75 НК РФ устанавливают, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что в налоговый период 2014 года Субач Н.И. являлась собственником автомобиля ВАЗ. В её адрес налоговым органом направлялось налоговое уведомление № 283772 от 04.04.2015 об уплате налога в сумме 366 руб. в срок до 01.10.2015. Поскольку обязанность по уплате налога исполнена не была, 13.11.2015 налоговый орган направил Субач Н.И.требование № 21891 от 06.11.2015 об уплате до 26.01.2016 транспортного налога в сумме 366 руб. и пени 106 руб. 94 коп. Доказательств погашения указанной задолженности суду не представлено. Из материалов дела следует, что 23.10.2017 налоговый орган обратился к мировому судье Судебного участка № 1 Медвежьегорского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Субач Н.И. задолженности по транспортному налогу и пени в общей сумме 1 686 руб. 25 коп. В указанную сумму включена задолженность за период с 2011 по 2014 год. Определением мирового судьи от 25.10.2017 отказано в принятии к производству заявления о вынесении судебного приказа на основании ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ, поскольку требование не является бесспорным, срок подачи заявления истек 30.07.2016.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из письменных объяснений административного истца следует и подтверждается материалами дела, что самое ранее требование № 7033 от 07.12.2012 подлежало исполнению до 30.01.2013.
Анализируя представленные доказательства с учетом указанных правовых норм, суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом срока обращения с административным иском, учитывая, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам только за 2014 год налоговый орган не обращался; заявление о взыскании налога подается одновременно в отношении всех требований; задолженность за 2014 год заявлялась ко взысканию с задолженностью за предшествующий период; срок исполнения самого раннего требования истек 30.01.2013; настоящий административный иск поступил в суд 12.04.2018.
Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения с административным иском, оснований для удовлетворения суд не усматривает, поскольку доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не представлено. Ссылки административного истца на большой объем претензионной работы достаточным основанием к восстановлению срока являться не могут. Сроки уплаты налогов, сборов предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком обязанности по их уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков. Налоговый орган располагал данными о том, что своевременно обязанность по уплате налогов ответчиком не исполнена, начислил пени, которые в установленный срок ответчиком уплачены не были. Соответственно, административный истец имел реальную возможность своевременно обратиться в суд о взыскании спорной задолженности, однако мер по своевременному взысканию не принял.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку налоговый орган в связи с пропуском срока обращения в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогу и пени за указанный период.
Руководствуясь ст. 290, ст. 177-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья Л.А.Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 11 мая 2018 года.