Дело № 2-677/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Михайловка
Волгоградской области от 09 июля 2014 года
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В.,
при секретаре Матвеевой Н.Н.,
с участием представителя истца Сапоговой С.В. – Деревщиковой М.С., представителя ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапоговой Светланы Васильевны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения вне очереди, оспаривании решения межведомственной комиссии по оценке соответствия установленным требованиям жилых помещений муниципального жилищного фонда и частных жилых помещений, признанию таких помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан в многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в городском округе город Михайловка Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Сапогова С.В. обратилась с иском к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, указывая в первоначальных и уточненных исковых требованиях, что она является нанимателем муниципального жилого помещения по адресу: Адрес. Однако, в настоящее время данное жилое помещение не пригодно для проживания, что подтверждается актом технического обследования жилого помещения от Дата г.
Просит суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии по оценке соответствия установленным требованиям жилых помещений муниципального жилищного фонда и частных жилых помещений, признанию таких помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан в многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в городском округе город Михайловка Волгоградской области от Дата о признании жилого помещения по адресу: Адрес пригодным для проживания; возложить обязанность на администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области предоставить Сапоговой С.В. вне очереди жилое помещение с учетом состава семьи взамен утраченного в результате пожара.
В судебное заседание истец Сапогова С.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Деревщиковой М.С.
В судебном заседании представитель истца Деревщикова М.С. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить полностью.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г. возражала против удовлетворения исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в письменных возражениях, указав, что занимаемое Сапоговой С.В. и членами ее семьи жилое помещение непригодным для проживания в установленном порядке не признано, а устранение имеющихся в нем недостатков, препятствующих проживанию в нем в настоящее время, возможно путем проведения ремонта. Органом местного самоуправления принято решение о проведении капитального ремонта, однако истец отказывается предоставить жилое помещения для его проведения, по ее ходатайству приняты обеспечительные меры в виде запрета проведения ремонта до рассмотрения дела по существу. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель межведомственной комиссии по оценке соответствия установленным требованиям жилых помещений муниципального жилищного фонда и частных жилых помещений, признанию таких помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан в многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в городском округе город Михайловка Волгоградской области, а так же третьи лица Сахнова В.С., Сапогов Д.Д. не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 85 ЖК Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Статья 87 ЖК Российской Федерации предусматривает, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г года N 47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в зависимости от принадлежности жилого помещения к жилищному фонду субъекта РФ или муниципальному жилищному фонду, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), в соответствии с пунктом 7 которого уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Между тем, наличие исключительной компетенции межведомственной комиссии при решении вопроса о признании жилых помещений пригодными или непригодными для проживания, не исключает право заинтересованных лиц оспаривать решения межведомственной комиссии в случае их незаконности (п. 52 Положения).
В соответствии с п. 43 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого дома.
В соответствии с п. 33 раздела III Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47).
По окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1 (п. 48).
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52).
Таким образом, из приведенных положений закона следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания отнесено законом к исключительной компетенции соответствующей межведомственной комиссии.
Из представленных сторонами доказательств следует, что по договору социального найма от Дата у Сапоговой С.В. и членов ее семьи продолжает находиться в пользовании жилое помещение по Адрес жилой площадью ... (л.д. 4).
Поскольку Сапогова С.В. в собственности жилых помещений не имеет, а предоставленное ей жилое помещение не отвечает требованиям социальной нормы по площади жилых помещений, предоставляемых на одного члена семьи в городском округе город Михайловка, Сапогова С.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 6, 58).
В соответствии с копией справки о пожаре Номер от Дата, Дата в Адрес произошел пожар, в результате чего, повреждены домашние вещи и внутренняя отделка (л.д. 52).
По заявлению Сапоговой С.В. от Дата членами межведомственной комиссии по оценке соответствия установленным требованиям жилых помещений муниципального жилищного фонда и частных жилых помещений, признанию таких помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан в многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в городском округе город Михайловка Волгоградской области Дата произведено обследование жилого помещения по Адрес, в результате которого составлен акт и принято решение о необходимости его капитального ремонта с целью восстановления утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения (л.д. 74).
Таким образом, в установленном законом порядке, указанное спорное жилое помещение признано пригодным для проживания.
С целью подтверждения или опровержения пригодности для проживания жилого помещения по Адрес по ходатайству истца судом была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО ....
Так, в соответствии с заключением эксперта от Дата, жилое помещение по Адрес в настоящее время не пригодно для постоянного проживания ввиду отсутствия системы отопления, освещения и риска получения травм. Приведение в пригодное для постоянного проживания состояние указанного жилого помещения возможно путем проведения текущего ремонта (л.д. 101-102).
Данное заключение эксперта суд считает допустимым доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает соответствующей квалификацией, заключение составлено после осмотра объекта недвижимого имущества в присутствии сторон по делу. Заключение содержит описание исследовательской части, ссылки на строительные нормы и правила, нормативные акты, а так же приведено подробное обоснование выводов.
Таким образом, представленные доказательства подтверждают доводы стороны ответчика о том, что спорное жилое помещение непригодным для постоянного проживания в установленном порядке не признано, правильность выводов, изложенных в решении межведомственной комиссии, подтверждена экспертным заключением, проживание в исследуемом жилом помещении возможно при условии устранения всех вышеуказанных дефектов (недостатков), т.е. выявленные нарушения носят устранимый характер посредством текущего ремонта.
Между тем, ответчик, являясь собственником жилого помещения, расположенного по Адрес, принял решение о проведении капитального ремонта, в то время как наниматель Сапогова С.В. препятствует в его проведении.
Из системного толкования положений главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), регламентирующей основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма следует, что право гражданина претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма по общему правилу возникает после принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Более того, законодатель предусмотрел, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ. (ст. 2 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации")
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди гражданам жилые помещения предоставляются в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в случаях:
- признания в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Истец к данным категориям не относится, соответственно вправе претендовать на получения жилья по договору социального найма в порядке очередности.
В силу ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из учетного дела истца следует, что Сапогова С.В. ... принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Дата на общих основаниях еще до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. В Дата ей предоставлено спорное жилое помещение по договору социального найма (выдан ордер), а в Дата заключен письменный договор найма, в п. 1. которого указано, что Сапогова С.В. и члены ее семьи Сахнова В.С. и Сапогов Д.Д. продолжают пользоваться жилым помещением по Адрес.
В настоящее время она состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку площадь занимаемого ею и членами семьи жилого помещения менее учетной нормы, утвержденной Решением Михайловской городской Думы Волгоградской области от 16 февраля 2006 г. № 6 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском округе город Михайловка".
В связи с чем, у истца отсутствуют основания претендовать на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска Сапоговой Светланы Васильевны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения вне очереди, признании незаконным решения межведомственной комиссии по оценке соответствия установленным требованиям жилых помещений муниципального жилищного фонда и частных жилых помещений, признанию таких помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан в многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в городском округе город Михайловка Волгоградской области от Дата, отказать.
Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме принято 11 июля 2014 г.
Судья: Н.В. Шевлякова