судья Сиражитдинова Ю.С.
Дело №2-224/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 11-6317/2020
город Челябинск 11 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Печенкиной Н.А., Онориной Н.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Закировой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Закрытого акционерного общества «Уралбройлер» на решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 18 марта 2020 года по иску прокурора Аргаяшского района Челябинской области к Закрытому акционерному обществу «Уралбройлер» о возложении обязанности получить регистрационное свидетельство о государственной регистрации на удобрение.
Заслушав доклад судьи Онориной Н.Е. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и возражений на неё, объяснения представителя Закрытого акционерного общества «Уралбройлер» по доверенности Гасниковой М.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Гурской О.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Уралбройлер» (далее ЗАО «Уралбройлер») о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить регистрационное свидетельство о государственной регистрации на «Удобрение органическое – на основе куриного помета».
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с удобрениями биологического происхождения. В ходе проверки установлено, что ЗАО «Уралбройлер» является производителем «Удобрения органического – на основе куриного помета», на которое Уральским центром добровольной сертификации качества товаров и услуг выдан сертификат качества № РОСС.ССК.017.1064, дата выдачи 01.06.2011 г., действителен до 01.06.2020г. и экологический сертификат № РОСС.ССК.017.1047. дата выдачи 15.05.2011г., действителен до 15.05.2020г. В нарушение требований законодательства, на органическое удобрение отсутствует регистрационное свидетельство о государственной регистрации, сведения о продукции «Удобрение органическое – на основе куриного помета» не внесены в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Реализация агрохимиката «Удобрение органическое – на основе куриного помета» ЗАО «Уралбройлер» осуществляется в отсутствие государственной регистрации и предусмотренных законом регистрационных испытаний и заключения экспертизы федеральных органов исполнительной власти по результатам регистрационных испытаний, что создает угрозу загрязнения окружающей среды, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что недопустимо.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований прокурора, установив срок получения регистрационного свидетельства в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ЗАО «Уралбройлер» просит решение изменить в части срока для осуществления действий по получению свидетельства о государственной регистрации до сентября 2022 года. Указывает, что установленный судом срок не соответствует законодательно установленной процедуре государственной регистрации удобрения, минимальный срок, в течение которого удобрение может быть зарегистрировано – сентябрь 2022 года. Решение суда не содержит никакого обоснования применения судом годичного срока для регистрации удобрения. Судом не устанавливались обстоятельства реализации ответчиком удобрения, причинения вреда или угрозы причинения вреда окружающей среде.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Аргаяшского района просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что доводы ответчика о том, что судом при определении срока регистрации не учтены требования действующего законодательства, регулирующего процедуру государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, являются необоснованными, направлены на затягивание сроков исполнения решения суда. Представителем Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области было пояснено, что о необходимости регистрации агрохимиката ответчику стало известно еще летом 2019 года из предписания Управления Россельхознадзора по Челябинской области, а также срок, заявленный прокурором Аргаяшского района для исполнения решения суда является разумным. Доводы ответчика о том, что увеличение срока исполнения решения суда не приведет к причинению ущерба или иным негативным обстоятельствам, а также не создает угрозу загрязнения окружающей среды, не соответствуют действительности.
Представитель третьего лица- Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Информация о рассмотрении настоящего дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 44 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную, окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» агрохимикаты, это удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.
На основании статьи 12 вышеуказанного Закона государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет.
Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Форма данного регистрационного свидетельства устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
В силу ст. 18 указанного Закона запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию.
Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 10 июля 2007 года №357 утвержден Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов. В соответствии с пунктом 2 данного Порядка государственной регистрации подлежат пестициды и агрохимикаты, по которым в необходимом объеме проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы федеральных органов исполнительной власти по результатам регистрационных испытаний.
Согласно пунктов 4.3-4.4 СанПиН 1.2.2584-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2010 года № 17, реализация пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для применения в быту и в условиях личных подсобных хозяйств, должна осуществляться в специализированных отделах или специализированных торговых организациях. Не допускается реализация пестицидов и агрохимикатов, не имеющих свидетельства об их государственной регистрации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и розничную торговлю пестицидами и агрохимикатами, обязаны приобретать и реализовывать пестициды и агрохимикаты, прошедшие государственную регистрацию.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЗАО «Уралбройлер» является производителем «Удобрения органического – на основе куриного помета», на которое Уральским центром добровольной сертификации качества товаров и услуг выдан сертификат качества № РОСС.ССК.017.1064, дата выдачи 01 июня 2011 года, действителен до 01 июня 2020 года и экологический сертификат № РОСС.ССК.017.1047, дата выдачи 15 мая 2011 года, действителен до 15 мая 2020 года.
Установив, что на органическое удобрение отсутствует регистрационное свидетельство о государственной регистрации, сведения о продукции «Удобрение органическое – на основе куриного помета» не внесены в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации; реализация ЗАО «Уралбройлер» агрохимиката «Удобрение органическое – на основе куриного помета» осуществляется в отсутствие государственной регистрации и предусмотренных законом регистрационных испытаний и заключения экспертизы федеральных органов исполнительной власти по результатам регистрационных испытаний, что создает угрозу загрязнения окружающей среды, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. Кроме того, руководствуясь положениями ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд возложил на ЗАО «Уралбройлер» обязанность получить регистрационное свидетельство в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы об изменении решения суда в части срока исполнения решения суда до сентября 2022 года, поскольку установленный судом срок не соответствует законодательно установленной процедуре государственной регистрации удобрения, минимальный срок, в течение которого удобрение может быть зарегистрировано – сентябрь 2022 года, решение суда не содержит никакого обоснования применения судом годичного срока для регистрации удобрения, являются несостоятельными в виду следующего.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Порядком государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 10.07.2007 года №357, установлен срок подачи регистрантом заявления на организацию проведения регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката в Минсельхоз России не позднее чем за три месяца до начала регистрационных испытаний. Иные сроки процедуры регистрации в Порядке государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов не предусмотрены.
Согласно ст.11 Федерального закона от 19.07.1997 года №109-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 года) «О безопасном обращении с пестицидами и ахгрохимикатами» срок проведения экспертизы не должен превышать шесть месяцев.
Доказательств установления более длительного срока государственной регистрации, чем один год, в материалы дела не представлено. Установление срока исполнения решения до сентября 2022 года повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований к отмене обжалуемого решения не содержат, выражают несогласие с правильными по существу выводами суда первой инстанции, поэтому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
По существу апелляционная жалоба ЗАО «Уралбройлер» сводится к повторному изложению позиции представителя ответчика в суде первой инстанции, не содержит фактов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, либо опровергающих выводы суда.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене, изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Уралбройлер» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: