Дело № 2-1182/2020
УИД: 26RS0017-01-2020-002661-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Коротыча А.В., при секретаре Холодковой Д.В., с участием помощника прокурора города Кисловодска Вятчиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Вершина» об устранении нарушений требований жилищного законодательства, раскрытии информации о деятельности товариществ в соответствии с федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»,
установил:
Прокурор г. Кисловодска, в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к ТСЖ «Вершина» об обязании в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований жилищного законодательства, раскрыть информацию о деятельности товарищества в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» разместив информацию за 2019 год на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru в сети Интернет, а именно: информацию о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами; информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информацию об объеме, о качестве и периодичности предоставления услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, о стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; информацию о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ТСЖ «Вершина» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований жилищного законодательства, раскрыть информацию о деятельности товарищества в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» разместив информацию за 2019 год на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru в сети Интернет информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, информацию об объеме и периодичности предоставления услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края № 48/20 от 29.03.2019 года проведена проверка исполнения должностными лицами ТСЖ «Вершина» законодательства Российской Федерации о порядке размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства во исполнение указания прокуратуры Ставропольского края № 48/20 от 29.03.2019, в ходе которой установлено, что требования законодательства за 2019 год в полном объеме ответчиком не исполнены.
В нарушение Раздела 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 ТСЖ «Вершина» не исполняет обязанности по опубликованию сведений в установленном порядке на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru в сети Интернет, а именно: информации о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами; информации об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информации об объеме, о качестве и периодичности предоставления услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, о стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; информации о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме.
Неисполнение товариществом обязанности по раскрытию информации о деятельности в сфере управления многоквартирными домами, нарушает права граждан - пользователей информации.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кисловодска Вятчина И.А. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснила, что до настоящего времени нарушения требований законодательства ТСЖ «Вершина» в полном объеме не устранены. Разделом 10 Приказа №74/114пр Министерства связи и массовых коммуникаций РФ установлено, что информация по оказанным услугам выполняемых работ по текущему ремонту и информация о периодичности, графики, сроках оказания услуг выполняемых по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме, а именно период на который сформирован данный перечень услуг, периодичность, график оказания этих услуг, это п.3, п.4, п.2. Данная информация размещается управляющими компаниями, товариществами, выполняющими работы по содержанию, правлению имуществом многоквартирного дома. В предоставленных скриншотах ответчиком определена смета на 2019 год, выполняемых работ и стоимость этих работ. Вместе с тем периодичность, график, сроки на оказание услуг не определены, т.е. невозможно понять в какие сроки выполняются работы по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома. Согласно № 491 Правил, в перечень работ включается: уборка территории, подъездов, придомовой территории, опилка деревьев. Периодичность не может быть определена на год, должна быть конкретика. Нужно указать в какие сроки проводятся определенные работы, а на сайте видно только смету. Приказ на который в своем отзыве ссылается ответчик, а именно №882/пр Минстроя России от 22.12.2014 года, утратил силу, так как с 01.07.2019 года, на территории субъектов информация размещается в ГИС ЖКХ. Состав, сроки, и периодичность размещения утверждено Приказом Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.06.2016 года. Принимать во внимание отсылку к этому Приказу, учитывать данную информацию в отзыве нельзя, поскольку это противоречит действующему законодательству. Что касается сведений о добровольном размещении информации ответчиком относительно технических характеристик многоквартирного дома, то её нельзя считать полной, поскольку указана только площадь и кадастровый номер земельного участка.
Представитель ответчика ТСЖ «Вершина» Бочаров А.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, считает их незаконными и необоснованными, противоречащими нормам действующего законодательства по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указал на то, что ТСЖ не является коммерческой организацией и в его штате нет сотрудников. Товарищество обязано размещать на официальном сайте ГИС ЖКХ www.dom.gosuslugi.ru информацию о приеме граждан в УК согласно п. 1.10 Раздела 10 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, адрес и места приема граждан, п. 1.10.1; номер контактного телефона п. 1.10.2 приказа; часы приема граждан 1.10.3 приказа и данная информация товариществом размещена в полном объеме. Кроме того, Товарищество своевременно размещает на сайте информацию о выполненных работах.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Товарищество собственников жилья «Вершина» 05.03.2013 года зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 10.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 указано, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ закреплено, что в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр.
В силу п. 3 данного Приказа первичное размещение информации, предусмотренной Составом информации, осуществляется поставщиками информации не позднее 1 января 2017 года.
Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом, изложена в Разделе 10 Приказа, включает в себя: информацию об управляющей организации, товариществе, кооперативе; информацию об общих сведениях о многоквартирном доме; информацию о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; информацию о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (домовладений); информацию о перерывах в предоставлении коммунальных услуг, приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг; информацию об обязательных платежах и (или) взносах членов товарищества, кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, о размере платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, кооператива; информацию о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с ресурсоснабжающими организациями, информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с потребителями коммунальных услуг, а также информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за жилое помещение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах; информацию о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; информацию о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; информацию, подлежащую размещению управляющими организациями, товариществами и кооперативами, в случае если они являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта; сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений) для внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; информацию об отчете товарищества и кооператива; информацию о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; информацию о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры; информацию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ, общего собрания членов кооператива, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, в случае если управляющая организация, товарищество или кооператив является инициатором проведения такого собрания либо участвует в организации такого собрания, а также в случае представления инициатором собрания в управляющую организацию, товарищество, кооператив документов (сообщений, протоколов, решений) о проведении общего собрания; информацию об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, товарищество, кооператив, с использованием системы, кроме указанных в пункте 6.3 настоящего раздела (о рассмотрении обращений потребителей по фактам предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), в том числе возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения).
В силу ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ поставщики информации размещают в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Размещение информации в системе поставщиками информации осуществляется с использованием электронной подписи в порядке, установленном в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
В ходе рассмотрения дела судом установлен факт не исполнения ТСЖ в полном объеме требований законодательства за 2019 год, выразившийся в не раскрытии информации об управляющей организации, товариществе, кооперативе; информации об общих сведениях о многоквартирном доме; информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, информацию об объеме и периодичности предоставления услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме.
В ходе рассмотрения дела ответчик частично устранил нарушения действующего законодательства и разместили информации и требование относительно технических характеристик многоквартирного дома, а именно данные касающиеся площади земельного участка, а также указал кадастровый номер земельного участка.
Вместе с тем, согласно ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, ответчик должен был разместить в системе информацию, предусмотренную Разделом 10 Приказа Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, поскольку только таким образом максимально возможному количеству заинтересованных лиц гарантируется возможность нахождения и получения интересующей их информации о деятельности ТСЖ.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ТСЖ «Вершина» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований жилищного законодательства, раскрыть информацию о деятельности товарищества в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» разместив нижеуказанную информацию за 2019 год на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru в сети Интернет:
- информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние;
- информацию об объеме и периодичности предоставления услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме.
Решение суда в части размещения информации об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние не приводить в исполнение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 сентября 2020 года.
Судья А.В. Коротыч