Дело № 2-1917/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Голубева В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.,
с участием истцов Маевской Е.А., Балобановой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маевской <данные изъяты>, Балобановой <данные изъяты> к Мерзлякову <данные изъяты> о включении имущества в состав наследства и признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Истцы Маевская Е.А., Балобанова Н.В. обратились в суд с иском к Мерзлякову И.Г. о признании права собственности в порядке наследования. Заявленные требования мотивированы тем, что 27 сентября 2015 года умер <данные изъяты> Наследником после его смерти являются его жена <данные изъяты> которая подала заявление 14 октября 2015 года о выдаче свидетельства о праве собственности на нажитое в браке с <данные изъяты> умершим 27 сентября 2015 года имущество: земельный участок и гараж, находящихся по адресу: <данные изъяты> и денежного вклада, хранящегося в любом отделении <данные изъяты> на любом счете с причитающимися процентами и компенсациями. Но получить свидетельство о праве собственности как пережившая супруга, <данные изъяты>. после смерти мужа не успела, так как 05 октября 2016 года умерла. Наследниками после смерти <данные изъяты> являются: дочь Маевская Е.А. и внучки Балобанова Н.В., мать которой <данные изъяты> умерла 26 августа 1997 года. Истцы обратились к нотариусу с заявлением о выдаче им свидетельства о праве на наследство, но разъяснениями нотариуса им было указано на то, что необходимо подтвердить право собственности <данные изъяты> как пережившей супруги <данные изъяты> на указанное имущество. <данные изъяты> и <данные изъяты> состояли в зарегистрированном браке с 20 февраля 2004 года. В период брака был оформлен договор купли–продажи земельного участка и гаража по адресу: <данные изъяты>. А также в отделении <данные изъяты> хранятся денежные вклады. Согласно информации <данные изъяты> на момент смерти <данные изъяты> были открыты два счета, на которых по состоянию на 20.10.2016 года имелись денежные средства, в частности, счет с наименованием вклада «пенсионный плюс» <данные изъяты> счет с наименованием вклада «сохраняй 6 м-12 м» <данные изъяты> Указанное имущество было нажито супругами <данные изъяты> и <данные изъяты> в период брака. Решением Сарапульского городского суда УР от 17 января 2018 года был оставлен без удовлетворения иск Мерзлякова И.Г. к Маевской Е.А., Балобановой Н.В. о разделе наследственного имущества. Данным решением суда была закреплена доля за <данные изъяты> – право на обязательную долю в наследстве, а именно 1/2 доля в оставшейся 1/2 доле наследства, в том числе в виде денежных средств на счетах <данные изъяты> Таким образом, общая доля <данные изъяты> в наследстве составляет 3/4 доли (1/2 доля пережившего супруга и 1/4 – обязательная доля. Таким образом, земельный участок и гараж по адресу: <данные изъяты> и денежные вклады в отделении <данные изъяты> на счете с наименованием вклада «Пенсионный плюс» <данные изъяты>., счет с наименованием вклада «сохраняй 6м- 12м» <данные изъяты> являются общей совместной собственностью <данные изъяты> умершего 27 сентября 2015 года и <данные изъяты> умершей 05 октября 2016 года.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просят признать за ними право собственности на 3/4 доли земельного участка и гаража, расположенного по адресу: <данные изъяты> доли денежных вкладов, хранящихся в отделении <данные изъяты> вклад «пенсионный плюс», вклада «Сохраняй 6м-12м» в равных долях по 3/8 доли каждой в порядке наследования, оставшегося после смерти <данные изъяты> умершей 05 октября 2016 года.
В ходе рассмотрения дела истца уточнили свои требования, просят включить в состав наследства, оставшегося после смерти <данные изъяты> 3/4 доли земельного участка и гаража, расположенного по адресу: <данные изъяты> и 3/4 доли денежных вкладов, хранящихся в отделении <данные изъяты> на счетах <данные изъяты> и № <данные изъяты> и признать право собственности в равных долях за истцами.
В судебное заседание ответчик Мерзляков И.Г. не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
В судебном заседании истцы Маевская Е.А., Балобанова Н.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Суд, выслушав пояснения истцов, исследовав письменные материалы гражданского дела, пришел к следующим выводам.
27 сентября 2015 года умер <данные изъяты> факт его смерти подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>, выданным Управлением ЗАГС Администрации г.Сарапула 30 сентября 2015 года.
После смерти <данные изъяты> открылось наследство.
Как следует из материалов наследственного дела согласно информации <данные изъяты> на момент смерти <данные изъяты> у него были открыты два счета, на которых по состоянию дату смерти имелись денежные средства, в частности, на счете № <данные изъяты>, открытом 20.01.2015 года, и на счете № <данные изъяты>, открытом 13.12.2001 года.
Также <данные изъяты> являлся собственником гаража по адресу: <данные изъяты>. Право собственности <данные изъяты> на указанный гараж возникло на основании решение Сарапульского городского суда УР от 10 мая 2011 года. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от 30 мая 2011 года, выпиской из ЕРГН от 16 октября 2015 года.
Кроме того, <данные изъяты> являлся собственником земельного участка площадью 23 кв.м по адресу: <данные изъяты>. Право собственности <данные изъяты> на указанный земельный участок возникло на основании договора купли–продажи земельного участка из государственных и муниципальных земель до разграничения государственной собственности на землю от 18.11.2010 года № <данные изъяты>. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от 30 мая 2011 года, выпиской из ЕРГН от 15 апреля 2016 года
Как следует из свидетельства о заключении брака <данные изъяты> от 20 февраля 2004 года, <данные изъяты> и <данные изъяты> состояли в браке с 20 февраля 2004 года.
С заявлением о принятии наследства после смерти <данные изъяты> к нотариусу обратились <данные изъяты> как наследник первой очереди, и Мерзляков И.Г., как наследник по завещанию, удостоверенному нотариусом <данные изъяты> 11 апреля 2005 года.
Вступившим в законную силу решением Сарапульского городского суда УР от 17 января 2018 года по иску Мерзлякова И.Г. к Маевской Е.А., Балобановой Н.В. о разделе наследственного имущества было установлено, что <данные изъяты> имела право на обязательную долю в наследстве, а именно, 1/2 долю в оставшейся 1/2 доле наследства, в том числе, в виде денежных средств на счетах <данные изъяты> Правовых оснований для уменьшения размера обязательной доли <данные изъяты> в наследстве, в том числе, в виде денежных средств на счетах <данные изъяты> не имеется. Таким образом, общая доля <данные изъяты> в наследстве, в том числе, в виде денежных средств на счетах <данные изъяты> составляет 3/4 (1/2 доля пережившего супруга и 1/4 обязательная доля), оставшаяся доля в размере 1/4 наследуется Мерзляковым И.Г. как наследником по завещанию.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
14 октября 2015 года <данные изъяты> обратилась с заявлением к нотариусу о принятии наследства после смерти <данные изъяты>
В соответствии с п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу п.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
<данные изъяты> умерла 05 октября 2016 года, что следует из свидетельства о смерти <данные изъяты>, выданного Управлением ЗАГС Администрации г.Сарапула УР 06 октября 2016 года. Исходя из установленных судом обстоятельств, после смерти <данные изъяты> открылось наследство в виде:
- 3/4 доли гаража по адресу: Удмуртская Республика, <данные изъяты>;
- 3/4 доли земельного участка площадью 23 кв.м. по адресу: Удмуртская Республика, <данные изъяты>;
- 3/4 доли денежных средств, хранящихся на счете № <данные изъяты>, открытом 20.01.2015 года в <данные изъяты> на имя <данные изъяты>
- 3/4 доли денежных средств, хранящихся на счете № <данные изъяты>, открытом 13.12.2001 года в <данные изъяты> на имя <данные изъяты>
Наследником по закону после смерти <данные изъяты> в силу п.1 ст.1142 ГК РФ является ее дочь Маевская Е.А., что подтверждается свидетельством о рождении Маевской Е.А. серии <данные изъяты>, выданным Сарапульским гор.ЗАГС УАССР 03 марта 1964 года.
Наследником по праву представления после смерти <данные изъяты> в силу п.2 ст.1142 ГК РФ является ее внучка Балобанова Н.В.
Согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты>, выданному 02 марта 1995 года ЗАГС г.Сарапула УР 30 мая 1956 года родилась <данные изъяты> матерью которой является <данные изъяты>
Согласно справке о заключении брака № <данные изъяты> от 02 марта 2017 года <данные изъяты> брак с <данные изъяты> после чего ей присвоена фамилия «<данные изъяты>».
Согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты>, выданному 29 декабря 1976 года гор.ЗАГС г.Сарапула Удм. АССР 10 декабря 1976 года родилась <данные изъяты> матерью которой является <данные изъяты>
Согласно справке о заключении брака № <данные изъяты> от 09 декабря 2016 года <данные изъяты> заключила брак с <данные изъяты> после чего ей присвоена фамилия «<данные изъяты>».
Согласно свидетельству о расторжении брака серии <данные изъяты>, выданному 06 февраля 2006 года Управлением ЗАГС Администрации г.Сарапула УР брак между <данные изъяты> и <данные изъяты> расторгнут 17 мая 1998 года.
Согласно свидетельству о заключении брака серии <данные изъяты>, выданному 16 ноября 2012 года Управлением ЗАГС Администрации г.Сарапула УР 16 ноября 2012 года <данные изъяты> заключила брак с <данные изъяты> после чего ей присвоена фамилия «Балобанова».
Таким образом, Балобанова Н.В. внучкой <данные изъяты>. и дочерью <данные изъяты>
<данные изъяты> умерла 26 августа 1997 года, что следует из свидетельства о смерти <данные изъяты>, выданного Управлением ЗАГС Администрации г.Сарапула УР 02 февраля 2017 года.
В силу п.1 ст.1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Истцы обратились к нотариусу г.Сарапула <данные изъяты> с заявлениями о принятии наследства после смерти <данные изъяты> в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону истцам было отказано, поскольку отсутствовали документы, подтверждающие право собственности <данные изъяты> на указанное имущество.
Как следует из п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, поскольку истцы являются наследниками <данные изъяты> факт возникновения у <данные изъяты> права собственности на 3/4 доли гаража и 3/4 доли земельного участка по адресу: <данные изъяты>, а также на 3/4 доли денежных средств, хранящихся на счете <данные изъяты>, открытом 20.01.2015 года в <данные изъяты> и на 3/4 доли денежных средств, хранящихся на счете № <данные изъяты> открытом 13.12.2001 года в <данные изъяты> суд приходит к выводу о наличии оснований для о включении этого имущества в состав наследства, оставшегося после смерти <данные изъяты> и о признании за истцами права собственности на указанное имущество в порядке наследования.
В силу ст.1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.
Таким образом, за истцами подлежит признанию право общей долевой собственности на указанное имущество в равных долях – по 1/2 доле от 3/4 долей в праве общей долевой собственности, что соответствует 3/8 долям в праве общей собственности, признаваемым за каждым из истцов.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Маевской <данные изъяты>, Балобановой <данные изъяты> к Мерзлякову <данные изъяты> о включении имущества в состав наследства и признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Включить в состав наследства, оставшегося после смерти <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, уроженки г.Сарапула Удмуртской АССР, умершей 05 октября 2016 года, следующее имущество:
- 3/4 доли гаража по адресу: <данные изъяты>
- 3/4 доли земельного участка площадью 23 кв.м. по адресу: <данные изъяты>
- 3/4 доли денежных средств, хранящихся на счете № <данные изъяты>, открытом 20 января 2015 года в <данные изъяты>
- 3/4 доли денежных средств, хранящихся на счете № <данные изъяты> открытом 13 декабря 2001 года в <данные изъяты>
Признать за Маевской <данные изъяты> и Балобановой <данные изъяты> право собственности в порядке наследования после смерти <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, уроженки г.Сарапула Удмуртской АССР, умершей 05 октября 2016 года, в равных долях по 1/2 доле за каждой на следующее имущество:
- 3/4 доли гаража по адресу: <данные изъяты>
- 3/4 доли земельного участка площадью 23 кв.м. по адресу: <данные изъяты>
- 3/4 доли денежных средств, хранящихся на счете № <данные изъяты> открытом 20 января 2015 года в <данные изъяты>
- 3/4 доли денежных средств, хранящихся на счете № <данные изъяты>, открытом 13 декабря 2001 года в <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2018 года.
Судья Голубев В.Ю.